https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/sila_lva_polot_sokola_996.htm )
Автор: Тренихин Михаил Михайлович – научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция», кандидат искусствоведения
История сокольского движения насчитывает уже больше 160 лет. И при этом малоизвестно в России. О символике и атрибутике знают ещё меньше. Создание его относится к 1862 году, когда в столице австро-венгерской Богемии Праге было создано спортивное общество со специально разработанной т.н. сокольской гимнастикой, которое, однако, было в большей степени общественно-политическим, руководствуясь идеями панславизма.
С 23 апреля по 19 июня 1867 года в московском Манеже проходила Русская этнографическая выставка. Первоначальный план выставки предусматривал показ жизни народов всего мира, позже охват был сужен до славянских народностей. Программа выставки была утверждена лично императором Александром II. На ней демонстрировались народные костюмы и предметы быта, показывавшие культуру народов почти всей Российской империи и славян, живших в пределах Австро-Венгрии, Пруссии, Саксонии и Турции, в Сербском княжестве и в Черногории.
Панславизм, идейное течение и общественно-политическое движение в России и других славянских странах в XIX веке, основан на идее исторического единства славянских народов, выраженного в родстве языков, древней литературы и наличии общих черт в истории. Возник в начале XIX века в Чехии и Словакии, входивших в состав Австрийской империи, как одно из проявлений Славянского возрождения, с одной стороны, и как ответная реакция западных славян на укрепление позиций пангерманизма – с другой.
На рубеже XIX–XX веков вновь получили развитие идеи укрепления культурных связей между славянскими народами («культурный» панславизм), они стали основой неославизма в начале XX века.
Образ сокола – это символ благородства, храбрости, силы, ума, красоты и любви к свободе. Сокол был избран эмблемой ещё и как противоположность австро-германским имперским орлам – тяжеловатым, с топорщащимися перьями; нередко он изображался вниз головой, т.е. пикирующим.
Нельзя назвать это движение массовым. Но опыт самых массовых в мире организаций, какими были пионерия и комсомол, показал, что поголовное членство в них всей молодёжи и подростков как обязаловка, не смогло обеспечить расколовшейся стране высокий уровень культуры и социальной защиты.
Знаки-монограммы (кокарды) сокольского движения с перьями соколов.
Виньетки добровольных благотворительных сборов к Всеславянскому дню 19 февраля 1915 года (сбор «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство»). Российская империя. Коллекция Михаила Тренихина.
Почтовые карточки панслависткого содержания:
1. Всеславянский съезд в Софии (1910 г.), Королевство Болгария.
2. Россия-Сербия. Художник Н.С. Матвеев. Двуглавый русский орёл укрывает крыльями сербскую и черногорскую девушек. «О, Сербия! Ты доблести полна, Ты на Балканах луч во мгле тумана…» (стихотворение В.А. Гиляровского). 1915 г. Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона.
3. «Знаменосец Чешской дружины [Ярослав Гейдук, чеш. JaroslavHeyduk / Hejduk, 1863–1918]. В пользу Фонда Чешской дружины. Издательство Чехословака» (чеш. PraporečnikČeskéDružiny. VeprospěchFonduČeskéDružiny. VydavatelstvíČechoslováka). Российская империя. 1914г. Коллекция Михаила Тренихина.
#симпобедиши2023 #фондкультурныхинициатив
https://www.youtube.com/watch?v=65Tl9i30CSY&list=PL0o_ahCBBW64zxRj2aboWcT63DBxC5FO0&index=8 )
...https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/sila_lva_polot_sokola_996.htm )
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев