ГОТОВИМСЯ К ВСЕЛЕНСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЕ - 22 ФЕВРАЛЯ. КОГДА ГОСПОДЬ ЗАБИРАЕТ ЧЕЛОВЕКА? КАК
МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ СВОИМ УСОПШИМ СРОДНИКАМ? ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ!❤🙏
Преподобный Исаак Сирин говорил: «Кого назову разумным? Только того, кто знает, что у него есть предел этой жизни».
Откуда вы знаете, когда именно вашему близкому было бы лучше умереть: в этот момент или позже? Вы же совершенно не знаете, что было бы с ним потом? В каких страданиях он бы пребывал или с какими тяжелейшими болезнями столкнулся, или в какое бы попал окружение, или в каком плену оказался, и что бы там с ним стало? Вы можете знать об этом?
Мы ничего об этом не знаем. А предел жизни у каждого из нас есть. И Господь забирает человека только тогда и только в том случае, когда это является для него наилучшим моментом для перехода в вечность. А туда мы все перейдём, независимо от возраста и положения.
Поэтому надо верить Богу, верить, что Он — любовь. И если Он берёт человека в этот момент, то этот момент, действительно, является, наилучшим для вхождения в Царство Божье.
Представьте, что вы совершаете путешествие в тяжелейших условиях. И вдруг прилетает вертолёт, в котором есть только одно место. Вам говорят: «Можем взять вашего близкого». И вскоре он окажется дома. То есть окажется там, куда вы, собственно, и идёте. Идёте по горам, оврагам и буеракам. Вашего близкого уже взяли, и он уже дома, а вы ещё только идёте... Нужно благодарить Бога, потому что его взяли по любви.
А мы жалеем себя: как я переживу это расставание? А про близкого человека, который уже дома, мы даже и не думаем. Но он уже достиг цели. А мы, повторюсь, продолжаем свой путь по болотам, долинам и лесам с дикими зверями. И мы страдаем: как жалко, что его нет с нами. Мы бы хотели, чтобы он ещё здесь побыл. Но вы не знаете, что его здесь ожидало бы далее, и что было бы с его жизнью.
Итак, если мы верим, что Бог есть любовь, это означает, что Он забрал человека в наилучший момент. И человек — уже дома.
Как мы можем помочь своим усопшим сродникам?
Только молитвой. Однако, молитва является действенной, только тогда, когда она, действительно, является молитвой, а не пустым произнесением слов. По большому счёту, если мы хотим оказать помощь своим усопшим, то нам надо взяться за себя.
Мы помогаем им в той мере, в какой мере мы сами очищаем свою душу. Действенность молитвы обусловлено нашим духовным состоянием. Поэтому в это время, хотя бы в эти сорок дней, человек должен провести усиленную христианскую жизнь, которая будет включать в себя и пост, и молитву, и чтение святых отцов, и воздержание в каких-то других вещах. Хотя бы эти сорок дней побыть христианином. Хотя бы так.
Вот тогда наша молитва может оказать самую действенную помощь нашему усопшему родственнику. А если вы будете только рассылать записки, не молясь сами…
Ведь что такое помолиться? Это значит отказаться от каких-то увеселений, развлечений, суеты… Это значит собрать свой ум, привести себя и свою жизнь в определенные рамки. За вас эту работу никто не сделает. За вас этот подвиг никто на себя не возьмёт. Понимаете?
Нужно оторвать от себя хоть какую-то часть. (Речь идёт не о деньгах). Например, попоститься один-два-три дня, воздержаться от какого-то зрелища, перестать болтать о пустяках с соседкой, выключить ящик… Нужно что-то от себя оторвать ради этого человека. Вот тогда наша молитва приобретает силу.
Но об этом люди как-то забывают. Они готовы написать сто записок в сто монастырей... А воздерживаться и молиться сами не готовы.
Но об этом люди как-то забывают. Они готовы написать сто записок в сто монастырей... А воздерживаться и молиться сами не готовы.
Очень полезно в это время подать нуждающимся людям. Бог видит: любой акт любви с нашей стороны — это есть действенная помощь усопшему.
Обратите внимание, какое это замечательное сочетание: всё то, что мы хотим сделать из любви к другому, мы, прежде всего, делаем для себя. Акт любви оказывает самое благотворное действие, прежде всего, на меня самого. И в то же время оказывает такое же действие и на того, за кого я молюсь.Почему я этой теме уделяю так много внимания? Потому что эти, казалось бы, элементарные вещи оказываются за границей сознания подавляющего большинства людей.
Алексей Ильич Осипов, богослов)+
+++
Часто в храме спрашивают: что мне сделать, чтобы умершему стало как можно лучше, какую службу заказать, куда что подать? Как правило, люди хотят заплатить — и уйти со спокойной совестью. В молитве об усопшем есть три составляющие.
ПЕРВАЯ — молитва у Престола во время Божественной литургии. Это самое важное, что может быть, самое большое, что можно дать. Священник на проскомидии за каждого поминаемого вынимает из просфор частицы, которые кладёт в Чашу, и Кровь Господня омывает эти частицы, очищает грехи, совершённые человеком. Эту молитву нельзя ни с чем сравнить, она — необходимость всех людей, как живущих на земле, так и усопших.
ВТОРАЯ составляющая — это личная молитва об усопшем, наше духовное усилие. Если мы просим кого-то помолиться об умершем, а сами этого не делаем, то такая молитва будет бесплодной. Молиться можно в храме на литургии, на панихиде, дома — где угодно.
ТРЕТЬЯ составляющая — это милостыня, то есть добрые дела. Когда мы делаем их во имя кого-то, Господь видит это, принимает и избавляет наших близких от вечных мук. Мы помним слова апостола: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Можно сколько угодно верить, но если мы не делаем ничего доброго, наша вера пуста. Нужно не только молиться, но и совершать добрые поступки. Милостыня — это не только подать деньги нищим. Можно помочь соседу и принести ему домой буханку хлеба, особенно если это человек пожилой. Можно сказать доброе слово нуждающемуся, поддержать тех, кто требует поддержки.
Мы не можем купить милость Божью за деньги. Очень просто прийти в храм, заплатить, чтобы за нас помолились, и уйти — при этом не потрудившись, никак не изменившись. Так относиться к молитве нельзя. Нужно прилагать к ней свои силы, сердце, труд. Если человек приходит в храм, чтобы заказать литургию или панихиду, и уходит с пустым сердцем, не помолившись, какой смысл в том, что он туда приходил? Чем такой человек отличается от язычника, который принёс жрецу плату и ушёл — а тот уже сам знает, что делать дальше?
Молясь Богу, мы должны понимать, что душа человека, ушедшего от нас, осталась со своими памятью, любовью, грехами и добрыми делами. Личность человека никуда не девается. Мы молимся и приносим бескровную жертву не просто так, не абстрактно, а за конкретного человека. По просьбе родственников молится священник, но и родственники должны молиться тоже. Нашей молитвой мы просим Бога умилостивиться, избавить усопшего от вечных мук и очистить согрешения, которые он совершил во время земной жизни, поскольку сам он ничего исправить уже не может. Осознавать свои грехи может, а вот каяться — нет. Мы можем помочь ему молитвой и милостыней.
Молитва — это не обряд. Она требует расположения вашей души, труда вашего сердца. Господь видит это, Он ценит усилия. Формальности Ему не нужны. Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали это.
Протоиерей Николай Марковский)+
Комментарии 201