"О преображении себя в аскетизме
Шакик аль-Балхи учил, что путь аскетизма состоит из четырех этапов. Первый - отречение от мира (зухд), второй - страх перед Богом (хауф), третий - стремление к Раю (аш-шаук иля аль-джанна) и четвертый - любовь к Богу (аль-махабба ли-ллах). <...> Во-первых, Шакик определяет аскетизм как путь правдивости и искренности (сидк). Тем самым он подтверждает тесную связь между аскетизмом и этическим формированием. Во-вторых, утверждая, что аскетизм достигает кульминации в любви к Богу, он сходится с точкой зрения епископа Каллистоса Уэра и других религиозно мотивированных современных исследователей аскетизма, согласно которым практика аскетизм - это позитивная попытка найти Бога, а не просто негативное отвержение Мира. По мнению Шакика, желание побуждает аскета достичь конечной цели аскетизма - близости к Богу. Это согласуется с важным утверждением епископа Уэра об аскетизме в православном христианстве: "Желание, правильно использованное, побуждает нас любить Бога; ревность (или зелос [соперничество, ревность, зависть]) побуждает нас прилагать больше усилий в духовной жизни. <...> наша цель - не некрозиз (умерщвление) страстей, а их метатезис (транспозиция [перестановка])" (Каллистос Уэр, "Путь аскета: Отрицательный или утвердительный?"). Этот довольно оптимистичный взгляд на аскетизм сильно отличается от пессимистичного взгляда, ставшего известным благодаря немецкому философу Фридриху Ницше (1844-1900). Для Ницше аскетизм святых реакционен, пассивно-агрессивен и потворствует своим желаниям, "предлог к зимней спячке, их novissima gloriae cupido, их упокоение в Ничто ("Бог"), их форма слабоумия" (Фридрих Ницше, "О генеалогии морали").
Шакик аль-Балхи также считал, что ключом к преображению себя в аскетизме является победа над страхом. Победа над страхом знаменует собой переход от аскетизма, рассматриваемого как форма отречения, к аскетизму, рассматриваемому как форма утверждения. Освобожденный от озабоченности мирскими желаниями и заботами, аскет открывает себя для Иного-чем-Мир (Nonworld) и ищет своей высшей реализации в Боге. Реализация в Боге, а не отказ от мира - вот истинная цель аскетического пути. Это также цель мистического пути. По словам Аверил Кэмерон, известной исследовательницы раннехристианского аскетизма, переориентируя желание от мира к Богу, аскет выражает "самую свободную форму желания в своих индивидуальных отношениях с Богом" (Эверил Камерон, "Аскетическое закрытие и конец античности"). Теоретик аскетизма Джеффри Галт Харфэм объясняет этот парадокс следующим образом: "Аскетизм не исключает желание, он усложняет его; он предлагает удовлетворение, которое представляется как "антижелание", но все же (и по этой причине) является более желанным, чем желание, поскольку не оскорбляет совесть" (Харфам, "Аскетический императив"). Для Шакика также желание, которое "более желанно, чем желание", вдохновляет аскета "любить то, что любит Бог, и ненавидеть то, что Бог ненавидит, доколе не станет ничего более любимого, чем Бог и то, что Ему угодно. Бог наблюдает и благословляет того, кто стремится к Божьей любви, и одаривает его Любовью" (Шакик аль-Балхи, "Маназиль ас-Сидк")."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев