Словарь В. И. Даля, который вышел в середине XIX века, определял этот термин так: «Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; перекупщик, переторговщик… живет обманом, обсчётом, обмером…»
Слово «кулатчики» использовали и раньше: ещё в XVII веке городские дельцы разом выкупали у торговцев-крестьян привезённые на рынок мясо, сено, дрова и другие товары, а потом продавали их с наценкой. В боярском приговоре 1694 года «О нечинении перекупа привозимых на рынки крестьянами припасов» власти запретили такую скупку, чтобы «торговым приезжим и Московским жителям от тех скупщиков и кулатчиков обиды и разорения отнюдь не было».
В деревнях прозвище закрепилось за теми, кто разбогател на торговле и ростовщичестве. Кулаки обычно не работали в поле: они ссужали односельчанам зерно и деньги, давали в аренду лошадей для обработки земли, а взамен требовали весомую часть урожая — такая расплата в конце зимы неизменно приводила к новым займам. Кулаки также закупали чужое зерно по заниженным ценам, а для работ на собственных землях нанимали дешёвых батраков или своих же должников. Считалось, что эти люди держали деревню «в кулаке» — по одной из версий, поэтому их и стали называть кулаками.
Согласно другой теории, прозвище «кулак» произошло от слов «куль, кулек» и «кутати» (кутать). Лингвист Алексей Соболевский предполагал, что в древнерусском языке этот термин обозначал что-то вроде мешка, куля или обвёртки и был близок к выражению «денежный мешок».
В художественной литературе одним из первых слово «кулак» употребил Николай Гоголь. В поэме «Мертвые души» Чичиков говорил о помещике Собакевиче: «Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками и ты через них сделался то, что называют человек-кулак?»
К этому образу обращались и другие классики. Например, Михаил Салтыков-Щедрин писал в книге «Мелочи жизни»:
"Поле деревенского кулака не нуждается в наемных рабочих: мужик обработает его не за деньги, а за процент или в благодарность за «одолжение». Вот он, дом кулака! вон он высится тесовой крышей над почерневшими хижинами односельцев; издалека видно, куда скрылся паук и откуда он денно и нощно стелет свою паутину".
По материалу портала Культура.РФ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 181
На какие жертвы шли предки наши, чтобы выжить в той мясорубке... У моего деда была хлебная лавка, хотели его арестовать - они успели её закрыть к тому времени. И обошлось. Через 2 года в 1937 его по доносу соседей арестовали по ст. 58.10 (самая популярная тогда статья за антисоветскую агитацию) и сослали в АмурЛаг. То ли на лесоповале, то ли на стройке прадеду на ногу бревно упало - лечения толком не было - началась гангрена, и там же он и умер. А дома остались 7 детей сирот... За 5 лет до этого умерла жена прадеда. Вот так дети были брошены на самовыживание. Когда деда забирали - пришли люди и выгребли из дома всё, что было съестного, вплоть до муки из ящика. Сирот некому было защищать - твАрили, что хотели...
Думаю, это на местах так издевались над людьми, и никого за это не наказывали.
Надеюсь, что те грабители получили по заслугам за дела свои при жизни - иначе за это придётся расплачиваться их потомкам нескольких поколений. Самый страшный грех - отобрать что-то у сирот... Прадед мой так и умер в этом АмурЛаге от гангрены (на стройке или лесоповале ли ему бревно на ногу упало - началась гангрена, что и стало причиной смерти)... Когда тётка моя ездила в Иваново - смотрела дело деда, о его смерти в деле не было ни строчки. Главное было - засадить человека, а дальше судьба его никого не интересовала...