«Не забывайте прошлое. Смотри на прошлое как на историю. Она говорит, что нам всегда нужна вера, чтобы двигаться вперед в технике, идеях, чувственности. История имеет отношение к карьере каждого. Ты не можешь смотреть только на себя, иначе ты не увидишь... Я нахожу вдохновение везде: в культуре, истории, книгах... Самый лучший способ узнать тебя —- узнать, как чувствовать себя в безопасности... Тогда ты преуспеешь в себе и в своих талантах...»
Альдо Коппола, итальянский стилист
Самые древние источники сообщают нам удивительные сведения: парикмахер был важнейшим человеком своего племени. Он был и знахарем, и священником. Древний человек был очень суеверным, и доисторические племена верили, что и добрые, и злые духи проникают в каждого человека через волосы. Изгнать злых духов из человека можно было, по их мнению, только состригая его волосы. А если учесть то, что у каждого племени был свой обряд изгнания злых духов через стрижку, то становится ясно, что парикмахер был незаменимым членом сообщества. Они были главными фигурами в религиозных церемониях. Во время таких церемоний волосы людей были распущены и лежали на плечах, чтобы не препятствовать выходу злых духов. После ритуальных танцев парикмахеры состригали людям волосы в духе моды племени, а потом зачёсывали их назад так сильно, чтобы злые духи не могли проникнуть в человека, а добрые духи не могли выйти.
Такие парикмахерские традиции были распространены в Древней Азии. При этом практически везде, где существовали легенды и суеверия о волосах, парикмахеры процветали. И в наши дни в Индии продолжают своё существование суеверия о волосах, и те, кто умеет делать стрижки и причёски, пользуются большим авторитетом.
В примитивных обществах времен палеолита те, кто стригли волосы, обладали самой высокой властью среди всех социальных классов. Люди верили, что в волосах живет душа человека, что волосы были путем выражения мыслей в физической форме. Подрезать волосы рассматривалось как способ убрать дьявольскую сущность и обновить энергию. По этой причине эта работа была в руках мудрых людей - жрецов.
В гробнице № 45, на нижнем кладбище Фив была найдена статуэтка 19 дюймов высотой, относящаяся к XVIII династии или еще древнее. Ей приблизительно 3300 лет. Фигурка представляет собой парикмахера Meryma'at (удалось найти в сети - ВМ). Он отвечал за бритье жрецов храма Амун. Это был ритуал, происходивший каждые три дня и состоящий в бритье их тел полностью, включая их головы и лица. Древние египтяне верили, что это был вклад в очистку их духовности. Эта маленькая статуэтка, в которой Meryma'at одет в короткую юбку с многочисленными складками и в парик, украшающий его голову, показывает отношение, которое имели парикмахеры к храму Амуна и их высокое положение.
В Египте парикмахеры были богатыми и уважаемыми людьми. Древние памятники и папирусы рассказывают, что египтяне брили свои головы и бороды. Египетские священники даже брили всё тело один раз в три дня! В это время парикмахеры носили инструмент в открытых корзинах. Их бритвы были похожи на маленькие топоры с изогнутыми ручками. Библия рассказывает нам о том, что когда Иосиф был вызван, чтобы предстать перед фараоном, специально для него был послан парикмахер, дабы не оскорбить взгляд фараона небритым лицом.
Парикмахеры в Греции заняли выдающееся положение в обществе ещё до пятого столетия до нашей эры. Эти мудрые афинские мужчины состязались друг с другом в искусстве стрижки бород. Как раз в это время стрижка бороды стала искусством, а брадобреи стали важнейшими гражданами. Государственные деятели, поэты и философы часто посещали парикмахерские, чтобы постричь волосы или бороду, сделать завивку и побрызгаться дорогостоящими духами. Ещё одним поводом для посещения парикмахерских было обсуждение последних известий, ведь Древнегреческие парикмахерские были общественными центрами, в которых сосредотачивались все социальные, политические и спортивные новости. Важность брадобрейского искусства в Греции могла иметь корни и в том, что репутация какого-то видного грека была принижена его оппонентом, борода которого была более аккуратно пострижена.
В третьем столетии до нашей эры македонцы, во главе с Александром Великим (Македонским), начали свои завоевательные походы в Азию и потерпели несколько поражений от персов, которые хватали македонцев за бороды, притягивали их к земле и протыкали копьями. Это привело к тому, что Александр Македонский издал указ о том, что все солдаты должны быть гладко выбриты. Остальные граждане последовали примеру военных, и ношение бороды быстро вышло из моды.
