ГРЕХИ ПО СТРАСТИ ГОРДОСТИ
СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ
Сомневались в бытии Бога;
отрицали бытие Бога;
хулили Бога (оскорбляли, презирали);
отрекались от Бога;
переходили в другую веру;
уходили в раскол, в секту;
распространяли ложное учение (ересь);
упрямо стояли в заблуждении, спорили, противоречили вероучению Православной Церкви в догматах и канонах;
не признавали грехи грехами (особенно смертные) в соответствии с Евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божиих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «А какие у меня грехи? Никого не убивал», и т.д.;
устанавливали собственные заповеди и правила жизни, противоположные Евангелию, и руководствовались ими;
не признавали Бога Творцом, а себя и весь мир — творением;
утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу;
считали, что в Церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить;
считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить — не важно;
произвольно понимали Священное Писание, не читали толкований;
отвергали многовековый опыт Церкви, искали свою дорогу к Богу;
требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни;
считали, что достаточно только назвать грех на Исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится;
обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «Видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»;
дерзали причащаться без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причащение оборачивается в осуждение и в смерть вечную);
дерзали причащаться, находясь на епитимии;
не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви — так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора);
колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с НЛО, пытались «воскресить» умершего, входили в «общение» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, — тем самым входили в общение с демонами;
обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим» и пр., тем самым пользовались услугами демонов;
верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по сонникам и гороскопам;
льстили себе, что чисты от грехов, святы, достойны Божественных Откровений и впечатлений, что достойны общения с ангелами, видения ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы;
искушали Господа, говоря: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»;
попытка самоубийства (самоубийство — единственный грех, который не может быть прощён Богом по причине невозможности покаяния согрешившего, потому что после смерти покаяние уже не действует. Этот грех утягивает душу на самое дно ада);
ТЯЖКИЕ ГРЕХИ
верили по расчету: ожидали от Бога благ в обмен на немощные попытки христианской жизни;
ожидали от Бога того, чего нам самим хочется;
обижались на Бога, если не решались наши проблемы;
верили только тогда, когда всё складывалось по-нашему;
не верили, что Бог всесилен и может избавить нас от греха во время благопотребное, при нашем искреннем желании, подтвержденном реальными попытками борьбы;
не признавали своего рабства дьяволу, не соглашались с тем, что человек стал жилищем сатаны (так говорит святитель Игнатий (Брянчанинов));
знали о своём грехе и не хотели исправляться, испытывали долготерпение Божие;
забывали о своей греховности и немощи, пытались «вымаливать» других грешников и даже самоубийц;
в записки о поминовении на проскомидии включали иноверцев, раскольников, сектантов, некрещеных, самоубийц, а также не исправляющихся, не кающихся грешников — живущих или умерших без покаяния;
читали книги еретические, противоречащие вероучению Православной Церкви (это не касается богословов);
стремились командовать, управлять, властвовать над другими, не имея на то никаких полномочий;
лгали, оправдывали ложь необходимостью обстоятельств, лгали даже просто так, по привычке;
завидовали (желали того же, что видим у ближних; появлялось мрачное чувство расстройства в сердце от того, что мы чего-то не имеем, а у других это есть: достаток, счастье, положение в обществе, здоровье, способности, красота, рост, сила, успехи);
допускали высокоумие, самомнение, уверенность в своей духовной правоте, не основанной на Священном Писании и Предании Церкви;
были самолюбивы: почитали себя превыше всех и презирали тех, кто не согласен с нами, враждовали против тех, кто «задевает» нас, обижались на тех, кто нас чем-то задевал;
желали «долго жить», не задаваясь вопросами о смысле жизни, Суде Божием, посмертной участи;
человекоугодничали: угождали человеку из-за страха перед ним; готовы были согрешить, если потребуют этого от нас; Бога не боялись, а человека боялись;
начальникам раболепно подчинялись, подчинённых безжалостно укоряли;
не уходили из таких компаний, где осуждают, играют в карты, упиваются вином, сквернословят, хулят Бога, Церковь — боялись потерять отношения, раболепствовали;
утверждали, что «всегда верили», «всегда Бога вспоминали», «всегда с Богом жили», что всегда имели «Бога в себе, в своём сердце» (при этом показывали рукой на грудь или похлопывали по груди), однако сами грубо нарушали заповеди Божии, даже не зная их, и не приступали никогда к Исповеди и Причастию;
говорили: «Грешен во всём», признавая себя грешниками на словах только, а на деле не могли назвать своих грехов и не боролись с ними;
поминали умерших водкой, организовывали застолья на кладбищах;
подавляли ближнего грубым словом или колкой насмешкой, чтобы не ставил себя выше нас;
допускали наглость, дерзость;
были строптивы, неспособны подчиняться во всём, что не противоречит заповедям: подчиненные — начальникам, дети — родителям и учителям, младшие — старшим, жёны — мужьям;
долго не успокаивались от обид, жалели, что мало наговорили, мало ответили обидчику, в мыслях долго спорили с ним, оправдывали себя; рассказывали другим об этом случае, очерняя обидчика и оправдывая себя; придумывали способы отмщения; и пр.;
в окружающих людях видели врагов;
были неспособны просить и обращаться за помощью — гордость не позволяла: а вдруг откажут, тогда будет обидно — лучше уж сами как-нибудь;
жёны стремились командовать в семье, самостоятельно распоряжаться деньгами;
допускали прекословие (пререкание) даже со старшими, с родителями, с начальниками;
божились и клялись именем Божиим, прикрывали ложь божбой;
клялись жизнью (даром Божиим), здоровьем, своими детьми, матерью;
требовали клятв от других;
забывали и медлили в исполнении обещания, данного Господу, даже если уже получили просимое;
не почитали священников, избегали благословения, не хотели принимать таинства от священников, считая их грешными и недостойными;
отказывались от лечения по причине гордости («я сильный — всё вытерплю»), хотя болезнь была опасной для жизни;
считали, что достойны вечной жизни и спасёмся независимо от того, что живём во грехах;
были самонадеянны: надеялись на собственные силы и способности, знания и опыт, на свои «добрые» дела, на свои молитвы, посты, забывая, что без Бога спастись невозможно;
думали исправиться от недостатков собственными силами или исправить других без помощи Божией, при этом главная опора во всех наших делах — «я сам»;
ставили себе цель «стяжать Духа Святого» без понуждения себя к терпению, кротости, смирению, целомудрию — забыли, что Бог гордым противится, а только смиренным даёт благодать (см.: Иак. 4, 6);
о Боге вспоминали только тогда, когда все способы уже испробовали;
проповедовали веру, хотя не имели на то благословения;
наставляли, научали, давали духовные советы, хотя сами малоопытны и немощны в вере; «спасали» от грехов других, забывая, что сами находимся «под адом»;
были неспособны к послушанию;
не переносили обличений;
легко прощали себе свои недостатки; в чём себя оправдывали, в том других осуждали;
превозносились над другими, считали себя лучшими, своё мнение — более правильным, дело своё — более важным;
ждали услуг от ближних, требовали, чтоб нам все помогали, сами же не спешили на помощь;
ПРОСТИТЕЛЬНЫЕ ГРЕХИ
требовали, чтобы нас обязательно простили (для нашего успокоения), «выжимали» такое принудительное прощение из обиженного нами человека;
были брезгливы во всем и всегда (естественное отвращение от нечистот не греховно);
не умели благодарить Бога за Его милости к нам;
не просили Божия благословения на всякое дело;
хватались за дела, превышающие наши силы, а потом стонали, изнывали под непомерной тяжестью их и обижались на окружающих, что они нам не помогают;
брали на себя чрезмерный пост и превышающее наши силы молитвенное правило;
пытались совершать непосильные подвиги, входящие в противоречие с нашим положением (семейным, социальным и т.д.) или невозможные для нашего здоровья, возраста, малоопытности;
любили учить других, вмешиваться в чужие дела и разговоры;
говорили, что наши молитвы исполняет (слышит) Бог, например: «Услышал меня Господь — получила пятерку по физике»;
имели страх, трусость, пугливость, боязливость, опасливость, робость, всегдашнее ожидание беды;
предъявляли повышенные требования к другим и прощали себе ошибки без самоукорения;
судили об окружающих по внешнему виду, а не по делам;
«пророчествовали», как будто имеющие дар, например: «Точно тебе говорю, что ничего у тебя не получится!»;
вступали в спор, доказывали свою правоту, не могли уступить, настаивали на собственном мнении;
боялись упреков, угроз, осуждения, резкого голоса.
@Дневник кающегося