Макаровка - деревня, основанная в Васюганье старообрядцами-переселенцами из Белоруссии.
Васюганцы по своему вероисповеданию всегда признавали только два таинства – крещение и покаяние, что как известно, характерно для беспоповщины.
Изначально их предки, не принявшие церковную реформу Никона, мигрировали из Псковско-Новгородских губерний «за границу» – в губернии Российской империи, относящиеся к Белоруссии, Литве, Латвии (Литовско-Виленеская губерния в 1801-40), образованная 14(25).12.1795 на территории, отошедшей к Российской империи по 3-му разделу Речи Посполтитой.
Витебское княжество одно из первых на белорусских землях отделилось от крупного государственного образования - Полоцкого княжество.
С XII века Витебск стал центром северо-восточного Подвинья. С 1392 территория Витебского района входило в состав Великого княжества Литовского. Позднее после административных реформ эти земли получили статус Витебского повета. После разделов Речи Посполитой Витебщина вошла в состав Российской империи, Витебск утратил самостоятельное значение, район относили к Могилевской, Полоцкой, а затем, к Белорусской губерниям.
В деревнях Савченки, Слободка, Зароново, Сокольники сохранились каменные старообрядческие кресты на захоронениях. В Оршанском районе в Витебской области в Белоруссии имеются деревня Макаровка, деревни с таким названием в Белоруссии имеются в Воложинском районе Минской области, Бобруйском районе и Городецком районе Могилёвской области.
Старообрядцы могли быть из этих населенных пунктов обратимся к истории поселения старообрядцев на землях Речи Посполитой.
Эти люди стали переселяться на территорию современной Беларуси ещё в 1650-е гг.
Одним из центров раскола в конце 1660-х гг. стала соседняя с Великим княжеством Литовским Стародубская земля, которая после Андрусовского перемирия 1667 г. вошла в состав Гетманской Украины и Московского государства.
В конце 1670-х г. туда эмигрировала колония московских старообрядцев в 20 человек во главе с попом Козьмой, и по указанию стародубского полковника, приятеля Козьмы, заняла местечко Понуровку.
Стрелецкий бунт 1682 г., поддержанный раскольниками, нашел здесь отзвук, вследствие чего из Москвы последовал указ о возвращении стародубских раскольников на родину.
Поп Козьма и другой поп Стефан, выходец из Белева, удалились за московскую границу и поселились на острове Ветке. Таким образом, первая колония старообрядцев появилась на острове Ветка не позднее 1682 г. Название это происходит от рукава, или ветви реки Сож, который образовал остров.
7 апреля 1685 г. (по старому стилю — авт.) последовал новый царский указ, по которому против раскольников были приняты самые жестокие меры, и раскол был совершенно запрещён в пределах Московского государства.
После этого старообрядцы из Стародубья и более дальних земель толпами двинулись за пределы Московского государства. Часть из них осела на Ветке. Но переселенцев было так много, что небольшой остров не мог вместить всех желающих, и многие из них поселились в слободах в окрестностях Ветки, Гомеля и на других территориях в пределах Великого княжества Литовского.
В XVII в. территория Ветки входила в состав Речи Посполитой и находилась рядом с русской границей. К началу XVIII в. Ветка стала одним из главных мест сосредоточения поповцев, которых в это время насчитывалось до 4 тысяч. Было основано несколько монастырей и скитов. В 1773 г., как центр раскола, Ветка получила своего епископа Епифания, что содействовало росту ее авторитета в русском расколе, процветанию ветковских слобод и монастырей. В 1730-х годах в городе, с прилегающими слободами, проживало около 40 тыс. чел.
С 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, Ветка была включена в состав Российской империи, принадлежала Станевичам. С 1784 г. – местечко Белицкого, с 1852 г. – Гомельского уезда Могилёвской губернии. Карательные войска царского правительства дважды сжигали Ветку: в 1735 г. из Ветки изгнано и принудительно выселено в восточные губернии России 17 тыс. раскольников, в 1764 г. переселено в Сибирь около 20 тыс. раскольников.
Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у западных границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были принудительно переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона».
В 1735 году произошла "первая выгонка" старообрядцев: российская армия перешла границу ВКЛ и разрушила Ветку и соседние слободы. Годные к военной службе староверы были зачислены в солдаты, а остальные переселены в отдаленные районы России.
В 1764 году российская армия вновь разрушила город и 15 слобод в результате "второй выгонки". По приказу Екатерины II генерал-майор Маслов вывез в Сибирь из Ветки и соседних слобод до 20 тыс. староверов.
Ветка навсегда потеряла свое значение как центр раскола, но сохранила в старообрядчестве исторический и культурный авторитет.
Ходоки выбирали в Сибири для поселения отдаленные труднодоступные места, ближе к болотистому Васюганью, подальше от «мирских» для того, чтобы сохранить свою веру и свои традиции.
Из европейской части России в Сибирь двинулись переселенцы, это были белорусы, украинцы, чуваши, латыши, мордовцы. Все они отправились в далекую, неизведанную и суровую Сибирь в поисках лучшей доли, покинув свои насиженные места. Долго добирались через леса и болота, изнурившись от долгой дороги, останавливались на облюбованном месте, так и возникали деревни, села и поселки. Чем же привлек переселенцев наш Васюганский край с непроходимыми болотами? ... Первые новоселы – Филипп Хмелев, Лушка Шутова, Матрена Атопкина.
Русские по происхождению, белорусские старообрядцы (в Новосибирской области их называют «васюганскими») сумели сохранить и донести до нашего времени старинные обряды, обычаи, что называется традиционной культурой.
На новом месте старообрядцы построили четыре села – Бергуль, Платоновку, Макаровку и Морозовку.
Платоновку поставили на противоположном от Бергуля берегу, в один ряд. Первые дома – под огромными раскидистыми елями. «В нас колодцев не было. За водой – на речку. Ягоды – за речку перяйдёшь – малина, черёмуха на берягу, смородина. И дрова близко, и покосы близко. И на другую сторону поедешь – там всякая ягода была, и рямы близко. Тольки было жить».
Песни в Платоновке очень любили, пели все – и стар, и мал (в отличие от Морозовки, где песен никогда не слыхали). «О! там гремела Платоновка! Сядут девки и женщины пожилые на берег – по речке, знаешь, как раздавалося! И в Бергуле слыхать. Даже как на поле в Бергуль едут, поют - у нас слыхать». «Собирались раньше, костры клали на берегу, картошку варили – хозяинов 5-6, которые поближе. И с песням. Вот как жили дружно раньше!».
В 1984-м, общаясь с Вастой Макаровной Смертевой, в очередной раз услышав про платоновских, задумались и спросили: «А платоновские – они где теперь?» – «Как где? Все в Северном». Она, а затем Молокова Дарья Амбросимовна перечислили нам все певческие платоновские фамилии, по семьям – Атопкины, Хмелевы, Халявы.
Приехав в Северное, мы задержались по техническим причинам, ходили, слонялись из угла в угол, а потом стали платоновских искать.
Грибковская (Хмелева) Елена Васильевна: «Я была на работе в конторе, мыла пол, уже кончала мыть. Отворяется дверь, и заходят незнакомые люди – три девушки и два парня, так вроде. Ну, вот приходят и спрашивают: «Вы будете Елена Васильевна Грибковская?» Говорю: «Я». – «Ну, вот вы нам и нужны будете». А я говорю: «А на што я вам? А я не знаю – кто вы такие». А яна говорит: «А мы с Новосибирска. Вот были в Бергуле, там хорошо у нас ничего не получилось: хто помер, хто состарéл. Песни ездим записываем, хочем учить старинные. И вот нас послали к вам сюда». Стали зачитывать. Зачитали Якимову Анисью Васильевну, Анну, Григорьеву Татьяну – сестры мои, ну и меня зачитали. Потом Халяву Александру Панфиловну и Гнутову Лукерью Васильевну, и Матрену Атопкину. А я говорю: «А хто ето вас так послал?» Она говорит: «Ну, Дарья Молокова. Вы знаете Дарью Амбросимовну?» «Ну, знаю, она же бергульская. У нее еще эти племянницы – Лукерья да Матрена».».
Хмелева Евдокия Васильевна: «Я помню с работы пришла, смотрю – идут к нам парень и две девушки. А я кринки мыла там на веранде. Заходят: «Вы Хмелева?» – «Я Хмелева». – «Вы песни поете?» – «Нет, не пою. Сестры мои поют.
А в Ленинграде когда были, так мы там узнали по нашим песням, что кто-то есть оттуда из Белоруссии. Как спели мы, со сцены сошли, так нас как обступили! И два корреспондента оттуда было с Белоруссии. «Вы откуда, вы откуда?» – стали расспрашивать. И кто наши родители. Откуда, где, какая местность, да всё, как попали сюда – мы часа полтора не могли от них оторваться, всё оны спрашивали у нас.
Откуда? Залесье, Полоцк – там ихня деревня… И помню, что мама все говорила, что ходили в Залесье на кирмаш».
Гнутова (Атопкина) Лукерья Васильевна: «А кто говорит, что по реки Кержи там жили. Этого я не могу точно сказать. Старообрядцы…»
Атопкина Матрена Васильевна: «Родители прибыли с деревни Ластовичи, жили они там. Дедушка жил, отец и мать, и брат отцов. Ну и приехали в 1908 году в Сибирь. В Белоруссии – область Витебская».
Платоновку с Бергулем и Макаровкой роднит историческое прошлое. Близкое соседство и даже просто родственные связи, потому что замуж выходили только за своих. Были общими и песни.
Репертуар Макаровки, расположенной рядом, через речку от старожильческого села Верх-Тарка, характерно большое количество поздних лирических, жестоких романсов.
«…Теперь от Платоновки остались лишь воспоминания. Иногда бывшие жители Платоновки выезжают на берег Тары, чтобы поклониться тем, которые там похоронены, и вспомнить те трудные годы детства и юности, что прошли там, далеко от районного центра, в Платоновке».
Если отследить историю проживавших в Макаровке: Атопкины, Андреевы. Евдокимовы, Девятниковы, Дудкины, Федотовы, Радунаевы, Кузнецовы, Самошкины, Рудкины, Суковы, Митрякины, Никитины, Филипповы, Савастеевы, Смертевы,Поторочины, Пудовы, Жигуновы, Ивановы, Соболевы, Капустины, Кайгородовы, Подскоковы, Яковлевы, Балашовы,Артемьевы, Устиновы,Цыркины, Щае- Зубровы.... можно точно установить всех кто создавал Макаровку в Кыштовском районе Новосибирской области.
Переселение из Европейской части России на территорию современного Кыштовского района началось в XVII веке, когда Сибирь окончательно была присоединена к Российскому государству. До середины XIX века переселение шло стихийно, а после отмены крепостного права из густонаселённых губерний Центра и Западной России поток переселенцев в Каинский уезд Томской губернии и в том числе в Кыштовский переселенческий подрайон резко возрос. Росту потока переселенцев способствовало также строительство Транссибирской железной дороги в конце XIX века.
В 1870 году постановлением общего присутствия Томского губернского управления выделена Кыштовская волость, включавшая 42 деревни с общей численностью населения около 10 тыс. человек.
Первоначально Кыштовская волость входила в Каинский округ, а с 1893 года в Каинский уезд Томской губернии. В связи со значительным увеличением числа переселенческих посёлков и жителей волости в январе 1903 года на территории Кыштовской волости создаётся кроме Кыштовской ещё две — Верхне-Майзасская и Верхне-Тарская. В 1913 году из состава волости выделением северной части территории создана ещё одна волость — Чекинская. В 1922 году эта волость будет возвращена в состав Кыштовской волости.
В годы Гражданской войны Кыштовский район был одним из пяти центров партизанского движения против войск Колчака и мятежников чехословацкого корпуса. В деревне Межовка летом 1919 года началось первое выступление крестьян против Колчака. В сёлах Черновка, Куляба, Усманка и Кыштовка (центр восстания) шли бои с белогвардейцами.
Восстание, позднее получившее название Урманского (в других источниках — Тарское восстание), разрослось и не затухало вплоть до прихода Красной Армии (51-й дивизии 5-й армии) в середине ноября 1919 года.
После установления советской власти гнёт на крестьян вызвал массовое недовольство. Летом 1920 года на значительной территории Сибири, включающей уезды Омской и Тюменской губерний, но более всего — на территории юго-запада Томской губернии, вспыхнуло крестьянское восстание, известное как «Сибирская Вандея».
Восстание было жёстко подавлено подразделениями Красной Армии, усиленными отрядами вооружённых большевиков (т. н. части ЧОН). Вскоре Совнарком принял решение о замене в стране введённой ещё в 1916 году продразвёрстки продналогом, который нёс меньше гнёта на крестьян.
В 1922 году волости реорганизуются, Сибревком ведёт укрупнение малых волостей. В состав Кыштовской укрупнённой волости вновь введена Чекинская волость. В 1922—1925 годах волость преобразуется в Кыштовский район. В советское время на территории Томской губернии в 1925 году образован Сибирский край, который в 1930 году был разделён на Западно-Сибирский край и Восточно-Сибирский край. Кыштовский район выделен из состава Барабинского округа постановлением Президиума ВЦИК 25 мая 1925 года. В 1937 году из состава Западно-Сибирского края выделена Новосибирская область, на территории которой оказался Кыштовский район. Современные границы район обрёл в 1964 году, по завершении реформы административно-территориального деления.
На территории Васюганья Северного района Новосибирской области проходил интенсивно миграционный процесс. Миграция носила двойной характер: 1) 10-е – 20-е годы XX века - переселение людей из европейской части России в Сибирь с целью освоения земель и возникновению новых населенных пунктов, это время активного заселения Васюганья; 2) 60-е – 80-е годы XX века – выезд населения из обжитых мест в более крупные населенные пункты (райцентр, областной центр), это время сокращения численности населения и количества деревень.
В настоящее время из 27 населенных пунктов расположенных на Васюганской равнине, в пределах Северного района на берегу реки Тары и ее притоков осталось всего 4 села и 5 деревень (села – Биаза, Бергуль, Останинка, Остяцк; деревни – Веселая, Кордон, Ургуль, Ичкала, Надеждинка), 18 населенных пунктов, расположенных на Васюганской равнине на территории Северного района на берегах реки Тара и ее притоков: Платоновка, Мало-Карагаевка, Украинка, Морозовка, Медвежинка, Зверевка, Право-Каевка, Еласска, Ича, Томиловка навсегда исчезли с карты северной части Северного района.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7