Большую роль играет практика и в школьном обучении естествознанию.
Практическая работа является хорошим стимулом для дальнейшей теоретический работы. Практическая потребность разрешить тот или иной вопрос повышает интерес детей к учебным занятиям, делает их работу более осмысленной, мотивированной.
Практическая работа помогает уточнять представления детей о предметах: воздействуя в процессе труда на тот или иной предмет, дети знакомятся с его разнообразными свойствами (состав и свойства почвы при вскапывании грядок); выращивая какое-нибудь растение на огороде, дети получают о нем гораздо более отчетливое и полное представление, чем в том случае, если бы они знакомились с ним только на уроках в классе.
Это отнюдь не значит, что представления детей могут уточняться только в процессе практической работы. Образование и уточнение представлений происходит и на обычных классных уроках, где дети знакомятся с предметами или их изображениями. Но практическое знакомство с предметом дает наиболее полные, богатые конкретным содержанием представления о нем.
Надо использовать все возможности для практического ознакомления детей с изучаемыми предметами и явлениями.
Отчетливые представления, полученные детьми в процессе практической работы, облегчает образование у детей правильных понятий. Дети, которые в процессе работы на огороде наблюдали образование плода из цветка (у гороха, огурцов, помидоров), которые собирали и лущили плоды гороха и т.д., гораздо легче овладевают элементарным понятием "плод", чем те дети, которые только на уроке впервые ознакомятся с этим материалом.
Практика помогает выяснению сложных связей и взаимоотношений между отдельными объектами природы. Знание этих связей помогает установить правильное отношение детей к изучаемым объектам. Связи, раскрытые детьми в процессе практической работы (работы на огороде, например), в отличие от работы в классе, отличаются наибольшей конкретностью, очевидностью, убедительностью, а потому легче усваиваются и осознаются маленькими детьми (повреждение листьев капусты -> гусеницы бабочки-капустницы на капустных листьях -> борьба с вредителями огорода с привлечением птиц, лягушек, жаб).
Далеко не все положения науки могут быть даны на основе личной практики детей. Да и нет необходимости (даже если бы это было возможно) обязательно все положения науки давать на основе практики. Многие понятия и законы природы могут быть хорошо усвоены детьми на основе предшествующего личного опыта и ранее накопленных знаний.
Учитель передает школьникам обобщенные результаты опыта предшествующих поколений, избавляя детей от необходимости повторять бесчисленное множество трудовых усилий, которые понадобились человечеству, чтобы сформулировать то или иное определение, вывод, закон и проверить их правильность.
Из огромного количества опытов, работ, проделанных человечеством на протяжении тысячелетий, учитель отбирает в дидактических целях такие практические работы и так их организует, чтобы они в наилучшей степени помогали ученикам сознательно овладеть результатами обобщенного опыта человечества, выраженными в понятиях и законах науки.
Таким образом, каждый учитель, должен возможно теснее связать сообщаемые теоретические сведения с практикой детей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев