Картина Шишкина "На опушке соснового леса" и при чем здесь Киса Воробьянинов?
Шишкин Иван Иванович (1832-1898). На опушке соснового леса.1897.Частное собрание
За £1,385 млн ($2,009 млн) была продана на аукционе Sotheby's картина русского художника Ивана Шишкина "На опушке соснового леса".Это одна из последних картин Шишкина, созданная за год до его смерти, изображает окрестности Елабуги - родные места художника. У специалистов есть предположение,что написана она с того же места, что и знаменитая "Рожь", только Шишкин написал её с другой стороны, как бы развернул полотно.
Шишкин Иван Иванович (1832-1898).Рожь 1878.Третьяковская галерея
Картину, представленную в 1897 году на 25-й выставке Товарищества передвижников в Петербурге и Москве, купил племянник художника, золотопромышленник и меценат Николай Дмитриевич Стахеев. Из переписки Шишкина и Стахеева известно, что первая заявка на приобретение этой картины поступила от Николая II. Царь хотел купить ее для своей личной коллекции, но получил отказ.Картина была вывезена за границу. Позже картина была приобретена бельгийским художником Шарлем Дефрейном, чьи потомки и выставили ее на нынешние торги.
Николай Дмитриевич Стахеев, купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат.
Купец Стахеев имел очень широкие коммерческие интересы: торговля хлебом, чаем, лесом, приобретение и разработка золотых приисков, добыча нефти.Мать Николая Дмитриевича Стахеева Александра Ивановна, урождённая Шишкина, была дочерью купца Ивана Васильевича Шишкина и родной сестрой художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898).
Таким образом, с детства Николай Дмитриевич находился в обществе, тесно связанном с творческой средой, где, видимо, он и научился понимать искусство и чувствовать его. Впоследствии, переехав в Москву, он не терял связи со своим дядей Иваном Ивановичем Шишкиным, оказывал ему поддержку и приобретал его картины. Подробных сведений о картинной галерее Н.Д.Стахеева, к сожалению, не сохранилось.
Иван Иванович Шишкин(1832-1898). Летний день.1891.Третьяковская галерея.
Другую картину И.И.Шишкина «Болото» Николай Дмитриевич Стахеев приобрел с 18-ой выставки передвижников.
Иван Иванович Шишкин(1832-1898).Болото.Журавли.1890.Национальный художественный музей Республики Беларусь
Считается,что Шишкин вписал журавлей в уже законченную и демонстрировавшуюся на выставках картину.
Рентген картины показал, что журавли написаны очень тонким мазком поверх более плотного слоя краски, рука другого художника не была выявлена.
С другой картиной Стахееву повезло меньше.Ее приобрел другой коллекционер,Харитоненко Павел Иванович — промышленник-сахарозаводчик, меценат, собиратель икон, западноевропейской и русской живописи.
Иван Иванович Шишкин(1832-1898).«Темный лес» (Харьковский художественный музей)
Однажды на выставке в Москве он увидел портрет жены художника Маковского. Коллекционеры Маковского не любили из-за непомерных цен, которые он запрашивал за свои полотна. Но этот портрет юной женщины не продавался.
Художник Константин Егорович Маковский."Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской". 1881 .Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Николай Дмитриевич был человеком больших страстей. Когда-то унаследованные от отца пять миллионов он приумножил в восемь раз.Николай Дмитриевич был отцом огромного семейства. Вместе с собственными двумя детьми под его опекой воспитывались семеро детей рано умершего брата. В доме сделали специальное помещение под детский театр и картинную галерею. В Москве для своей семьи Стахеев скупил земли под старыми дворянскими усадьбами в районе Красных Ворот. Под снос пошли ветхие дома, в том числе бывший флигель Чаадаева.
Особняк обошелся Николаю Стахееву в огромную сумму — 1 млн рублей. Но когда попадаешь внутрь, ты понимаешь, на что пошли эти деньги.
Дом Стахеева на Новой Басманной ул. д.14
Здесь, конечно, уже чувствуется купеческий размах. В доме приемов Стахеева посетители должны были понимать, что приглашены в богатый дом
Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т. д.
Особого внимания заслуживает фонтан, который находится перед домом. Называется он очень романтично — Богиня ночи. Говорят, что сам Стахеев набросал эскиз фонтана. Сам же фонтан был изготовлен во Франции. Фонтан этот не простой, а с секретом. Это был первый в Москве фонтан с электрическим фонарем! Говорят, что вся Москва собиралась у Стахеевского дома, чтобы поглазеть на этой чудо. Под фонтаном находится секретная комнатка с подстанцией. Богиня ночи вернулась на свое место не так давно, после реставрации. Правда, раньше в ее руках был электрический факел, а сейчас круглая лампа.
В 1908 году, когда ему было уже 56 лет, ситуация вышла из-под контроля. Говорили, что за одну поездку он оставил в Монте-Карло пятнадцать миллионов рублей. Его супруга даже писала письмо известному юристу Плевако о возможности контролировать денежные потоки мужа. Плевако ответил, что это по закону никак невозможно, ибо её муж не сумасшедший и не пьяница, и что свои страсти он может удовлетворять как угодно. И что все проигранные деньги он довольно быстро возместит семье и роду.
Вскоре отношения с женой у Николая Дмитриевича окончательно испортились. В 1914 году он объявил, что навсегда переезжает жить на свой любимый Лазурный берег.Начиналась Первая мировая война. Ольге Яковлевне стало не под силу, да и ни к чему тянуть огромные расходы, и она съехала из дома на Басманной. Николай Дмитриевич не объявлялся. Особняк взяла в аренду за 25 тысяч рублей в год вдова Саввы Морозова.
Зинаида Григорьевна Морозова (урождённая Зимина,1867— 1947) — русская благотворительница, вдова и наследница Саввы Морозова, пайщица Московского художественного театра. Хозяйка подмосковных усадеб Горки и Рубцово, а также известного дома на Спиридоновке.
Ни жена Стахеева, ни новая хозяйка роскошного особняка не ведали, что в подвале дома бывший хозяин устроил тайник. Золото, бриллианты и другие ценности. Спрятанные сокровища ожидали своего часа.
С особняком Стахеева и с самим хозяином произошла интересная история после революции.Николай Дмитриевич Стахеев, известный русский богач и промышленник, человек известный на всю Россию, не мог предположить, что прославится также на литературном поприще. А получилось всё благодаря писателям Ильфу и Петрову... Сейчас уже нельзя точно сказать было оно так, по-другому или вообще не было, но история передается из уст в уста по сей день. Николай Стахеев покинул Россию до Первой Мировой войны, однако после революции в 1918 году, якобы, инкогнито приехал в Москву с одной лишь целью: пробраться в особняк и забрать из тайника какие-то ценности.
Однако еще на подходе к особняку для проверки его остановили дружинники и, поняв, что перед ними человек непростой, отправили его на Лубянку, где его допросил сам Дзержинский лично. Стахеев ,якобы, в обмен на ценности смог выторговать себе не только свободу,но и возможность выехать из страны
А на часть стахеевских сокровищ на Каланчевской площади построили Клуб имени Октябрьской революции Казанской железной дороги, вскоре переименованный в Центральный дом культуры железнодорожников (ЦДКЖ).Про эту историю узнали журналисты Илья Ильф и Евгений Петров и на этой основе написали свою знаменитую книгу «12 стульев».Как бы там ни было, именно такой незаурядный человек как Николай Дмитриевич Стахеев и стал прообразом знаменитого Кисы Воробьянинова.В 30-е годы XX века двухэтажный дом заселили жильцами, которые развели на крыше огороды. Крыша, естественно, не выдержала, потекла, интерьеры стали портиться.
И дом решили отдать детям. С 1940 года здесь расположен Центральный дом детей железнодорожников, который стал настоящей кузницей кадров для российского искусства. Среди воспитанников учреждения были Олег Даль, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова.
Ныне особняк находится на балансе Министерства культуры. Залы используются для мероприятий, съемок передач и фильмов, а в непарадной части дома до сих пор работают кружки для детей.
В особняке часто снимают кино (х/ф "Семнадцать мгновений весны" .Имение Геринга Carinhall) и различные телепередачи(Телепрограмма «Битва экстрасенсов»).
А вот доходные дома Н.Д.Стахеева:
Дом Н.Д.Стахеева (Мясницкая, 6).
Доходный дом городской усадьбы Н.Ф. Фон-Мекк - Н.Д. Стахеева (Мясницкая, 44, с1).
Большая Сибирская гостиница (Златоустинский Б., 6).
Н. Д. Стахеев внёс значительный вклад в развитие Алушты в Крыму. Он приобрел там участок земли в конце XIX в. для строительства дачи. Дача Стахеева Николая Дмитриевича находится в городе Алушта, практически в центральной его части. Сам Николай Стахеев называл его не иначе как Вилла Отрада и считал своим самым любимым и лучшим детищем.
Отрада.Алушта.
На средства Николая Дмитриевича также были построены церковно-приходская школа, Земское училище, городские купальни, больница, пристань, первый в городе театр и набережная, укреплены башни крепости Алустон. Во многом благодаря его стараниям, захолустное селение превратилось в приятный курортный городок.
Все сведения из интернета.
Сердечное спасибо автору, за интереснейшую публикацию! Много великих имён меценатов российских не известны или почти забыты. Прекрасно, что ещё одно имя, имя Николая Дмитриевича Стахеева , открыто нам... Продолжайте, пожалуйста, знакомить нас с " неизвестными" именами и судьбами.
Комментарии 25
Много великих имён меценатов российских не известны или почти забыты. Прекрасно, что ещё одно имя, имя Николая Дмитриевича Стахеева , открыто нам...
Продолжайте, пожалуйста, знакомить нас с " неизвестными" именами и судьбами.