ГЕРОЙ РОССИИ ХАБИБУЛЛИН РЯФАГАТЬ (РЯФАТ) МАХМУТОВИЧ (28.03.1965 — 08.07.2016)
- командир 55-го отдельного вертолётного Севастопольского полка армейской авиации 4-й армии Воздушно-космических сил Южного военного округа, полковник.
Родился 28 марта 1965 года в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области в крестьянской семье. Татарин. Окончил среднюю школу в родном селе. После окончания школы поступал в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, а затем в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, однако не был принят в оба училища по состоянию здоровья и по конкурсу.
В 1983 году был призван в армию на срочную службу. Служил в разведывательной роте зенитно-ракетного полка 30-й гвардейской мотострелковой дивизии Центральной группы войск (город Зволен, Чехословацкая Социалистическая Республика). В 1984 году по личной просьбе был направлен из войск на учёбу.
В 1988 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1988 года проходил службу в 55-м отдельном вертолётном полку Северной группы войск (город Бжег, Республика Польша), который с 1989 года базировался в городе Легница, затем на аэродроме Багич, а в мае 1992 года выведен в Россию и базировался в городе Кореновск Краснодарского края.
Служил лётчиком-оператором, командиром экипажа, штурманом звена, командиром эскадрильи, заместителем командира полка. В составе полка участвовал в локализации осетино-ингушского конфликта (1992), грузино-абхазского конфликта (1993-1994). С ноября 1994 года участвовал в первой чеченской войне, в одном из боевых вылетов был тяжело ранен, но сумел вывести из-под огня и посадить повреждённый вертолёт. После длительного лечения вернулся в строй и в 1996 году вновь участвовал в боевых действиях в Чеченской Республике.
Во второй половине 1990-х годов принимал участие в операциях миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта. С 1999 года участвовал во второй чеченской войне в многократных командировках вплоть до 2008 года, а в августе 2008 года – в боевых действиях на территории Южной Осетии во время операции по принуждению Грузии к миру.
В 2005 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. С августа 2009 года – заместитель командира по лётной подготовке Будённовской авиационной базы 1-й категории, с ноября 2010 года – командир 393-й Севастопольской авиационной базы армейской авиации. За успешное выполнение боевых заданий командования база была награждена орденом Кутузова (12.06.2012). После восстановления полковой структуры в декабре 2015 года назначен командиром 55-го отдельного вертолётного полка армейской авиации.
С 2015 года участвовал в военной операции Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики. 8 июля 2016 года террористы атаковали господствующие высоты восточнее города Тадмор провинции Хомс, прорвав оборону сирийских правительственных войск.
Лейтенант Евгений Викторович Долгин (1992-2016)
Экипаж вертолёта Ми-25 в составе полковника Хабибуллина Р.М. и лейтенанта Долгина Е.В. получил запрос от сирийского командования группировки на огневое поражение наступающих боевиков, после чего командир принял решение атаковать бандформирования. Грамотными действиями российского экипажа наступление противника было сорвано. При развороте на обратный курс, после израсходования боекомплекта, вертолёт был сбит огнём с земли и упал в районе, который контролируется сирийской армией. Оба члена экипажа погибли... Указом Президента Российской Федерации № 382 от 28 июля 2016 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, полковнику Хабибуллину Ряфагатю Махмутовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Евгений Долгин был награждён орденом Мужества посмертно.
Полковник (2009). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами (2008), 2 орденами Мужества (13.10.1996, 13.04.2000), орденом «За военные заслуги» (17.02.2000), медалями.
Лётчик-инструктор полковник Р.М.Хабибуллин подготовил 28 лётчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки на высоте до 3000 метров. Имел налёт более 3300 часов, из них на выполнение боевых задач – более 2800 часов, выполнил более 2000 боевых вылетов. Освоил управление всеми типами и модификациями вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-28Н, принятых на вооружение Российской армии.
Его именем названы улица в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области, средняя общеобразовательная школа №3 в городе Кореновск Краснодарского края. Мемориальные доски в его честь установлены у здания средней школы № 3 в Кореновске (Краснодарский край), в районном центре пгт. Старая Кулатка (Ульяновская область), на доме в родном селе Вязовый Гай Старокулаткинского района, в котором он вырос. В июле 2017 года его имя было присвоено вертолёту Ми-8АМТШ 55-го отдельного вертолётного Севастопольского полка армейской авиации Южного военного округа. Бюст Героя установлен на территории российской авиационной базы Хмеймим (Сирия) в 2020 году.
24 июля 1953 года - на Саратовском авиазаводе начаты испытания серийного вертолета Як-24.
Вертолеты Як-24 по грузоподъемности превосходили все зарубежные вертолеты. В просторной грузовой кабине с задним грузовым люком могли размещаться два автомобиля-вездехода ГАЗ-69 или один автомобиль с пушкой калибром 45мм или до 40 солдат. В августе 1955 года на воздушном празднике в Тушино демонстрировались пять первых серийных вертолетов Як-24, в этом же году вертолеты участвовали в учениях, где десантировали военную технику. На вертолете Як-24 17 декабря 1955 года были установлены первые в нашей стране мировые вертолетные рекорды: летчики Е. Ф. Милютичев и Г. А. Тиняков подняли груз массой 4000кг на в
ГОП - группа огневого прикрытия. Это специально обученные парни, которые находятся на вертолёте ПСО
(поисково-спасательного обеспечения). В том случае, если в огромном синем небе, не дай Бог, произошло какое-то авиационное происшествие: экипаж выполнил вынужденную посадку, катапультировался или был сбит, то эти парни, рискуя собственными жизнями, вместе с экипажем ПСО, бросаются к нему на выручку. Прилетев в район поиска или эвакуации они шмаляют врага со всех бортов со всех стволов, прикрывая наших парней. Благодаря экипажам ПСО с группами ГОП, были спасены многие жизни! На видео же Ми-35 выполняет прикрытие Ми-8 который эвакуирует наших раненных @rostmeo
23 июля 1982 года состоялся первый полёт опытного одноместного боевого вертолёта В-80,
первого прототипа знаменитой "Черной акулы" – Ка-50. Впервые в воздух машина поднялась месяцем раньше, 17 июня. Но тогда это было только короткое висение, а официальным началом испытаний вертолёта считается именно полёт по кругу. Пилотировал первый В-80 заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Бездетнов, которому в 1985-м было присвоено звание Героя Советского Союза. Он провел большую часть испытаний «единички» Любопытная особенность этой машины, имевшей бортовой номер 010: в целях «конспирации» на бортах ее фюзеляжа были нарисованы "окна" и "двери" – как будто это транспортный борт.
Комментарии 33