А что такое - «еще чуть-чуть»? Жена приготовила мужу овсяную кашу - это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат - листик петрушки. Вот это «чуть-чуть».
Когда я был в Италии, то слышал на улице, в кафе, в магазине: супруги - молодые, средние и пожилые, - общаясь между собой, называли друг друга: «Amore». Это - «любовь моя»! Меня поразило такое возвышенно-трепетное, любовное отношение. Ведь все начинается со слова: И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1,14). Слова имеют огромную силу! Если человека называть «ангел мой», даже в совершенно несоответствующих этому слову ситуациях, то человек, уязвленный совестью, умом, обстоятельствами, в конце концов изумится: «Да я вроде бы ничего и не сделал, а меня так называют»!
Поэтому, если мы хотим иметь рядом нормальных людей, то нужно подбирать, творчески продуцировать слова, которые бы вдохновляли, быть и в этом плане неравнодушным. В христианской жизни ненормально просто ровно относиться друг к другу. Сам Господь сказал: если вы любите любящих вас, какая вам за то награда, ибо и грешные любят (ср. Мф. 5,46). Все время «сверх»: что должно - и еще чуть-чуть.
Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18). Я часто говорю людям: если мы еще не можем любить делом и истиною, то давайте любить хотя бы словом, не скупиться говорить друг другу добрые слова. Кто-то из умных людей говорил - «мне радостно радовать». Ты не видел знакомого долго, так скажи ему при встрече: «Слушай, брат, сто лет тебя не видал! Как я рад!». Ты послал настроение, и оно к тебе вернется. Можно, конечно, сказать просто «Привет!», но этого мало. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была неординарная обстановка, ты должен неравнодушно относиться к окружающим! Иначе так и будут серые будни: от тебя ничего - и к тебе ничего. Есть замечательное стихотворение: «Я не устану славить Бога за долготу прожитых дней, что так была моя дорога полна светящихся людей. За то, что ими был обласкан, общался с ними, говорил - без опасения, без маски, и радость сердцу находил».
А если у тебя черствое сердце - тут на помощь приходит отец Амвросий Оптинский. К нему приходили и спрашивали - сейчас такой вопрос могу задать миллионы: «Батюшка, любви не имею. А хочу ее иметь». Любовь - это доброта, это сердечность, это горение. Любовь - это высший пик правильных человеческих отношений. И батюшка отвечал: «Если видишь, что не имеешь любви, твори дела любви, и придет любовь». Ты помог - пусть без сердца, но ты понимаешь, что так правильно.
И с каким чувством ты принимаешь участие в жизни других людей, ты это чувство и порождаешь. И если хочешь кому-то помочь, сопереживай! Если будешь сопереживать, то в конце концов у тебя дойдут мозги - что можно сделать. Равнодушие не даст возможности сделать ничего, ты просто об этом не думаешь, ты понимаешь: это тяжело или это невозможно, и поэтому я сделать ничего не могу. А кто-то сказал: если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Человек болеет раком, вылечить мы его не можем, а помочь - сколько угодно.
Был такой случай - к нам приезжали бомжи, и их было такое количество, что я поинтересовался у одного: «А как вы узнали о нашем храме?» - «Мне сказали, что у вас помогают». А кто сказал-то? И он в простоте достает памятку, которую ему дали на Казанском вокзале, там десять храмов в столбик, и четыре пункта по горизонтали - еда, одежда, работа, деньги. И напротив каждого храма - крестики. Напротив нашего храма стояли все четыре крестика. Я с этим вопросом обратился к отцу Лаврентию, духовнику лаврскому: «Батюшка, каждый день: ограбили, дом сгорел, не заплатили, онкологическая операция, билет на поезд не ближе Хабаровска или Иркутска, - как быть?» - «А есть возможность помочь?» - «Ну, пока есть». - «Тогда надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа». Ничего себе! И потом, я все время боюсь оказаться на их месте: сегодня князь, а завтра в грязь. Это тоже лично мне помогает быть неравнодушным.
Вспоминаю одного святого. Он сказал в молитве Христу: «Господи, делай со мной то, что я делал с людьми». О-о! Кто из нас может такое сказать?!
Мы каждый день общаемся с людьми. И наше отношение к ним должно быть по возможности участливым. Когда участие станет доброй привычкой, оно перестанет быть для нас напрягом. Меня спрашивают: «Вот вам не тяжело - храм, богослужения, обязанности»? А я отвечаю: «А как вы думаете, рыбе тяжело в воде плавать?». Нет, не тяжело, потому что это - ее среда.
Человечность должна стать твоей средой. И не думай, что «я делаю что-то духовное, высоконравственное, великое». Все это дребедень. Если ты даешь себе оценку, твое внутреннее устроение - дешевое. У митрополита Антония Сурожского есть слова: «Человек должен своего доброделания не замечать». Оценка допустима только со знаком «минус»: я мог сделать большее, но не сделал. Живи и почаще задумывайся о том, что на месте другого можешь оказаться сам. Живи, глядя на другого так, как будто это ты!
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 29
" Вы предлагаете мне разъяснить дело Иисусовой молитвы.
Но тут и разъяснять нечего . Стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай к Нему : Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!".
Святитель Феофан Затворник.
• • •
.
" Действие Иисусовой молитвы у отцов было признаком жизни духовной . Есть дыхание в теле – оно живет ; прекратится дыхание – прекращается и жизнь . Так и в духе . Есть молитва – живет дух , нет молитвы – дух мертв" .
Святитель Феофан Затворник.
" Люди называют умными тех , кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего , притеснять и лихоимствовать , делать из одного обола два , но Бог считает таких глупыми , неразумными и грешными .
Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных . Мы называем умным того , кто умеет выполнять Божью волю".
Святитель Афанасий Великий
" Лучше с нищим Лазарем и ранами смердящим на гноище умереть , дабы быть отнесенным Ангелами на лоно Авраамово в вечную радость , нежели с богатым, одетым в порфиру и виссон , среди певцов и музыки окончить жизнь , и в ад низвергнутым быть , и в вечном пламени страдать (см. Лк. 16, 19–25).
Святитель Тихон Задонский
" Надобно из головы сойти в сердце . Теперь у вас помышление о Боге в голове . А сам Бог как бы вне , – и выходит , что это работа внешняя .
Пока вы в голове , мысли не улягутся покойно , все будут мястись , как снег или толкашки комаров летние .
.
Помнится мне , что вы писали , что от внимания голова даже болит . Да , если головою только работать , а когда сойдете в сердце , никакого труда не будет , голова опустеет и помыслам конец .
Они все в голове , и один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности .
Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем , то всякий раз , как начнут смущать помыслы , стоит только низойти в сердце – и помыслы разбегутся .
Это будет уютный уголок , безопасное пристанище . Не поленитесь низойти .
В сердце – жизнь , там и жить надобно .
Не думайте , что это дело совершенных . Нет . Это дело всех , начинающих искать Господа".
Святитель Феофан Затворник
..
• • •
" Вернуть ум внутрь – значит вернуть ум в место его постоянного...Ещё• • •
" Надобно из головы сойти в сердце . Теперь у вас помышление о Боге в голове . А сам Бог как бы вне , – и выходит , что это работа внешняя .
Пока вы в голове , мысли не улягутся покойно , все будут мястись , как снег или толкашки комаров летние .
.
Помнится мне , что вы писали , что от внимания голова даже болит . Да , если головою только работать , а когда сойдете в сердце , никакого труда не будет , голова опустеет и помыслам конец .
Они все в голове , и один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности .
Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем , то всякий раз , как начнут смущать помыслы , стоит только низойти в сердце – и помыслы разбегутся .
Это будет уютный уголок , безопасное пристанище . Не поленитесь низойти .
В сердце – жизнь , там и жить надобно .
Не думайте , что это дело совершенных . Нет . Это дело всех , начинающих искать Господа".
Святитель Феофан Затворник
..
• • •
" Вернуть ум внутрь – значит вернуть ум в место его постоянного пребывания .
Если он уходит , возвращай его туда снова и снова .
Постепенно он привыкнет возвращаться в сердце и начнет пребывать в своем естественном состоянии , то есть в сердце , где живет Христос .
Если в таком трезвении упражняться настойчиво , то со временем ум будет оставаться там без всяких усилий".
м. Симеон Афонский
❝ Практическое руководство..❞
" Молись , дитя , Бог просветит тебя и укажет твой истинный путь" .
Преподобный Анатолий Оптинский (Младший
.
.
Богом наполняются и насыщаются .
А желаниями земными беднеют , как бездонная бочка. . . на дно ведет . .
.
" Цель праведной жизни , к которой мы призваны , не в том , чтобы идеально устроиться в этом мире , но в том, чтобы стяжать свет Царства Небесного в себе и явить его тем , кто живёт вокруг нас".
/священник Стефан Домусчи/
.
• • •
" Молясь о людях , молись об них как о себе , ибо мы едино, как чада Отца Небесного.".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Православные ответы
.
Кто виноват?
Я.
.
Что делать?
Молиться и каяться за все благодаряще Бога.
" Удали душу твою от знания ложного : я часто говорил с ними (заблуждающими) и мрачные речи их исследовал , и нашел в них яд аспидов . Кто принимает их – погибнет , и кто любит их – исполнится зла .
Видел я отцов мудрования их : и не увидел света истины в речах их .
Пути Провидения покрыты мраком , и не постижимы разуму судьбы Его , но муж доброделающий познает их".
АВВА ЕВАГРИЙ
" Озаренный (духовного озарения) не нуждается в разнообразных молитвенных словах : лишь одной двери молитвенной достаточно для него , чтобы погрузился разум в молитву и растворился в Боге" .
Преподобный Исаак Сирин
.
• • •
" Молись не многими словами , а чистым сердцем ", - говорил Старец.
Старец Николай Гурьянов
" Когда понимаешь суть искушений , когда видишь в них Христа с Его мудрым испытанием тебя , тогда ты не только не противоречишь этому , а имеешь и согласие, и желание на этот Крест , потому что знаешь , что такой урок даст тебе хороший результат , если вытерпишь".
Протоиерей Сергий Баранов
«...в любом месте должно чувствовать себя одинаково:
в поезде ли , в пещере , в дороге . Бог сделал каждого человека малой церковкой , и её можно всюду носить с собой .
все ищут покоя , но покой приходит к нам изнутри-».
св. Паисий Святогорец
" Едининие в себе выше всех путешествий :
Сердце в нас ,
но есть путешествие до сердца , - иногда оно длинно .
Сие путешествие и многотруднее и ценнее пред очами Господа .
Кто его совершает , тот не захочет путешествовать и странствовать , а возлюбит сидеть дома в молитаенном уединении ".
●
◈︎ Стук сердца обрати в молитвы ◈︎
" Молитва – это забвение о земном и восхождение на небо . Через молитву мы бежим к Богу" .
Святитель Нектарий Эгинский
«-Кто обнищает ради Бога , тот бывает утешен истинным Его богатством . Уничижай себя ради Бога , и не узнаешь, как умножится слава твоя-».
Преподобный Исаак Сирин Ниневийский
.
• • •
" Лучше с нищим Лазарем и ранами смердящим на гноище умереть , дабы быть отнесенным Ангелами на лоно Авраамово в вечную радость , нежели с богатым, одетым в порфиру и виссон , среди певцов и музыки окончить жизнь , и в ад низвергнутым быть , и в вечном пламени страдать (см. Лк. 16, 19–25).
Святитель Тихон Задонский
" Для любящих Бога всею душою
брань с диаволом то же , что и ничто ,
а для любящих мир она трудна и невыносима" .
Преподобный Ефрем Сирин
" Кто познал , что имеет нужду в Божией помощи , тот совершает много молитв" .
препод. Исаак Сирин
.
• • •
" Оставляющий молитву оставляет свое спасение....".
Святитель Игнатий Брянчанинов
.
• • •
" Человек , я знаю , что ты не умеешь молиться ! Но даю тебе совет : молись , как можешь , но молись часто!".
Преподобный Макарий Великий
____________________
" Ум , очистившийся , погружая ь в свет Божий , весь обожается , и потому называется умом Божиим".
прп. Симеон Новый Богослов
( 949 - 1022 )
.
• • •
" Отдай чувство в служение уму , и не давай ему времени развлекать его" .
авва Фалассий
«-Кто сподобился увидеть самого себя , тот выше сподобившегося увидеть ангелов-».
преподобный Исаак Сирин
.
• • •
" Господи , покажи мне свет Твой в сердце моём ".
• • •
святитель Николай Сербский
" Человек, живущий в страстях , всегда бывает возмущаем помыслами , а безмолвник в тишине созерцает Бога" .
Исаак Сирин