Академик Б.А.Рыбаков отмечал, что "если солнце в народной традиции может обозначаться разными знаками (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), то "белый свет" (Род) всегда обозначался только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами".
Отметим также, что колесо шестью спицами и шестилепестковая розетка были символами римского Юпитера. Переход этого знака в христианстве в монограмму Иисуса Христа, как считал Б.А.Рыбаков, "надежно подтверждает древнее, исконное значение шестилучевого знака как символа Света во всей многогранности этого понятия".
Отметим, что Рода связывают именно с зимним солнцеворотом. В поучении ХII века ("Слове об идолах"), хранившиеся в Кирилло-Белозерском монастыре, Род или Свет ассоциируется с Юпитером, Аполлоном, Ваалом, египетским Осирисом и христианским Богом-Творцом Саваофом, а в одном из ранних переводов Библии книга Бытие именуется "Родство", а Бог-Творец – "Рододелатель".
В поучении ХII-XIII вв. "Слове о твари и днии рекомом неделе" говорится, что русские поклоняются в первый день семидневной недели "воскресенье" не солнцу (вещь Бо слнце свету), а "Белому Свету", т.е. Свету Вселенскому.
Как писал Б.А. Рыбаков: "Вот этот-то Свет, не имеющий видимого источника, "неосязаемый и неисповедимый как эманация божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно и объектом обличений церковников".
В средневековых поучениях и календарных упоминаниях Бога Рода связывают именно с зимним солнцеворотом и праздником Рождества Христова.
Обращаясь к древнейшим индоевропейским текстам, таким как древнеарийский эпос Махабхарата, мы обнаруживаем в них чёткую последовательность структуры миропроявления:
"В начале творения по мысли и слову Всевышнего появилось огромное яйцо, вечное, как семя всех существ. В яйце подлинным Светом был вечный Брахма, чудесный и непредставимый, вездесущий, тот кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального". В другой книге "Ашвамедхикапарве" Брахма (точнее Брахмо) - эфир - высший из элементов. У него есть лишь одно свойство - звук. Эфир порождает "семь звуков и аккорд", а те, в свою очередь, порождают движение или "ветер", у которого есть уже два свойства – звук и касание. Касание - это сокращающая скорость любого движения инерция. Будучи матерью всего проявленного, инерция и порождает воплощенный мир, первым видимым проявлением которого становится Свет. Свойств у Света уже три: звук, касание и образ. Будучи свойством Света, образ состоит из 7 цветов, каждый из которых соответствует 7 изначальным брахманическим (эфирным) звукам.
И если Брахмо - это Белый Свет, то есть совокупность 7 цветов спектра, то первым проявленным цветом считается красный цвет.
Отсюда название Солнца в русской Традиции – "Красное Солнце", которое ждали, встречали и славили во время Зимних Святок как первое проявление Высшего Закона.
Заметим, что наши предки ждали ни "кола", т.е. само по себе солнце, а тот изначальный Белый Свет, который был для наших предков Началом всех начал. Они называли его Родом (порождающим, творящим), Велесом (владыкой), Трояном (триединым), Дедом – Ладо (от "лад" - Порядок, Космический Закон).
Выдающийся этнолог ХIХ века А.С.Фаминцын писал, что в представлении русских крестьян "солнце ходит по воле Деда, который и был Творцом Вселенной".
Как мы уже отмечали, зимние Святки начинаются с Николина дня - 19 декабря, то есть дня "Николы Зимнего" - самого почитаемого Деда на Руси (подробнее в статье "Так ли прост русский Дед Мороз?").
Нет комментариев