Нижегородская земля стала родиной ярких явлений в истории русского народного искусства – городецкой резьбы и росписи по дереву. Истоки этого искусства исследователи связывают с уникальным промыслом по изготовлению прялочных донец, существовавшим в селениях по берегам реки Узолы с давних времен. Прялка представляла собой конструкцию из большого гребня для кудели, который вставлялся в донце, представлявшее собой украшенную росписью доску. После окончания работы гребень вынимали, а донце служило украшением избы в качестве своеобразной картины, создававшейся сначала в технике резьбы, а позже - росписи.
Без донца не обходилась ни одна крестьянка, прявшая лен в Нижегородской губернии в XIX веке. Прядением льна занимались обычно в зимнее время, свободное от сельскохозяйственных работ, и эта работа производилась женщинами. Обработанное льняное волокно привязывалось к верхней части прялки - гребню (лопасти), а на донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. В Нижегородском крае пряли с гребня: его вставляли в донце и на его зубья надевали кудель.
Развитие промысла городецких донец представляет собой сложную и интересную историю становления и развития традиционной системы украшения инструментов, включающую смену техник, развитие образов, тем для рисунков, наносившихся на изделия (орнаментов).
С древних времён (IX- середина XII века) прялка была предметом большого внимания крестьянки. Девушке, достигнувшей возраста, когда она начинала заниматься прядением (6-8 лет), покупали или дарили соответствующее по размеру донце. Прялку, как символ домашнего благополучия, обычно дарил невесте жених, стараясь приобрести донце покрасивее, а если он сам был мастером, то, конечно, стремился вложить всё своё уменье в декоративную обработку прялки.
Среди домашней утвари, находившейся в обиходе крестьянки, прялка была первостепенным орудием женского труда, с которой даже ходили в гости на «посиделки». Всё это способствовало тому, что убранство прялок отличалось особенным богатством и разнообразием орнаментальных мотивов, представляющих большой интерес и заслуживающих особого внимания.
Данная прялка изготовлена городецкими мастерами, бытовала в с.Шава Макарьевкого уезда (ныне принадлежит Кстовскому району). Донце имеет широкую лопатообразную форму, В ее округлый конец вделан «копылок», в который вставлялся гребень. Лицевая поверхность донца и копылок украшены резьбой и росписью. В задачу художника не входило приблизить изображение к натуре. Его цель — сделать вещь как можно наряднее. Композиция располагается в два яруса, разделенные резными орнаментальными полосами. В верхнем ярусе изображен 1 всадник, внизу собака и фигура человека, вокруг геометрический и цветочный орнамент. На нижнем ярусе в центре изображена розетка (круг с вписанным в него шестилистником — древним символом солнца.), по кругу цветочный орнамент. Копылок так же не обделен вниманием мастера. Справа изображена птица, слева – конь, спереди и сзади – вертикальный линейный орнамент.
Конь в городецкой росписи — символ богатства. В старину, те крестьяне, у кого не было лошади, были самыми бедными на селе: ни землю в поле вспахать, ни сена корове привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить... Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.
Данная прялка является образцом инструмента, при помощи которого не только «Три девицы под окном пряли поздно вечерком», о которых пишет А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане», но и крестьянки наших земель, например, с. Шава, изготавливали пряжу. Работа эта была трудоемкой и часто продолжалась за полночь, потому что пряжи нужно было изготовить на всю семью, что было делом очень нелегким. Источником света была только горящая лучина - щепка из сухого дерева, которая вставлялась в светец, специальную тонкую вилку, ставившуюся рядом или в ведре с водой. Несмотря на трудоемкость, именно по умению прясть в крестьянской семье судили о том, насколько хороша девушка как невеста, а красиво украшенное донце в глазах жениха становилось этому лишним доказательством.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев