С младых ногтей на грядках! Как привлечь детей к помощи в огороде
"Деревенский дневник" 13 июня
- Тётя Света, а мы с папой огород делаем! У меня теперь свои грядки будут.
С этой радостной новостью ко мне прибежала Настюшка, дочь Ани. Пришла она не одна, а с мамой и братом, и ребятишки наперебой рассказывали мне, что за грядки у них будут, и что они собираются в них выращивать.
А потом они потащили меня к себе домой, показать свои будущие грядки. Степан в общем огороде сколотил вместе с детьми две высокие грядки из досок, на вид похожие на небольшие песочницы. Как раз ребятишкам удобно будет в них копаться.
Когда я рассматривала это чудо огородных технологий, Степан мне объяснил, зачем всё это.
- Мы считаем, что дети не обязаны выполнять наши взрослые обязанности - не для работы мы их родили, а для любви. И нельзя насильно заставлять детей работать, все должно быть в радость! Но это не значит, что нужно растить барчуков, лентяев, пока мы сами в огороде будем трудится. Но если прививать любовь к работе у ребенка с раннего детства, да не через приказы, а на своём примере, то в будущем они станут нам помощником в любом деле. Да и в жизни любой навык им пригодится.
Я ж сам тоже из деревни, но мать меня не заставляла в огороде работать. А хитро все провернула, что я сам полюбил в грядках возиться.
Она ко мне еще маленькому подошла и сказала, как по секрету, что у детей есть такая особенность, у них лёгкая рука на посадку растений, и попросила меня посеять горох в грядку. Мол, у неё он никак не вырастал, что бы она ни делала. Я такой гордый, пошел, в грядку натыкал горох, и представляешь, он не просто взошел за пару дней, но и всё лето обильно плодоносил всем на радость. А мама постоянно нахваливала меня, подчеркивая, что это моя заслуга, что так хорошо растет горох.
На следующий год я сеял уже практически все семена в нашем огороде, особенно крупные: горох, бобы, свеклу, редис, кукурузу и тд. И снова урожай на все овощи был отменный!
А в 5 лет у меня в огороде была свой собственный уголок, пара небольших грядок. На своих грядках я не только сеял семена, но и сам прореживал, пропалывал и поливал свои растения.
Помню, что мне тогда хотелось, чтобы на этих грядках вместе росли разные овощи: морковь, огурец, горох, помидор. Мама сомневалась в успехе такого огородного винегрета, но, что самое интересное, эта куча-мала была самая урожайная в нашем огороде!
С каждым годом мои обязанности в огороде расширялись. Я уже самостоятельно мог ухаживать за всем, что было посажено: полол, поливал, удобрял, обрабатывал от вредителей и собирал урожай. Как же я был горд всегда, собирая овощи со своих грядок. А мать всегда нахваливала меня перед друзьями и демонстрировала урожай, что еще больше стимулировало меня помогать ей в саду.
И что интересно, сейчас жалуются, что детей не могут заставить работать по дому, даже деньги им платят, а я трудился просто так, с удовольствием и просто за похвалу. Каждый день я работал в огороде недолго, примерно по одному часу. И этого было достаточно. Помню даже, что мама меня с грядок выгоняла, чтобы я отдохнул, а мне хотелось больше еще что-то сделать. В общем, хитрый подход к детям нужен!
Ну, конечно, есть и другие хитрости, как детям сделать работу в саду интересной. Детская клумба или грядка должна располагаться на виду у взрослых, но не на проходном месте. Ее стоит разместить недалеко от детской площадки для игр — так ребенок чаще будет вспоминать о ее существовании. Но с таким расчетом, чтобы случайно отлетевший мяч или другая игрушка не повредили растения.
Делать клумбу желательно ВМЕСТЕ с ребенком, чтобы он уже на первоначальном этапе включился в работу и ощущал, что его помощь важна.
Малышам можно доверить пару раз стукнуть молотком, принести в маленьком ведерке земли и разрыхлить поверхность клумбы детскими грабельками. Гордость, переполняющая малыша, за выполнение этих простых действий запомнится всем надолго!
Дети постарше могут справиться самостоятельно. Важно не пускать процесс обустройства грядки на самотек — ребятам станет скучно, и они забросят начатое дело.
Чтобы было видно, что это именно детские грядки, можно бортики покрасить и поставить смешное пугало на эту грядку или яркие флажки.
А уж когда грядка готова, начинается волшебство – надо показать ребятишкам, как посадить то или иное семечко. Рассказать, что и когда из него вырастет, и как правильно за ним ухаживать. Дальше пусть малыш сам сажает и поливает: а наша задача — наблюдать и подсказывать.
Если ребенок забыл полить и порыхлить свою грядку, надо напомнить ему об этом или полейте сами — но обязательно так, чтобы малыш не видел. Он только учится ответственному подходу к делу и не всегда может сосредоточиться на чем-то одном. Ну и, конечно, овощи ребенку лучше сажать те, которые он сам любит: морковь, горох, огурцы, клубнику. Так он будет больше есть полезных овощей и со временем попробует что-то новое. Для красоты можно цветочки насадить всякие неприхотливые.
Пропалывать же грядку лучше вместе: на первых порах наш юннат вряд ли сможет отличить сорняк от культурного растения.
Если дети каждый вечер с родителями выходят в сад, то это будет настоящая семейная традиция, о которой они потом всю жизнь помнить будут.
Помню, как я приводил своих друзей в огород, чтобы похвастаться своей грядкой. А те бежали потом к своим мамам, чтобы им тоже выделили собственные уголки в огороде. Насколько я знаю, ни одна мама не пустила ребенка хозяйничать на огороде. А потом жаловались, что повзрослевшие дети им не хотят помогать. Только сами забыли, что отбили эту охотку в раннем детстве.
Знаешь, Света, в наше время сложно оторвать детей от компьютеров и планшетов. Просто нет альтернативы этим гаджетам. Я считаю, что с детьми надо общаться не в приказном тоне, а вовлекая их в любое дело с интересом и игрой, чтобы они еще чувствовали гордость и ответственность за то, что сами делают.
Продолжение следует...
Меня зовут Ольга Усачева. Это 44 глава повести "Деревенский дневник".
Все опубликованные главы смотрите здесь
Комментарии 3