Многие сподвижники пророка не были согласны с кандидатурой Абу Бакра на этот пост и не присягнули ему, что ясно подтверждает отсутствие единогласия.
1. Фатима Захра (мир ей!) не присягнула Абу Бакру.
Фатима Захра (мир ей!), дочь пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) до конца своей жизни так и не присягнула Абу Бакру. Газали в книге «Сир аль аламин» и Аби Хазм в «Шамиле» упоминая об отсутствии Фатимы на присяге, пишет следующее:
ﻭﻫﺬﺍ ﻣﻨﺼﻮﺹ ﺃﻳﻀﺎ ﻓﺈﻥ ﺍﻟﻌﺒﺎﺱ ﻭﺃﻭﻻﺩﻩ ﻭﻋﻠﻴﺎً ﻭ ﺯﻭﺟﺘﻪ ﻭﺃﻭﻻﺩﻩ ﻟﻢ ﻳﺤﻀﺮﻭﺍ ﺣﻠﻘﺔ ﺍﻟﺒﻴﻌﺔ ﻭﺧﺎﻟﻔﻜﻢ ﺃﺻﺤﺎﺏ ﺍﻟﺴﻘﻴﻔﺔ
«Зафиксировано, что Ибн Аббас и его сыновья, Али, его супруга Фатима и его дети не присутствовали на присяге Абу Бакру, и что собравшиеся в Сакифе также были против кандидатуры (и требовали назначения другого халифа)».
Аль Газали, Абу Хамед Мухаммад ибн Мухаммад (год смерти 505 г.л.х.), «Сирр аль аламин ва кашф ма фид-дарайн», том 1, стр. 18, исследовательская работа Мухаммада Хасана Мухаммада Хасана Исмаила и Ахмада Фарида аль Мазиди, Бейрут, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», издание первое, год издания 1424 г.л.х, 2003 г. - http://old.dovodi.ru/article/a-1028.html Аби Хазм аль Караши, Улауд-дин ибн Ан-нафис (год смерти 687 г.л.х.), «Шамиль фи-синаа ат-тиббийя», том 1, стр. 4
Фатима Захра не только не присягнула Абу Бакру до конца дней своей жизни, но и пребывала в гневе на него и Умара, так и покинула этот мир.
В своем «Сахихе» Бухари констатирует этот факт так:
ﻓَﻐَﻀِﺒَﺖْ ﻓَﺎﻃِﻤَﺔُ ﺑِﻨْﺖُ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ
ﻓَﻬَﺠَﺮَﺕْ ﺃَﺑَﺎ ﺑَﻜْﺮٍ ﻓﻠﻢ ﺗَﺰَﻝْ ﻣُﻬَﺎﺟِﺮَﺗَﻪُ ﺣﺘﻰ ﺗُﻮُﻓِّﻴَﺖْ
«Фатима Захра дочь пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) разгневалась на Абу Бакра и прекратила общение с ним вплоть до своей смерти».
Аль Бухари аль Джу’фи, Абдулла Мухаммад ибн Исмаил (год смерти 256 г.л.х.), «Сахих аль Бухари», том 3, стр. 1126, исследовательская работа д. Мустафы Диба аль Бага, изд-во «Ибн Касир», Ямама, Бейрут, издание третье, год издания 1407 г.л.х., 1987 г. - http://old.dovodi.ru/article/a-643.html Он также приводит:
ﻓَﻮَﺟَﺪَﺕْ ﻓَﺎﻃِﻤَﺔُ ﻋﻠﻰ ﺃﺑﻲ ﺑَﻜْﺮٍ ﻓﻲ ﺫﻟﻚ ﻓَﻬَﺠَﺮَﺗْﻪُ ﻓﻠﻢ ﺗُﻜَﻠِّﻤْﻪُ ﺣﺘﻰ ﺗُﻮُﻓِّﻴَﺖْ
«Фатима в гневе покинула Абу Бакра, прекратив свое общение с ним вплоть до самой смерти».
Предыдущий источник, том 4, стр. 1549 - http://old.dovodi.ru/article/a-643.html Следовательно, и отказ Фатимы (мир ей!) от заключения союза с Абу Бакром, и пребывание ее в гневе на него, подтверждает не только не легитимность халифата, но и доказывает, что единогласия при присяге Абу Бакру, как утверждает обратное Ибн Таймийя, не было.
Женщины также обязаны присягать
Женщинам также как и мужчинам, присяга обязательна, и в ответ тем, кто попытается сказать, что женщины не обязаны заключать союз, приведем в доказательство священный аят:
ﻳﺎ ﺃَﻳُّﻬَﺎ ﺍﻟﻨَّﺒِﻲُّ ﺇِﺫﺍ ﺟﺎﺀَﻙَ ﺍﻟْﻤُﺆْﻣِﻨﺎﺕُ ﻳُﺒﺎﻳِﻌْﻨَﻚَ ﻋَﻠﻰ ﺃَﻥْ ﻻ ﻳُﺸْﺮِﻛْﻦَ ﺑِﺎﻟﻠَّﻪِ ﺷَﻴْﺌﺎً ﻭَ ﻻ ﻳَﺴْﺮِﻗْﻦَ ﻭَ ﻻ ﻳَﺰْﻧﻴﻦَ ﻭَ ﻻ ﻳَﻘْﺘُﻠْﻦَ ﺃَﻭْﻻﺩَﻫُﻦَّ ﻭَ ﻻ ﻳَﺄْﺗﻴﻦَ ﺑِﺒُﻬْﺘﺎﻥٍ ﻳَﻔْﺘَﺮﻳﻨَﻪُ ﺑَﻴْﻦَ ﺃَﻳْﺪﻳﻬِﻦَّ ﻭَ ﺃَﺭْﺟُﻠِﻬِﻦَّ ﻭَ ﻻ ﻳَﻌْﺼﻴﻨَﻚَ ﻓﻲ ﻣَﻌْﺮُﻭﻑٍ ﻓَﺒﺎﻳِﻌْﻬُﻦَّ ﻭَ ﺍﺳْﺘَﻐْﻔِﺮْ ﻟَﻬُﻦَّ ﺍﻟﻠَّﻪَ ﺇِﻥَّ ﺍﻟﻠَّﻪَ ﻏَﻔُﻮﺭٌ ﺭَﺣﻴﻢ
«О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины и захотят присягнуть в том, что не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, что не будут красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей, не будут умышленно приписывать своим мужьям детей от постороннего мужчины, приживать детей (от других) и настаивать (на лжи) всеми силами, не будут выказывать ослушания тебе в установленном для всех, то прими их присягу и проси Аллаха простить их, ведь Аллах - прощающий, милосердный».
«Аль Мумтахана», аят 12
Присяга, известная под названием «Акаба»
Присяга верности при Акабе была основным звеном образования исламского государства в Медине. По словам сподвижников Пророка (с), присягнувшие женщины, несли такие же обязательства, что и мужчины, и одним из них было - повиновение и подчинение халифу.
Ибн Касир пишет о сходстве присяги мужчин и женщин следующее:
ﻋﻦ ﻋﺒﺎﺩﺓ ﻭﻫﻮ ﺍﺑﻦ ﺍﻟﺼﺎﻣﺖ ﻗﺎﻝ ﻛﻨﺖ ﻣﻤﻦ ﺣﻀﺮ ﺍﻟﻌﻘﺒﺔ ﺍﻻﻭﻟﻰ ﻭﻛﻨﺎ ﺍﺛﻨﻲ ﻋﺸﺮ ﺭﺟﻼ ﻓﺒﺎﻳﻌﻨﺎ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻰ ﺑﻴﻌﺔ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ
«Передают от Убада Ибн Самита: «Я был из тех, кто был в первой Акабе. Нас было двенадцать человек, кто присягнул Пророку (с) при первой Акабе на тех же условиях, что и женщины».
Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль Бидая ван-нихая», том 3, стр. 150, издатель «Мактабат аль маареф, Бейрут - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html Ибн Хашим пишет, что Ибн Исхак говорил:
ﻗﺎﻝ ﺍﺑﻦ ﺍﺳﺤﺎﻕ ﻭﻛﺎﻧﺖ ﺑﻴﻌﺔ ﺍﻟﺤﺮﺏ ﺣﻴﻦ ﺃﺫﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﻟﺮﺳﻮﻟﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻓﻲ ﺍﻟﻘﺘﺎﻝ ﺷﺮﻭﻃﺎ ﺳﻮﻯ ﺷﺮﻃﻪ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﻓﻲ ﺍﻟﻌﻘﺒﺔ ﺍﻷﻭﻟﻰ ﻛﺎﻧﺖ ﺍﻷﻭﻟﻰ ﻋﻠﻰ ﺑﻴﻌﺔ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻭﺫﻟﻚ ﺃﻥ ﺍﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﺃﺫﻥ ﻟﺮﺳﻮﻟﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻓﻲ ﺍﻟﺤﺮﺏ
«Вторая Акаба или присяга «харб» имела место тогда, когда Аллах разрешил Пророку (с) вести джихад против неверных. Условия присяги второй Акабы отличались от первой тем, что при первой мужчины присягали на одинаковых условиях, что и женщины и что до второй присяги Пророку (с) было запрещено вести джихад и проливать кровь (неверных)».
Аль Хамири, аль Муафири, Абу Мухаммад абдул Малик ибн Хишам ибн Айюб (год смерти 213 г.л.х.), «Ас-сира ан-набавия», том 2, стр. 302, исследовательская работа Таха Абдур-рахман Са’да, изд-во «Дар аль Джийл», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х. - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html В другом месте он также пишет:
ﺣﺘﻰ ﺇﺫﺍ ﻛﺎﻥ ﺍﻟﻌﺎﻡ ﺍﻟﻤﻘﺒﻞ ﻭﺍﻓﻰ ﺍﻟﻤﻮﺳﻢ ﻣﻦ ﺍﻷﻧﺼﺎﺭ ﺍﺛﻨﺎ ﻋﺸﺮ ﺭﺟﻼ ﻓﻠﻘﻮﻩ ﺑﺎﻟﻌﻘﺒﺔ ﻗﺎﻝ ﻭﻫﻲ ﺍﻟﻌﻘﺒﺔ ﺍﻷﻭﻟﻰ ﻓﺒﺎﻳﻌﻮﺍ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻋﻠﻰ ﺑﻴﻌﺔ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻭﺫﻟﻚ ﻗﺒﻞ ﺃﻥ ﺗﻔﺘﺮﺽ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﺍﻟﺤﺮﺏ
«На следующий год, во время хаджа двенадцать человек из ансаров пришли проведать Пророка в Акабе и присягнули ему, подобно присягнувшим женщинам, и на тот момент Аллахом еще не был предписан джихад».
Предыдущий источник, том 2, стр. 279 - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html Ибн Хаджар также приводит, что Джарир говорил:
ﺍﻟﻄﺒﺮﺍﻧﻲ ﻣﻦ ﺣﺪﻳﺚ ﺟﺮﻳﺮ ﻗﺎﻝ ﺑﺎﻳﻌﻨﺎ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻋﻠﻰ ﻣﺜﻞ ﻣﺎ ﺑﺎﻳﻊ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ
«Мы присягнули ему (пророку) на равных условиях, что и женщины».
Аль Аскалани Аш-шафеи, Ахмад ибн Али ибн Хаджар Абул Фадл (год смерти 852 г.л.х.), «Фатх аль бари шарх сахих аль бухари», том 1, стр. 67, исследовательская работа Мухиббудина аль Хатиба, изд-во «Дар аль ма’рифа», Бейрут
Ахмад ибн Ханбал пишет, что Валид передает слова своего деда Ибады:
ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺣﺪﺛﻨﻲ ﺃﺑﻲ ﺛﻨﺎ ﻳَﻌْﻘُﻮﺏُ ﺛﻨﺎ ﺃﺑﻲ ﻋَﻦِ ﺑﻦ ﺇِﺳْﺤَﺎﻕَ ﺣﺪﺛﻨﻲ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓُ ﺑﻦ ﺍﻟْﻮَﻟِﻴﺪِ ﺑﻦ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓَ ﺑﻦ ﺍﻟﺼَّﺎﻣِﺖِ ﻋﻦ ﺃﺑﻴﻪ ﺍﻟْﻮَﻟِﻴﺪِ ﻋﻦ ﺟَﺪِّﻩِ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓَ ﺑﻦ ﺍﻟﺼَّﺎﻣِﺖِ ﻭﻛﺎﻥ ﺃَﺣَﺪَ ﺍﻟﻨُّﻘَﺒَﺎﺀِ ﻗﺎﻝ ﺑَﺎﻳَﻌْﻨَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﺑَﻴْﻌَﺔَ ﺍﻟْﺤَﺮْﺏِ ﻭﻛﺎﻥ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓُ ﻣِﻦَ ﺍﻹﺛﻨﻰ ﻋَﺸَﺮَ ﺍﻟَّﺬِﻳﻦَ ﺑَﺎﻳَﻌُﻮﺍ ﻓﻲ ﺍﻟْﻌَﻘَﺒَﺔِ ﺍﻷُﻭﻟَﻰ ﻋﻠﻰ ﺑَﻴْﻌَﺔِ ﺍﻟﻨِّﺴَﺎﺀِ ﻓﻲ ﺍﻟﺴَّﻤْﻊِ ﻭَﺍﻟﻄَّﺎﻋَﺔِ ﻓﻲ ﻋُﺴْﺮِﻧَﺎ ﻭَﻳُﺴْﺮِﻧَﺎ ﻭَﻣَﻨْﺸَﻄِﻨَﺎ ﻭَﻣَﻜْﺮَﻫِﻨَﺎ ﻭَﻻَ ﻧُﻨَﺎﺯِﻉُ ﻓﻲ ﺍﻷَﻣْﺮَ ﺃَﻫْﻠَﻪُ ﻭﺇﻥ ﻧَﻘُﻮﻝَ ﺑِﺎﻟْﺤَﻖِّ ﺣَﻴْﺜُﻤَﺎ ﻛﻨﺎ ﻻَ ﻧَﺨَﺎﻑُ ﻓﻲ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﻟﻮﻣﻪ ﻻَﺋِﻢٍ
«Передают от Убада Ибн Валид Ибн Убада Ибн Самита, что он слышал от своего деда: мы присягнули Посланнику Аллаха при второй Акабе. Убада был одним из тех двенадцати человек, которые заключили союз с Пророком (с) при первой Акабе, наряду с женщинами и обязались быть с Пророком (с) в радости и печали, в трудностях и легкостях, и в случае поражения, повиноваться ему. И не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, говорить только правду, и не бояться ради Аллаха порицания порицающих».
Аш-шейбани, Абу Абдулла Ахмад ибн Ханбал (год смерти 241 г.л.х.), «Маснад ибн Ханбал», том 5, стр. 316, хадис 22752, изд-во «Муассаса куртуба», Египет - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html Также говорит:
ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺣﺪﺛﻨﻲ ﺃﺑﻲ ﺛﻨﺎ ﻭَﻛِﻴﻊٌ ﺛﻨﺎ ﺃُﺳَﺎﻣَﺔُ ﺑﻦ ﺯَﻳْﺪٍ ﻋﻦ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓَ ﺑﻦ ﺍﻟْﻮَﻟِﻴﺪِ ﺑﻦ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓَ ﺑﻦ ﺍﻟﺼَّﺎﻣِﺖِ ﻋﻦ ﺟَﺪِّﻩِ ﻋُﺒَﺎﺩَﺓَ ﺑﻦ ﺍﻟﺼَّﺎﻣِﺖِ ﻗﺎﻝ ﺑَﺎﻳَﻌْﻨَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﺴَّﻤْﻊِ ﻭَﺍﻟﻄَّﺎﻋَﺔِ ﻓﻲ ﺍﻟْﻌُﺴْﺮِ ﻭَﺍﻟْﻴُﺴْﺮِ ﻭَﺍﻟْﻤَﻨْﺸَﻂِ ﻭَﺍﻟْﻤَﻜْﺮَﻩِ ﻭﺇﻥ ﻻَ ﻧُﻨَﺎﺯِﻉَ ﺍﻷَﻣْﺮَ ﺃَﻫْﻠَﻪُ ﻭَﺃَﻥْ ﻧَﻘُﻮﻝَ ﺑِﺎﻟْﺤَﻖِّ ﺣَﻴْﺜُﻤَﺎ ﻛﻨﺎ ﻭَﻻَ ﻧَﺨَﺎﻑَ ﻓﻲ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﻟﻮﻣﻪ ﻻَﺋِﻢٍ
«От Убады ибн Самита повествуется, что он сказал: «Мы обязались быть с пророком в горе и радости, в трудностях и легкости, и повиноваться ему, в случае поражения. И не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, говорить только правду, и не бояться ради Аллаха порицания порицающих».
Предыдущий источник, том 5, стр. 319 - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html ; Сахих Бухари, Книга 94. Книга установлений, глава: "О том, как людям следует приносить клятву своему правителю", хадис 6774, том 6, стр. 2633, изд-во Дару Ибн Касир, 1993, в семи томах. - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html По поводу фразы «и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву» суннитские ученые убеждены, что здесь имеется в виду халифат. К примеру, Ибн Хаджар в толковании к «Сахиху» Бухари, в «Фатухл Бари» пишет:
ﻗﻮﻟﻪ : ﻭﺃﻥ ﻻ ﻧﻨﺎﺯﻉ ﺍﻷﻣﺮ ﺃﻫﻠﻪ ﺃﻱ ﺍﻟﻤﻠﻚ ﻭﺍﻹﻣﺎﺭﺓ
Слова «И не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву» означает – не спорить относительно правления и власти.
Ибн Хаджар Аскалани, Фатхул Бари фи шархи сахих аль Бухари, книга: смут, толкование хадиса 6647, том 13, стр. 10, Изд-во Даруль Марифат, Бейрут, 1379 г.х., в 13-ти томах. - http://old.dovodi.ru/article/a-1030.html Также, Заркани пишет:
ﻭﺃﻥ ﻻ ﻧﻨﺎﺯﻉ ﺍﻷﻣﺮ ﺃﻱ ﺍﻟﻤﻠﻚ ﻭﺍﻹﻣﺎﺭﺓ
Что «и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву» означает – не спорить относительно правления и власти.
Аз-заркани, Мухаммад ибн абдул Баки ибн Юсуф (год смерти 1122 г.л.х.), «Шарх Аз-заркани ала муватта аль имам Малик», том 3, стр. 12, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х.
Санади в комментариях к книге Нисаи указывает:
ﻭﺃﻥ ﻻ ﻧﻨﺎﺯﻉ ﺍﻷﻣﺮ ﺃﻱ ﺍﻻﻣﺎﺭﺓ ﺃﻭ ﻛﻞ ﺃﻣﺮ
Что «не препираться с ним» следует отнести по отношению к власти и правлению или же любому действию пророка».
Ас-санади, Абул Хасан Нуруд-дин ибн Абдул Хади (год смерти 1138 г.л.х.), «Хашия ас-санади алан-нисаи», том 7, стр. 138, исследовательская работа Абдул Фаттаха Абу Гада, изд-во «Мактаб аль матбуат аль исламийя», Халаб, издание второе, год издания 1406 г.л.х., 1986 г.
Итак, становится ясным, что женщины также принимали участие в присяге пророку, где одним из условий было абсолютное подчинение правителю и не пререкание с человеком достойным халифата. А основным отличием присяги женщин и мужчин было в том, что женщинам не был предписан джихад.
Примеры, когда женщины присягали Пророку (с).
Присяга при второй Акабе
Ибн Хишам после того как приводит имена мужчин, присягнувших в верности пророку в Акабе, упоминает имена двух женщин, которые также присягнули. Он пишет:
ﻗﺎﻝ ﺍﺑﻦ ﺍﺳﺤﺎﻕ ﺟﻴﻤﻊ ﻣﻦ ﺷﻬﺪ ﺍﻟﻌﻘﺒﺔ ﻣﻦ ﺍﻷﻭﺱ ﻭﺍﻟﺨﺰﺭﺝ ﺛﻼﺛﺔ ﻭﺳﺒﻌﻮﻥ ﺭﺟﻼ ﻭﺍﻣﺮﺃﺗﺎﻥ ﻣﻨﻬﻢ ﻳﺰﻋﻤﻮﻥ ﺃﻧﻬﻤﺎ ﻗﺪ ﺑﺎﻳﻌﺘﺎ ﻭﻛﺎﻥ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻻ ﻳﺼﺎﻓﺢ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﺇﻧﻤﺎ ﻛﺎﻥ ﻳﺄﺧﺬ ﻋﻠﻴﻬﻦ ﻓﺈﺫﺍ ﺃﻗﺮﺭﻥ ﻗﺎﻝ ﺍﺫﻫﺒﻦ ﻓﻘﺪ ﺑﺎﻳﻌﺘﻜﻦ
ﻣﻦ ﺑﻨﻰ ﻣﺎﺯﻥ ﺑﻦ ﺍﻟﻨﺠﺎﺭ ﻭﻣﻦ ﺑﻨﻰ ﻣﺎﺯﻥ ﺑﻦ ﺍﻟﻨﺠﺎﺭ ﻧﺴﻴﺒﺔ ﺑﻨﺖ ﻛﻌﺐ ﺑﻦ ﻋﻤﺮﻭ ﺑﻦ ﻋﻮﻑ ﺑﻦ ﻣﺒﺬﻭﻝ ﺑﻦ ﻋﻤﺮﻭ ﺑﻦ ﻏﻨﻢ ﺑﻦ ﻣﺎﺯﻥ ﻭﻫﻲ ﺃﻡ ﻋﻤﺎﺭﺓ ﻛﺎﻧﺖ ﺷﻬﺪﺕ ﺍﻟﺤﺮﺏ ﻣﻊ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻭﺷﻬﺪﺕ ﻣﻌﻬﺎ ﺃﺧﺘﻬﺎ
«Ибн Исхак упоминает имена 73 мужчин из племени Аус и Хазрадж и двух женщин, присутствующих при Акабе. При присяге пророк не пожимал женщинам руки. Они присягали устно, и пророк отпускал их со словами: «Идите, я принял вашу клятву». В тот вечер там было две женщины, одну из них звали Насиба дочь Ка’ба из племени Бани Мазен ибн Наджар, которая принимала участие в войнах. А вторая - была ее сестра».
Аль Хамири, аль Муафири, Абу Мухаммад абдул Малик ибн Хишам ибн Айюб (год смерти 213 г.л.х.), «Ас-сира ан-набавия», том 2, стр. 312, исследовательская работа Таха Абдур-рахмана Са’да, изд-во «Дар аль Джийл», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1411 г.л.х. - http://old.dovodi.ru/article/a-1037.html Также он упоминает Умм Муни’:
ﻭﻣﻦ ﺑﻨﻰ ﺳﻠﻤﺔ ﺃﻡ ﻣﻨﻴﻊ ﻭﺍﺳﻤﻬﺎ ﺍﺳﻤﺎﺀ ﺑﻨﺖ ﻋﻤﺮﻭ ﺑﻦ ﻋﺪﻱ ﺑﻦ ﻧﺎﺑﻰ ﺑﻦ ﻋﻤﺮﻭ ﺑﻦ ﻏﻨﻢ ﺑﻦ ﻛﻌﺐ ﺑﻦ ﺳﻠﻤﺔ
«Из племени Бани Салама: была Умм Муни, и ее настоящее имя Асма бинт Амру.»
Предыдущий источник, том 2, стр. 313 - http://old.dovodi.ru/article/a-1037.html Ниже приведены дополнительные источники по этому преданию:
Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Ас-сира ан-набавийя», том 2, стр. 212, согласно программе «Аль Джаме аль кабир»
Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль Бидая ван-нихая», том 3, стр. 168, издатель «Мактабат аль маареф, Бейрут».
Присяга женщин Пророку (с) при взятии Мекки
После взятия Мекки женщины пришли к пророку и присягнули ему согласно приведенному ранее кораническому аяту и шести условиям, оговоренных в нем.
Куртуби в комментариях к аяту «О, Пророк! Если к тебе придут верующие женщины и захотят присягнуть», говорит следующее:
ﻟﻤﺎ ﻓﺘﺢ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻣﻜﺔ ﺟﺎﺀ ﻧﺴﺎﺀ ﺃﻫﻞ ﻣﻜﺔ ﻳﺒﺎﻳﻌﻨﻪ ﻓﺄﻣﺮ ﺃﻥ ﻳﺄﺧﺬ ﻋﻠﻴﻬﻦ ﺃﻻ ﻳﺸﺮﻛﻦ
«После взятия Мекки, женщины пришли к Пророку (с) и присягнули ему. Он взял с них клятву, что они не станут поклоняться никому, кроме Аллаха».
Ансари аль Куртуби, Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн аби Бакр ибн Фарах (год смерти 671 г.л.х.), Аль Джаме аль ахкам аль куран, том 18, стр. 71, изд-во «Дар аш-ша’б», Каир - http://old.dovodi.ru/article/a-1038.html Комментируя вышеуказанный аят, Бухари также приводит предание от Умм Атийи об их присяге пророку, что Абу Ма’мар передал от Абдул Вариса, от Айюба, от Хафсы бинт Сирина, что Умм Атийя (да будет доволен ею Аллах!) сказала:
ﺣﺪﺛﻨﺎ ﺃﺑﻮ ﻣَﻌْﻤَﺮٍ ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻋﺒﺪ ﺍﻟْﻮَﺍﺭِﺙِ ﺣﺪﺛﻨﺎ ﺃَﻳُّﻮﺏُ ﻋﻦ ﺣَﻔْﺼَﺔَ ﺑِﻨْﺖِ ﺳِﻴﺮِﻳﻦَ ﻋﻦ ﺃُﻡِّ ﻋَﻄِﻴَّﺔَ ﺭﺿﻲ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻨﻬﺎ ﻗﺎﻟﺖ ﺑَﺎﻳَﻌْﻨَﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻓَﻘَﺮَﺃَ ﻋَﻠَﻴْﻨَﺎ ﺃَﻥْ ﻟَﺎ ﻳُﺸْﺮِﻛْﻦَ ﺑِﺎﻟﻠَّﻪِ
«Когда мы присягнули Пророку (с), он зачитал нам данный аят, где говорилось, что мы не должны поклоняться никому, кроме Аллаха».
Аль Бухари аль Джу’фи, Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил (год смерти 256 г.л.х.), «Сахих аль Бухари», том 4, стр. 1856, исследовательская работа д. Мустафы Диба аль Бага, изд-во «Ибн Касир», Бейрут, Ямама, издание третье, год издания 1407 г.л.х., 1987 г. - http://old.dovodi.ru/article/a-1038.html Также в другом месте он передает от Аиши о присяге женщин Пророку (с). От Махмуда, от Абдур-раззака, от Ма’мара, от Аз-зухри, от Урвы, от Аиши, что она сказала:
ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻣَﺤْﻤُﻮﺩٌ ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﺮَّﺯَّﺍﻕِ ﺃﺧﺒﺮﻧﺎ ﻣَﻌْﻤَﺮٌ ﻋﻦ ﺍﻟﺰُّﻫْﺮِﻱِّ ﻋﻦ ﻋُﺮْﻭَﺓَ ﻋﻦ ﻋَﺎﺋِﺸَﺔَ ﺭﺿﻲ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻨﻬﺎ ﻗﺎﻟﺖ ﻛﺎﻥ ﺍﻟﻨﺒﻲ ﻳُﺒَﺎﻳِﻊُ ﺍﻟﻨِّﺴَﺎﺀَ ﺑِﺎﻟْﻜَﻠَﺎﻡِ ﺑِﻬَﺬِﻩِ ﺍﻟْﺂﻳَﺔِ ﻟَﺎ ﻳُﺸْﺮِﻛْﻦَ ﺑِﺎﻟﻠَّﻪِ ﺷﻴﺌﺎ
«Пророк (с) устно заключил с женщинами союз согласно этому аяту, что они никому не станут поклоняться наряду с Аллахом».
Предыдущий источник, том 6, стр. 2637 - http://old.dovodi.ru/article/a-1038.html Мухаммад ибн Мункадир со слов Умаймы бинт Ракика о присяге женщин пророку передает следующее:
ﻣُﺤَﻤَّﺪِ ﺑﻦ ﺍﻟْﻤُﻨْﻜَﺪِﺭِ ﻋﻦ ﺃُﻣَﻴْﻤَﺔَ ﺑِﻨْﺖِ ﺭُﻗَﻴْﻘَﺔَ ﺍﻧﻬﺎ ﻗﺎﻟﺖ ﺃَﺗَﻴْﺖُ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻓﻲ ﻧِﺴْﻮَﺓٍ ﺑﺎﻳﻌﻨﻪ ﻋﻠﻰ ﺍﻹِﺳْﻼَﻡِ ﻓَﻘُﻠْﻦَ ﻳﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠﻪ ﻧُﺒَﺎﻳِﻌُﻚَ ﻋﻠﻰ ﺍﻥ ﻻَ ﻧُﺸْﺮِﻙَ ﺑِﺎﻟﻠﻪ ﺷﻴﺌﺎ ﻭَﻻَ ﻧَﺴْﺮِﻕَ ﻭَﻻَ ﻧَﺰْﻧِﻲَ ﻭَﻻَ ﻧَﻘْﺘُﻞَ ﺍﻭﻻﺩﻧﺎ ﻭَﻻَ ﻧَﺄْﺗِﻲَ ﺑِﺒُﻬْﺘَﺎﻥٍ ﻧَﻔْﺘَﺮِﻳﻪِ ﺑﻴﻦ ﺃَﻳْﺪِﻳﻨَﺎ ﻭَﺃَﺭْﺟُﻠِﻨَﺎ ﻭَﻻَ ﻧَﻌْﺼِﻴَﻚَ ﻓﻲ ﻣَﻌْﺮُﻭﻑٍ ﻓﻘﺎﻝ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻓِﻴﻤَﺎ ﺍﺳْﺘَﻄَﻌْﺘُﻦَّ ﻭَﺃَﻃَﻘْﺘُﻦَّ ﻗﺎﻟﺖ ﻓَﻘُﻠْﻦَ ﺍﻟﻠﻪ ﻭَﺭَﺳُﻮﻟُﻪُ ﺍﺭﺣﻢ ﺑِﻨَﺎ ﻣﻦ ﺃَﻧْﻔُﺴِﻨَﺎ ﻫَﻠُﻢَّ ﻧُﺒَﺎﻳِﻌْﻚَ ﻳﺎ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠﻪ ﻓﻘﺎﻝ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﺍﻧﻲ ﻻَ ﺃُﺻَﺎﻓِﺢُ ﺍﻟﻨِّﺴَﺎﺀَ ﺇﻧﻤﺎ ﻗَﻮْﻟِﻲ ﻟﻤﺎﺋﺔ ﺍﻣْﺮَﺃَﺓٍ ﻛَﻘَﻮْﻟِﻲ ﻻِﻣْﺮَﺃَﺓٍ ﻭَﺍﺣِﺪَﺓٍ ﺃﻭ ﻣِﺜْﻞِ ﻗَﻮْﻟِﻲ ﻻِﻣْﺮَﺃَﺓٍ ﻭَﺍﺣِﺪَﺓٍ
«Мы с несколькими женщинами направились к Пророку (с) для присяги в том, что не станем никому поклоняться наряду с Аллахом, не будем красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей, умышленно клеветать на других, настаивать (на лжи) всеми силами и не будем выказывать ослушания ему в установленном для всех».
- Соблюдайте эти условия, насколько позволит это ваша религия - сказал Пророк (с).
- Аллах и Его Посланник милостивее к нам, нежели мы в отношении самих себя. Так давайте же мы пожмем вам руку в знак присяги.
- Я не пожимаю женщинам руки. Поистине, мое обращение к одной женщине равносильно моему обращению к сотням женщин».
Малик ибн Анас Абдулла аль Асбахи (год смерти 179 г.л.х.), «Муватта Ибн Малик», том 2, стр. 982, исследовательская работа Мухаммада Фуада Абдул Баки, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Египет
Аби Хаййян Андалуси также пишет:
ﻛﺎﻧﺖ ﺑﻴﻌﺔ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻓﻲ ﺛﺎﻧﻲ ﻳﻮﻡ ﺍﻟﻔﺘﺢ ﻋﻠﻰ ﺟﺒﻞ ﺍﻟﺼﻔﺎﺀ ، ﺑﻌﺪﻣﺎ ﻓﺮﻍ ﻣﻦ ﺑﻴﻌﺔ ﺍﻟﺮﺟﺎﻝ ، ﻭﻫﻮ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﺼﻔﺎ ﻭﻋﻤﺮ ﺃﺳﻔﻞ ﻣﻨﻪ ﻳﺒﺎﻳﻌﻬﻦ ﺑﺄﻣﺮﻩ ﻭﻳﺒﻠﻐﻬﻦ ﻋﻨﻪ ، ﻭﻣﺎ ﻣﺴﺖ ﻳﺪﻩ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻭﺍﻟﺴﻼﻡ ﻳﺪ ﺍﻣﺮﺃﺓ ﺃﺟﻨﺒﻴﺔ ﻗﻂ . ﻭﻗﺎﻟﺖ ﺃﺳﻤﺎﺀ ﺑﻨﺖ ﻳﺰﻳﺪ ﺑﻦ ﺍﻟﺴﻜﻦ : ﻛﻨﺖ ﻓﻲ ﺍﻟﻨﺴﻮﺓ ﺍﻟﻤﺒﺎﻳﻌﺎﺕ ، ﻓﻘﻠﺖ : ﻳﺎ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺍﺑﺴﻂ ﻳﺪﻙ ﻧﺒﺎﻳﻌﻚ ، ﻓﻘﺎﻝ ﻟﻲ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻭﺍﻟﺴﻼﻡ : ﺇﻧﻲ ﻻ ﺃﺻﺎﻓﺢ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻟﻜﻦ ﺁﺧﺬ ﻋﻠﻴﻬﻦ ﻣﺎ ﺃﺧﺬ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻬﻦ . ﻭﻛﺎﻧﺖ ﻫﻨﺪ ﺑﻨﺖ ﻋﺘﺒﺔ ﻓﻲ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ، ﻓﻘﺮﺃ ﻋﻠﻴﻬﻦ ﺍﻵﻳﺔ
«Вторая присяга Акаба произошла на горе Сафа, на второй день после взятия Мекки. После того, как он заключил союз с мужчинами, находясь на горе, он заключил союз и с женщинами. Умар стоял на горе немного ниже него и помогал заключать союз с женщинами. При этом рука пророка не коснулась руки посторонней женщины. Асма бинт Язид ибн Ас-сакан рассказывает, что в тот день она была в числе присягающих женщин и обратилась к пророку со словами: «О, Посланник Аллаха! Протяни свою руку, чтобы мы могли пожать ее». Он отказался, объяснив это тем, что не имеет права дотрагиваться до женщин, но может взять с них обязательство, предписанное Аллахом. Здесь же присутствовала Асма бинт Утба. Затем он зачитал аят (из суры Мумтахана)».
Аби Хайян Аль Андалуси, Мухаммад ибн Юсеф (год смерти 745 г.л.х.), «Тафсир бахр аль мухит», том 8, стр. 255, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, также с участием Закарийи Абдул Маджида Ан-нуки и Ахмада Ан-наджули аль Джамал, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1422 г.л.х., 2001 г.
Алуси в тафсире «Рух аль маани» пишет о присяге женщин и Хинд следующее:
ﻭﻣﻤﻦ ﺑﺎﻳﻌﻨﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻭﺍﻟﺴﻼﻡ ﻓﻲ ﻣﻜﺔ ﻫﻨﺪ ﺑﻨﺖ ﻋﺘﺒﺔ ﺯﻭﺝ ﺃﺑﻲ ﺳﻔﻴﺎﻥ ﻓﻔﻲ ﺣﺪﻳﺚ ﺃﺳﻤﺎﺀ ﺑﻨﺖ ﻳﺰﻳﺪ ﺑﻦ ﺍﻟﺴﻜﻦ ﻛﻨﺖ ﻓﻲ ﺍﻟﻨﺴﻮﺓ ﺍﻟﻤﺒﺎﻳﻌﺎﺕ ﻭﻛﺎﻧﺖ ﻫﻨﺪ ﺑﻨﺖ ﻋﺘﺒﺔ ﻓﻲ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻓﻘﺮﺃ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻋﻠﻴﻬﻦ ﺍﻵﻳﺔ ﻓﻠﻤﺎ ﻗﺎﻝ : ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﻻ ﻳﺸﺮﻛﻦ ﺑﺎﻟﻠﻪ ﺷﻴﺌﺎ
«Из числа женщин, которые присягнули пророку в Мекке, была жена Абу Суфьяна Хинд бинт Утба. В предании от Асмы бинт Язида приводится, что среди присягающих женщин была Хинд бинт Утба, и что Пророк (с) зачитал им аят (из суры «Мумтахана»).
Аль Алуси аль Багдади аль Ханафи, Абул Фадл Шихабуддин ас-сейд Махмуд ибн Абдулла (год смерти 1270 г.л.х.), «Рух аль маани фи тафсир аль куран аль азим вас-саб аль масани», «Рух аль маани», том 28, стр. 81, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Бейрут
Ибн Асир упоминает о присяге жены Сафвана таким образом:
ﻓَﺎﺧِﺘﺔُ ﺑﻨﺖ ﺍﻟﻮَﻟﻴﺪ ﺑﻦ ﺍﻟﻤُﻐِﻴﺮﺓ ﺍﻟﻤﺨﺰﻭﻣﻴﺔ ... ﻛﺎﻧﺖ ﺯﻭﺝ ﺻﻔﻮﺍﻥ ﺑﻦ ﺃُﻣﻴﺔ ﺑﻦ ﺧَﻠَﻒ ﺍﻟﺠُﻤﺤﻲ ، ﺃﺳﻠﻤﺖ ﻳﻮﻡ ﺍﻟﻔﺘﺢ ، ﻭﺑﺎﻳﻌﺖ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠّﻢ ﻣﻊ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﺍﻟﻼﺗﻲ ﺑﺎﻳﻌﻨﻪ
«Фахита дочь Валида ибн Мугайры приняла ислам в день взятия Мекки и присягнула Пророку (с) вместе с другими женщинами».
Ибн Асир аль Джизри, Иззуддин ибн Асир абил Хасан Али ибн Мухаммад (год смерти 630 г.л.х.), «Усуд аль габа фи ма’рифат ас-сахаба», том 7, стр. 232, исследовательская работа Адела Ахмада Ар-рифаи, изд-во «Дар ихья ат-турас аль араби», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1417 г.л.х., 1996 г.
Умар принимал присягу женщин
Ибн Ашур пишет о принятии Умаром присяги у женщин:
ﻭﺟﻠﺲ ﻋﻤﺮ ﺑﻦ ﺍﻟﺨﻄﺎﺏ ﻳﺄﺧﺬ ﺍﻟﺒﻴﻌﺔ ﻣﻦ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻋﻠﻰ ﺫﻟﻚ ، ﻭﻣﻤﻦ ﺑﺎﻳﻌﺘﻪ ﻣﻦ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻳﻮﻣﺌﺬٍ ﻫﻨﺪ ﺑﻨﺖ ﻋﺘﺒﺔ ﺯﻭﺝ ﺃﺑﻲ ﺳﻔﻴﺎﻥ ﻭﻛﺒﺸﺔ ﺑﻨﺖ ﺭﺍﻓﻊ
«Умар стал принимать присягу у женщин. В числе присягающих была жена Абу Суфьяна - Хинд бинт Утба, а также Кабша бинт Рафе».
Мухаммад Ат-тахер ибн Ашур (год смерти 1284 г.л.х.), «Ат-тахрир ват-танвир», том 28, стр. 166, изд-во «Дар сахнун лин-нашр ват-таузи», Тунис, год издания 1997 г.
О том, как проходила присяга
Каким образом Пророк (с) принял присягу женщин, если он не пожимал им руки?
Андалуси в тафсире «Аль мухаррар аль ваджиз» пишет:
ﻭﺭﻭﻱ ﻣﻦ ﺣﺪﻳﺚ ﻋﻤﺮﻭ ﺑﻦ ﺷﻌﻴﺐ ﻋﻦ ﺃﺑﻴﻪ ﻋﻦ ﺟﺪﻩ ﻭﺭﻓﻌﻪ ﺍﻟﻨﻘﺎﺵ ﻋﻦ ﺍﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ ﻭﻋﻦ ﻋﺮﻭﺓ ﺑﻦ ﻣﺴﻌﻮﺩ ﺍﻟﺜﻘﻔﻲ ﺍﻧﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﺍﻟﺴﻼﻡ ﻏﻤﺲ ﻳﺪﻩ ﻓﻲ ﺇﻧﺎﺀ ﻓﻴﻪ ﻣﺎﺀ ﺛﻢ ﺩﻓﻌﻪ ﺇﻟﻰ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﻓﻐﻤﺴﻦ ﺃﻳﺪﻳﻬﻦ ﻓﻴﻪ
От Урвы ибн Мас’уда Ас-сакафи, что его светлость опустил руку в сосуд с водой и передал женщинам, и они тоже опустили в него руки.
Аль Андалуси, Абу Мухаммад Абдул Хак ибн Галеб ибн Атийя (год смерти 546 г.л.х.), «Аль мухаррар аль ваджиз фи тафсир аль китаб аль азиз», том 5, стр. 300, исследовательская работа Абдус-салама Абдуш-шафи Мухаммада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1413 г.л.х., 1993 г.
Присяга женщин в Гадире Хум из шиитских источников
Аллама Маджлиси пишет:
ﻛﺎﻥ ﻭﻗﺖ ﺍﻟﻈﻬﻴﺮﺓ ﻓﺼﻠﻰ ﺭﻛﻌﺘﻴﻦ ﺛﻢ ﺯﺍﻟﺖ ﺍﻟﺸﻤﺲ ﻓﺄﺫﻥ ﻣﺆﺫﻧﻪ ﻟﺼﻼﺓ ﺍﻟﻈﻬﺮ ﻓﺼﻠﻰ ﺑﻬﻢ ﺍﻟﻈﻬﺮ ﻭ ﺟﻠﺲ ﻉ ﻓﻲ ﺧﻴﻤﺘﻪ ﻭ ﺃﻣﺮ ﻋﻠﻴﺎ ﻉ ﺃﻥ ﻳﺠﻠﺲ ﻓﻲ ﺧﻴﻤﺔ ﻟﻪ ﺑﺈﺯﺍﺋﻪ ﺛﻢ ﺃﻣﺮ ﺍﻟﻤﺴﻠﻤﻴﻦ ﺃﻥ ﻳﺪﺧﻠﻮﺍ ﻋﻠﻴﻪ ﻓﻮﺟﺎ ﻓﻮﺟﺎ ﻓﻴﻬﻨﺌﻮﻩ ﺑﺎﻟﻤﻘﺎﻡ ﻭ ﻳﺴﻠﻤﻮﺍ ﻋﻠﻴﻪ ﺑﺈﻣﺮﺓ ﺍﻟﻤﺆﻣﻨﻴﻦ ﻓﻔﻌﻞ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﺫﻟﻚ ﻛﻠﻬﻢ ﺛﻢ ﺃﻣﺮ ﺃﺯﻭﺍﺟﻪ ﻭ ﺳﺎﺋﺮ ﻧﺴﺎﺀ ﺍﻟﻤﺆﻣﻨﻴﻦ ﻣﻌﻪ ﺃﻥ ﻳﺪﺧﻠﻦ ﻋﻠﻴﻪ ﻭ ﻳﺴﻠﻤﻦ ﻋﻠﻴﻪ ﺑﺈﻣﺮﺓ ﺍﻟﻤﺆﻣﻨﻴﻦ ﻓﻔﻌﻠﻦ
Был почти полдень и Пророк (с) совершил желательную молитву. Наступило время азана, Пророк (с) выполнил обеденную молитву вместе с другими. Затем он сел в шатре и велел Али расположиться в шатре напротив. Мусульманам отдал приказ, чтобы они группами подходили к Али, поздравляли его с новым назначением и приветствовали как повелителя правоверных. Люди так и сделали. Затем он велел своим женам и женам других присутствующих мусульман подойти к Али и тоже поприветствовать в качестве правителя правоверных, что они и сделали.
Аль Маджлиси, Мухаммад Бакир (год смерти 1111 г.л.х.), Бихар аль анвар аль джамиа ли дурар ахбар аль аимма аль атхар, том 21, стр. 388, исследовательская работа Мухаммада аль Бакира аль Бехбуди, изд-во «Муассаса аль вафа», Бейрут, Ливан второе исправленное издание, год издания 1403 г.л.х., 1983 г.
С женщинами советовались во время присяги Усману
Ибн Касир пишет:
ﺛﻢ ﻧﻬﺾ ﻋﺒﺪ ﺍﻟﺮﺣﻤﻦ ﺑﻦ ﻋﻮﻑ ﺭﺿﻲ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻨﻪ ﻳﺴﺘﺸﻴﺮ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﻓﻴﻬﻤﺎ ﻭﻳﺠﻤﻊ ﺭﺍﻱ ﺍﻟﻤﺴﻠﻤﻴﻦ ﺑﺮﺃﻱ ﺭﺅﺱ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﻭﺍﻗﻴﺎﺩﻫﻢ ﺟﻤﻴﻌﺎ ﻭﺍﺷﺘﺎﺗﺎ ﻣﺜﻨﻰ ﻭﻓﺮﺍﺩﻯ ﻭﻣﺠﺘﻤﻌﻴﻦ ﺳﺮﺍ ﻭﺟﻬﺮﺍ ﺣﺘﻰ ﺧﻠﺺ ﺇﻟﻰ ﺍﻟﻨﺴﺎﺀ ﺍﻟﻤﺨﺪﺭﺍﺕ ﻓﻲ ﺣﺠﺎﺑﻬﻦ ﻭﺣﺘﻰ ﺳﺎﻝ ﺍﻟﻮﻟﺪﺍﻥ ﻓﻲ ﺍﻟﻤﻜﺎﺗﺐ ﻭﺣﺘﻰ ﺳﺄﻝ ﻣﻦ ﻳﺮﺩ ﺑﻤﻦ ﺍﻟﺮﻛﺒﺎﻥ ﻭﺍﻻﻋﺮﺍﺏ ﺇﻟﻰ ﺍﻟﻤﺪﻳﻨﺔ ﻓﻲ ﻣﺪﺓ ﺛﻼﺛﺔ ﺍﻳﺎﻡ ﺑﻠﻴﺎﻟﻴﻬﺎ
«Абдур-рахман встал с места и стал советоваться с людьми об Али и Усмане. Он спрашивал мнение мусульман, сопоставляя его с мнением вождей племен, по два человека, по одному, по группам, тайно и явно, даже спросил у женщин, которые сидели за ширмой, спросил у детей в медресе, спросил всадников и всех арабов, прибывающих в Медину. Так продолжалось три дня».
Ибн Касир Ад-дамишки, Абул Фида Исмаил ибн Умар аль Караши (год смерти 774 г.л.х.), «Аль Бидай ван-нихая», том 7, стр. 146, изд-во «Мактабат аль маариф», Бейрут.
Ас-салихи Аш-шами, Мухаммад ибн Юсеф (год смерти 942 г.л.х.), «Субул аль худа вар-рашад фи сират хейр ибад», том 11, стр. 277, исследовательская работа шейха Адела Ахмада Абдул Мауджуда и шейха Али Мухаммада Мауввада, изд-во «Дар аль кутуб аль илмийя», Ливан, Бейрут, издание первое, год издания 1414 г.л.х.
Результат
Итак, подобно тому, как мужчины обязаны присягать исламскому правителю, так и женщины, будучи гражданами исламского государства, должны присягать ему. Одним из условий присяги для них есть абсолютное повиновение правителю.
Но, Фатима Захра не присягнула Абу Бакру, считавшего себя наместником Пророка (с) и исламским правителем. Это указывает, что она не признала Абу Бакра халифом и правителем, и ее отказ от присяги ему является доказательством не легитимности халифата Абу Бакра.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев