Великий Триглав
Вселенная древних Славян сложна и многомерна. Уже многие тысячелетия назад древние Славяне имели стройную систему мировоззрения, которая базировалась на трёх главных факторах: ЯВИ, НАВИ и ПРАВИ. Явь рассматривалась как земная фаза бытия, Навь являлась небесной, или, как бы мы сейчас сказали, тонкой сферой жизни, а Правь выражала Единый Принцип Жизни, который пронизывал обе сферы бытия. И земная и небесная жизнь при этом имели одинаковый статус. На небе, как и ранее на Земле, славяне продолжали трудиться, но уже без врагов и болезней. Жили в окружении Богов, ощущая себя в кровном родстве с «великими родичами». И это составляло естественную, как жизнь зелёного побега, эволюцию, которая возрастала в своей божественности до абсолютной Красоты, и в конце концов создавала живую структуру славянского космоса.
Символом мира, в котором жили славяне, был Великий Триглав. Одна из глав была «белой как свет», — она выражала Явь – окружающий мир, как часто говорится в сказках - белый свет. Именно поэтому она имела белый цвет – цвет чистоты, радости, мира.
Правь – символизирует основной Принцип Мироздания, на котором зиждется Явь. Таким образом, она несёт славянам моральные, нравственные, качественные и мировоззренческие принципы, которыми они руководствуются в жизни. Правь в абсолютном выражении – это Истина, знание которое даёт возможность «одолевать силы тёмные и ведёт ко благу». За Правь нередко приходилось сражаться и проливать кровь, но тот, кто не боялся вступиться за неё, обретал вечную жизнь с Богами и вечную славу.
Навь – является символом Зимы и того мира, который существует до и после Яви, это запредельный Тот Свет, в котором обитают Боги и души умерших Предков. Наши Предки знали, что Явь естественно проистекает из Нави, и опять уходит в Навь, подобно тому, как после зимы приходит весна, и опять наступает осень. Вся палитра включает в себя следующие цвета: белый (Явь), красный (Правь), синий (Навь), голубой (Сварог), оранжевый (Перун), зелёный (Свентовид).
Олицетворение Триглава: Сварог-Перун-Свентовид.
СВАРОГ - это Дед Богов, Начальник всего Рода божьего. Род-Рожанич, дающий всему сущему Жизнь. Сварог - Бог Прави Яви и Нави - основополагающих принципов древней ведической философии, исходящей из триединства мира. Сварог является владыкой всего мироздания. Он - Источник Вечной Жизни, Начало-Начал, Вселенная-Осознающая-Сама-Себя. Понятие Деда Богов у славян доказывает древнейшее происхождение как этого образа, так и философии славянского ведизма в целом.
Второй лик Великого Триглава - ПЕРУН-ГРОМОВЕРЖЕЦ, Бог Битв и Борьбы, который ведёт верных по стезе Прави и вращает Сварожьи колёса Яви, колёса Жизни. Он - Бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразует Вселенную.
Третий лик Великого Триглава - СВЕНТОВИД, Бог Прави и Яви, Бог Света, посредством которого люди приобщаются к миру явному.
Обращаясь к цветовому исполнению знака, следует отметить, что Великий Триглав является отображением трёх времён года, трёх сезонов, существовавших у славяно-ариев в древности, - это пора земледельческих работ (весна), пора cозревания и сбора урожая (охватывала лето и осень) и пора отдыха земли (зима).
Владыкой Весны здесь является Свентовид, в эту пору всё пробуждается, появляется первая зелёная трава - символ жизни. Поэтому цвет Свентовида - зелёный.
Перун - знак Огня, солнечный Бог, его стихия - Лето, цвет – золотой (жёлтый). Сварог – Бог Неба, имеющего голубой цвет. Это и цвет Нави, из которой Сварог сотворил Явь по замыслу Прави. В сфере времён года Нави соответствует Зима.
Таким образом, в знаке Великого Триглава нашёл отображение славянский земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.
Однако, как уже отмечалось ранее, образы древнеславянской философии отличаются многомерностью, и образ Великого Триглава не исчерпывается только указанными функциями. В его символе запечатлены также три основных стихии, почитаемые нашими Предками: ВОЗДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем же сине-жёлто-зелёным трицветьем.
Сварог, как мы установили, соответствует голубому или синему цвету, цвету Неба и цвету Нави, где обитают Боги и души умерших Предков, ставших Перуничами и Сварожичами. Продолжая поддерживать связь с оставшимися на земле сородичами, они в трудную минуту приходят на помощь, давая мудрые советы во снах либо «материализуясь» в образах птиц, животных, людей. А в часы войны они нисходят целыми ратями с облаков на землю и помогают одолевать врагов. Зная об этом, живущие всегда чтят своих «навьих» сородичей и в молитвах обращаются к ним со словами благодарности. Разве это не связь, как мы сейчас говорим, с Ноосферой?
Таким образом Сварга - это Воздух, это атмосфера и ноосфера, воздух физический, которым дышат, и воздух духовный, которым питаются души и помыслы.
Перун - стихия Огня. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией, ослепляет их искрами и нестерпимо ярким светом. В этот миг он принимает лик Индры - грозного беспощадного Бога-Воина. Однако для своих детей славян он является Защитником и зачастую выступает как Перун-Вергунец, покровитель урожая. Рассекая своим мечом тучи, он проливает на поля благодатный дождь. Первая утренняя молитва, которую творили славяне, была посвящена Заре, поднимающемуся Солнцу - Сурье и Перуну, огнище которого хозяйки разжигали поутру.
Цвет Перуна от жёлтого до оранжевого, соответствует цвету огня. И, подобно огню, Перун может быть неукротимым и ласковым, испепеляющим пожаром и домашним огоньком, на котором готовят еду. Самим пламенем ведает Семаргл, но возжигает его Перун. Он - Небесный Кузнец, Мастер, кующий мечи и раздувающий горнило. Это его небесный огонь принесла славянам на своих крыльях Птица-Слава.
Перун - солнечный Бог, Бог Лета, Тепла, Света, Огня, всего, что связано с активным жёлто-оранжевым спектром.
Свентовид - стихия Земли. Это возрождение, весна, зелёная трава, пробуждение всего живого. Зелёный цвет - цвет жизни.
Именно весной славяне справляют свадьбу Отца - Сварога и Матери - Земли, детьми которых они являются, поют песни, радуются, подбрасывают к Сварге венки, сплетённые из цветущих трав. И Земля, оплодотворённая Сварожьим Небесным Быком, пролившим в её лоно серебряные дожди зачинает новую жизнь, вынашивая её в чреве, чтобы к осени разродиться плодами, злаками и прочими щедрыми земными дарами.
Стихия Земли неразрывно связана со стихией Воды и является её неотъемлемой составляющей, поскольку реки протекают по ней, озёра простираются на ней, моря - океаны примыкают к ней и дожди проливаются на неё.
Сварог и Земля глядятся в воду, чтобы быть многоплодными, и рождают сына Вергунца-Перунца, соединяющего Небо и Землю, поскольку он является владыкой Огня и Воды. И когда приходит Жара и Сушь, Мать-Земля вздымает руки к небесам и молит сына послать дождь. И Вергунец проливает благодатные потоки на иссохшую землю, и она насыщается влагой и даёт урожай. Либо сам Сварог оглаживает белую бороду и таким образом посылает дождь на иссушенные земли.
Между тем все три лика - «ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА, ПОСКОЛЬКУ СВАРОГ ЕСТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРУН И СВЕНТОВИД». Таким образом, неразрывное единство и взаимоперетекание - вот сущность Великого Триглава.
Божественное начало у славян пронизывает весь Космос, начиная от воплощения в Великом Триглаве, через Триглавы прочие до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич), каждый из которых, тем не менее, занимал своё определённое место в божественной иерархии, являясь составляющими Единого и Неделимого.