В Риме брадобрейское искусство было малоизвестным до 296 года до н.э., когда Тисиниус Мена приехал из Сицилии в Рим и доказал, что бриться - это хорошо. Бритьё скоро вошло в моду, и парикмахерские стали местами сбора римских денди. Не было более частых посетителей парикмахерских и салонов красоты, чем римляне. Они часто проводили по нескольку часов в день в салонах красоты, где их брили, стригли, делали им причёски, массаж, маникюр, намазывали их редкими мазями и наносили косметику с неизвестными формулами. У каждой влиятельной леди Рима среди прислуги всегда был парикмахер, а представители богатой знати всегда имели частного брадобрея, как их тогда называли. Парикмахеров так высоко ценили, что была установлена статуя в память о первом парикмахере Рима.
Когда на императорский престол в Риме взошёл Адриан, вновь установилась мода на бороды - и по вполне понятной причине. Лицо Адриана было покрыто уродливыми бородавками и шрамами. Для того, чтобы их скрыть, он отращивал бороду. А люди Рима, подражая своему правителю, отращивали бороды независимо от того, нуждались они в этом или нет.
Мода снова сменилась. Снова актуальным стало гладко выбритое лицо. Как известно, Гай Юлий Цезарь всегда был чисто выбрит.
Как показывает нам история, глава государства был законодателем моды, а граждане государства всегда были готовы следовать стилю своего правителя. Есть много примеров в Библии, в которых фигурирует профессия парикмахера. Например, Моисей приказал всем, кто избавлялся от проказы, бриться наголо. Это было сделано как профилактика, так как евреи всегда носили бороду как знак мужественности. В это время ортодоксальные евреи довольно слабо уважали чисто выбритых мужчин. Во время траура древние евреи позволяли себе не стричь бороды, но обычно их бороды были аккуратно пострижены. Пророк Иезекиль говорит о древней традиции бритья следующими словами: «Возьми бритву парикмахера и сделай так, чтобы она прошла по голове твоей и бороде твоей» (бритвы тогда делали из раковин и кремния).
В течение первых столетий после Рождества Христова брадобреи Европы практиковали своё ремесло везде, где было принято брить лицо и стричь бороду. Шарлемань сделал модными длинные распущенные волосы, но каждый новый завоеватель менял моду в соответствии со своими прихотями и личными потребностями. В первые десять веков нашей эры большинство людей, даже знать, были необразованны и не умели ни читать, ни писать. В основном образованными людьми были монахи и священники, которые становились врачами Средневековья. В это время ещё не было профессиональных хирургов. Большинство болезней, которые в наше время легко лечатся, приводили к смерти. «Кровопускание» было наиболее популярным способом лечения всех болезней. Первыми такие процедуры начали проводить священники, нанимавшие парикмахеров себе в помощники. Это было первым шагом в прогрессирующей профессии брадобрея. Брадобреи были ассистентами врачей-священников вплоть до 12 века. На церковном соборе в 1163 году духовенству запретили пускать кровь и вообще заниматься врачеванием и хирургией, обосновывая это тем, что пускать кровь из человеческого тела - это кощунственное занятие для посланника Бога. Парикмахеры же, воспользовавшись ситуацией, взяли на себя обязанности, оставленные духовенством, и эра брадобреев-хирургов началась. Тесная связь между парикмахерским искусством и хирургией протянулась на более чем шесть столетий. В это время профессия парикмахера достигла небывалых высот.
В середине 13 века парижские парикмахерские компании, известные как Братства Святого Космоса и Святого Домайна, основали первую в истории школу, в которой проводилось систематическое обучение парикмахеров практике хирургии. Позже эта школа выросла и стала образцом для школ хирургии Средневековья. Многие из лучших хирургов этого времени были воспитанниками Школы Св.Космоса и Св.Домайна. Учреждение этой школы было одним из самых существенных вкладов в развитие человечества. Старейшая парикмахерская организация в мире, известная до сих пор в Лондоне как "Worshipful Company of Barbers" ("Почтенный Союз Парикмахеров"), была основана в 1308 году. Ричард ле Барбур как глава парикмахеров следил за всей парикмахерской индустрией в Лондоне. Один раз в месяц он совершал обход парикмахерских и упрекал тех парикмахеров, которые вели себя недостойно или переходили в менее престижные компании. Но не только такой властью был наделён глава парикмахеров. У него довольно успешно получалось пресекать всякие попытки к практике парикмахерского искусства неизвестными людьми. Гильдия парикмахеров 14 столетия была, несомненно, во много раз более мощна, чем любой из современных союзов. Король и совет всячески поддерживали Гильдии, пренебрегая при этом их правилами. Нормальным явлением было снижение срока тюремного заключения нарушителям инструкций Гильдии.
Вплоть до 1416 года никто не препятствовал парикмахерам практиковать хирургию и лечение зубов. Но вскоре стало ясно, что для парикмахера это слишком. Сложно представить себе, чтобы обычный человек мог достаточно хорошо владеть практикой как хирургии и лечения зубов, так и разнообразных парикмахерских и брадобрейских услуг. Люди начали жаловаться на то, что после посещения парикмахера-хирурга они становились ещё более больными, вместо того, чтобы вылечиться. Много брадобреев начали заниматься шарлатанством, чтобы скрыть своё невежество в медицине и анатомии.
В конце концов, жалобы попали во внимание мэра и совета Лондона. В 1416 году вышло постановление, под страхом смерти или лишения конечностей запрещавшее парикмахерам заниматься врачеванием. Парикмахер мог только в течение трёх дней с момента обращения пациента представить его одному из мастеров Гильдии брадобреев-хирургов. Но до 1461 года парикмахеры были единственными людьми, занимавшимися хирургией.
С развитием терапии, хирургии и лечения зубов как отдельных разделов медицины, парикмахеры стали всё менее востребованными в своих, не самых лучших, тройных способностях парикмахеров-хирургов-дантистов. Хирурги захотели окончательно освободиться от влияния парикмахеров, и ходатайствовали в парламент о том, чтобы разорвать "старую дружбу" парикмахеров с хирургами и чтобы каждая из профессий строго придерживалась своих границ. Для рассмотрения вопроса парламентом был созван комитет, который, в конце концов, передал парламенту сведения об удовлетворении прошения. Постановлением парламента, утверждённым королём, союз парикмахеров и хирургов был распущен в июне 1745 года. Были сформированы два отдельных союза, и собственность, принадлежавшая прежде совместно парикмахерам и хирургам, была разделена между новыми двумя союзами.
Эти события привели к спаду популярности профессии парикмахера. То же самое произошло во Франции во время правления Луи XIV. К концу 18 века парикмахеры окончательно растеряли все права на занятия хирургией и лечением зубов по всей Европе, кроме очень маленьких городов и забытых Богом мест, где и в помине не было ни хирурга, ни дантиста. После того, как парикмахерам запретили заниматься терапией, хирургией и лечением зубов, они стали не более чем ремесленниками и прислугой, слугами моды. Когда в 18 и начале 19 столетий в моде были парики, парикмахерам не оставалось ничего другого, как делать парики.
Профессия парикмахера потеряла своё былое величие, и парикмахеры стали скорее чернорабочими, чем профессионалами. В Англии, Америке и во всём цивилизованном мире парикмахер стал всенародным посмешищем. Парикмахерские стали притонами, местами, где собирался всякий сброд. Грязные истории, злонамеренные скандалы и всякого рода сплетни характеризовали парикмахерские этого времени. Парикмахерская стала местом, где мужчины освобождали самые низкие свои инстинкты, и куда женщин не допускали.
В конце 19 столетия произошло несколько примечательных событий, связанных с профессией парикмахера, которые привели к подъёму её популярности. Сложно было сказать, сколько времени должно было пройти, чтобы на парикмахера смотрели как на профессионала, наравне с дантистами, мастерами маникюра-педикюра и другими родственными профессиями. Но было очевидно, что общественность, да и сама профессия, готовы к лучшему.
В 1893 году А.Б.Молер из Чикаго основал школу парикмахеров. Это было первое учреждение такого рода в мире, и его успех был очевиден с самого начала. Школа отстаивала права на выдачу дипломов о высшем образовании, и открывала филиалы почти во всех крупных городах Соединённых Штатов. В начале в этой школе обучали только практическим навыкам стрижки, бритья и ухода за лицом, так как ни общественность, ни само парикмахерское искусство ещё не были готовы к принятию научных тенденций в области волос, кожи вообще и кожи головы в частности. Только в 1920 году был сделан мощный рывок к превращению парикмахерского искусства в полноценную профессию, такую, какой мы её знаем сегодня.
Материал для публикации взят в доступном ИНЕТе, который не всегда мне помогал в поиске данных (название, дата, автор, качество) представленных репродукций.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2