В современной Российской Федерации активно пропагандируются идеи монархизма, превозносится дореволюционный строй. Обставляется дело так, будто при Николае II все было очень хорошо, но пришли большевики и все испортили. Не будем обсуждать эту тему в целом, поговорим о частности - о том, как «хорошо» было с развитием авиации и какие были перспективы у этой отрасли.
Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях выдающийся советский авиаконструктор Александр Яковлев:
«В то время [1910-ые] авиация у нас находилась в самом зачатке. Несмотря на то, что Россия является родиной авиации: Можайский построил свой самолёт еще в 1887 году, несмотря на то, что великий русский учёный математик и механик профессор Николай Егорович Жуковский впервые создал науку летания — аэродинамику самолёта, которая и по сей день является основой авиационной науки во всём мире, в России почти не было своих самолётов.
Царское правительство считало более спокойным закупать "проверенные" иностранные аэропланы, чем рисковать с "доморощенными самоучками", как презрительно называли тогда высокопоставленные чиновники зачинателей нашей отечественной авиации, знаменитых теперь учёных и конструкторов. И капиталистам-предпринимателям невыгодно было возиться с отечественными конструкторами и учеными, тратить деньги на науку и опыты. Они предпочитали выписывать из-за границы части французских аэропланов и собирать их на месте — коммерчески это было прибыльнее».
В 1914-ом году разразилась Первая Мировая война. Российский Императорский военно-воздушный флот оказался к ней плохо подготовленным.
«Расчеты царского правительства обеспечить потребность в самолетах и моторах покупкой их за границей не оправдались. В ходе войны возникли большие трудности с доставкой. К тому же... союзники старались сбыть России уже устаревшие и мало пригодные для их собственных армий самолеты».
Российской империи во время войны пришлось в срочном порядке развивать авиационную промышленность. Но в мгновение ока такие дела не делаются.
«...Наибольшую трудность для отечественной авиационной промышленности представляло производство моторов: сказывались слабость металлургической базы — отсутствие высококачественных сталей, а также сложность освоения магнето, авиационных свечей, различных приборов и аппаратуры. Достаточно сказать, что за время войны только 10 — 15 процентов потребности в авиационных двигателях удовлетворялось отечественными заводами. В остальном Россия зависела от ввоза из-за границы».
Александр Яковлев был советским авиаконструктором, и потому, вероятно, он приводит крайние цифры. Наверное, по каким-то другим компонентам Российская империя зависела не так сильно. Что-то и вовсе делали сами. Но самолет по частям не летает. Если страна только на 15% покрывает потребности в двигателях - это приговор всей авиации во время войны. Собственно, Первая мировая это доказала.
Яковлев пишет, что в империи никто не хотел вкладываться в проекты самоучек. Я добавлю - в то время и самоучек было в разы меньше. Кто будет проектировать самолеты, безграмотный мужик в лаптях? И когда, в перерывах между 12-и часовым рабочим днем?
Именно советская система породила множество талантов, а потом этим талантам дала все возможности реализовать себя. Российская империя, с ее жесткой иерархией классов, была обречена на отставание не только в авиации, но и в множестве других отраслей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев