Евгений Евстигнеевич Голубинский и его История Русской Церкви
20 января
В этот день 1912 года окончил свой земной путь выдающийся историк Русской Церкви и церковной архитектуры, академик Императорской академии наук Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912).
Голубинский был сторонником научного подхода к изучению церковной истории, в том числе агиографии, житийной литературы, а потому подверг критике многие предания из жизни самых известных русских святых. За что снискал себе влиятельных врагов, в числе которых был и обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев.
Тем не менее, за «Историю Русской церкви» (1880-81) Голубинский был удостоен Уваровской премии (престижная премия Академии наук за исторические исследования и литературные произведения).
Родился будущий историк 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1834 года в семье священника Евстигнея Пескова в селе Матвееве. Село это находилось в глухом Кологривском уезде, в «медвежьем углу» Костромской губернии. Матушка его рассказывала, что ребенок явился на свет в необычной обстановке: была среда на масленице, приехали гости, и она ушла рожать на двор, в коровий хлев. Грамоте Евгения обучали дома, ему науки с малолетства легко давались. Дед по отцу, священник села Успенье-Нейское Федор Беляев хвалил живого, резвого мальчика, приговаривая: «Ты будешь у меня академистом».
В 1843 году отец отдал Евгения в Солигаличское духовное училище. В то время была распространенная традиция: давать ученикам фамилии выдающихся священников. Отец выбрал для сына фамилию основателя русской религиозной философии отца Федора Голубинского. Но, когда Евгений заканчивал училище, вышло распоряжение эту традицию запретить и вернуть ученикам отцовские фамилии. Поскольку Евгений был лучшим учеником, его этот запрет не коснулся. Преподаватели отмечали его «замечательную способность мыслить и писать, свежесть мысли, зрелость суждений, емкость языка. После училища он закончил Костромскую семинарию, а затем и Московскую духовную академию.
Магистерская диссертация Глубинского быда посвящена церковно-государственным отношениям в Византии IV—VI веков. Эту работу одобрил в то время обер-прокурор Святейшего Синода граф Дмитрий Толстой и рекомендовал ее опубликовать в журнале Московской духовной академии. В 1861 году Голубинский был принят преподавателем в это учебное заведение, где прослужил 35 лет.
Он изучил историю православия в Центральной Европе и на Балканах. Результатом исследований стали два объёмистых труда — «Св. Константин и Мефодий, апостолы Славянские» (1867 год) и «Краткий очерк истории православных церквей — болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» (1871 год). Работа о Константине и Мефодии явилась, по оценкам специалистов, весомым вкладом в развитие целого ряда наук — словесности, истории славян, русской истории.
После этого Голубинский отправился в полуторагодовую командировку. Он изучал церковную жизнь православных народов Европы в Польше, Галиции, Буковине, Молдавии, Румынии, Сербии. Из собранных материалов он составил первую половину первого тома «Истории Русской Церкви».
Евгений Голубинский предложил принципиально новое понимание того, чем должна быть полная и настоящая история: «Человеческие общества, составляющие предмет истории, состоят из двух частей – из самых обществ и из правительств. Общество есть то, что имеет цель само в себе, в своей жизни. Правительство есть необходимый орган общества, без которого оно не может существовать как общество, имеющий назначением поддерживать жизнь общества и содействовать её движению вперёд (т. е. так по идее, хотя в последнем случае далеко не всегда так на деле). Настоящая история всякого общества должна быть историей обеих его половин, а не которой-нибудь только одной, ибо иначе она не будет историей полной и настоящей». (Е. Голубинский. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1. Введение)
Он критически относился к современному ему состоянию Церкви, обличал излишнее увлечение церковной обрядностью в ущерб пониманию сущности вероучения, его нравственным аспектам. При этом был сторонником государственного управления Церковью, сохранения Святейшего Синода во главе с обер-прокурором, предлагая назвать Патриархом первенствующего члена Синода без расширения его полномочий.
В 1906 году Голубинский полностью потерял зрение.
Перед смертью он попросил положить себе на голову книгу, с которой хотел прийти на Суд Божий -- свое исследование о самом близком и дорогом для него русском святом «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра».
Нет комментариев