Эмоционально-волевая сфера личности.
Формирование эмоций является одним из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют семья, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на него.
Существует ряд специфических психопатологических особенностей, характерных для данной категории детей.
К ним относятся:
примитивность эмоций;
сниженный интерес к предметам и явлениям;
повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, недоброжелательности к окружающим;
двигательная расторможенность;
сниженный уровень самоконтроля;
негативизм и упрямство;
проявление жестокости.
Наряду с активными реакциями протеста наблюдаются пассивные реакции, когда ребенок становится малоактивным, избегает контактов с окружающими, не отвечает на вопросы, стремится к уединению, отказывается от игр, коллективных видов деятельности.
На этом фоне у него усиливаются такие эмоциональные нарушения как:
плаксивость;
обидчивость;
неустойчивость настроения;
Задачами коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей являются:
формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия;
развитие уверенности в себе и самоутверждения.
Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с большим трудом.
У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Такие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Поэтому необходима, прежде всего, спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.
У большинства детей наблюдается расстройство сна. Поэтому, если у ребенка расстроен сон, родителям обязательно надо посоветоваться с врачом. Кроме того, при воспитании таких детей очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотра видео- и телепередач и различных резких раздражителей.
Все эти особенности определяют соблюдение определенного режима при воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Родители должны понять сами и внушить ребенку , что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев