630001. Новосибирск, моб. тел. 8(913)7700774
E-mail: sergei.potorochin@yandex.ru и cthnthgjn@yandex.ru А уходят деревни при полном молчании Не исчезай, моё село, – Твой берег выбрали поляне, И ты в него, судьбе назло, Вцепись своими тополями… Н. Дмитриев
С каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины!
Человека хоронят – даты рождения и смерти ставят, фамилию пишут. А деревни стояли века! Их защищали, за них дрались, в них жили, любили, рожали детей…
А уходят они при полном молчании. Словно провинились перед нами. Мы не должны похоронить вместе с ними и свою память.
В районе есть несколько деревень, которые еще живы, но вот-вот их может не стать. Если они исчезнут, в этом будет и наша вина. Нужно сделать все возможное, чтобы не погасли огни в окнах этих деревень…
Наша малая Родина - деревня Макаровка, расположенная на территории Верх-Тарского сельсовета в Кыштовском районе Новосибирской области с координатами: 77 градусов 30 минут 51 секунда восточной долготы, 56 градусов 37 минут 56 секунд северной широты, общей площадью 0,34 квадратных километров с плотностью населения 182,35 человек на квадратный километр. По состоянию на 2010 год население Макаровки составляло 62 человека.
Макаровка находится в Кыштовском районе, расположенным на северо-западе Новосибирской области, граничит с Северным, Венгеровским и Усть-Таркским районами Новосибирской области, Томской и Омской областями. Территория района по данным на 2008 год — 1110,1 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья — 380,7 тыс. га (34,3 % всей площади). Основные реки в районе — Тара, Чёка и Тартас.
На территории района находится уникальное по составу воды озеро Данилово (Серебряное).
Оно расположено 56°25′35″ с. ш. 75°50′18″ на территории Малокрасноярского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области, в одном километре от села Курганка Муромцевского района Омской области.
Глубина озера на 10 метров больше, чем у протекающей поблизости реки Тара, — 17 метров; прозрачность воды — 5 метров. По глубине озеро значительно превосходит другие озёра региона. Берега пологие, у воды поросшие рогозом и тростником, а выше — сосной, берёзой и осиной. Вокруг Данилова озера идут два вала, высотой полтора метра и с расстоянием между гребнями десять метров.
Озеро отличается от типичных водоёмов Омской и Новосибирской областей. Оно напоминает горное: очень глубокое, с чистой, прозрачной водой, практически не заросшее водной растительностью.
По легенде Данилово озеро, образовавшейся в результате падения метеорита, распавшегося на пять осколков является частью системы «Пять озёр», в состав которой входят:
-Данилино, или Данилово 56°25′35″ с. ш. 75°50′18″ в. д. Старожилы рассказывают, что сто лет назад купец Данила, убегая от Советской власти, провалился вместе с телегой серебра, переезжая через это озеро, отчего вода в нём стала целебной, а озеро назвали в честь купца.
-Озеро Ленево (также Ленёво и Линёво) 56°24′24″ с. ш. 75°37′23″ в. д.;
-Озеро Щучье 56°24′23″ с. ш. 75°39′00″ в. д.;
-Озеро Шайтан (местные названия: Кошой, Дэви) 56°29′20″ с. ш. 74°53′34″ в. д.;
-Урманное озеро расположено 56°28′50″ с. ш. 76°07′25″ в. д. восточнее озера Данилино, в Кыштовском районе Новосибирской области, примерно в километре на восток от деревни Малая Скирла. Из Пяти озёр это самое крупное и одновременно наименее популярное из них может быть мифическим озером, являющемся частью легенды: после купания в определённой последовательности в четырёх известных озёрах, необходимо отыскать пятое озеро и искупаться в нём. Кто сумеет это сделать, исцелится от любой болезни и вернёт молодость.
Местоположение пятого озера «для каждого своё». В одном варианте легенды это может быть какое-либо из близлежащих озёр, в другом — Потаённое озеро «находится на виду у всех, но его никто не замечает».
Истоки легенды восходят к визиту в деревню Окунево Муромцевского района Омской области индуистской миссионерки Расмы Розитис (духовное имя — Раджни), которая в конце 1980-х — начале 1990-х годов занималась поисками легендарного храма Ханумана.
Её привлекло созвучие названия Омской области мантре Ом, совпадение названия реки Тары с именем индуистской богини и сведения о проходивших в 1972 году вблизи деревни археологических раскопках.
Публикации о деятельности Раджни в средствах массовой информации привлекли к региону внимание последователей других религий и мистических учений.
На гербе Кыштовского района нельзя не заметить падающую звезду.
Она согласно легенде, стала причиной появления пяти озер (от пяти осколков крупного метеорита): Данилово (Данилино), Линёво, Шайтан-озеро – точно, а вот насчёт двух остальных идёт спор (варианты: Потаённое, Чёрное, Урманное или Бергуль).
По легенде вода в тех озерах «святая» и «живая» – не портится годами и излечивает множество болезней. Но полностью исцелится и омолодится в ней тот, кто в строгой последовательности окунётся в воды каждого из пяти озер.
Из последнего, пятого, он выйдет абсолютно здоровым.
На гербе Убинского района мало кто замечает золотую корону на голове щуки.
Местная легенда гласит, что татарский хан Кучум в конце XVI века кочевал в этом регионе со своей семьей и знатью. И однажды, спасаясь от преследования русских воевод, вынужден был утопить своё богатство в Убинском озере. Оно не найдено до сих пор.
Озеро Чаны – самый большой водоём в Западной Сибири. Географически водоём расположен сразу в 5 районах Новосибирской области: Здвинском, Барабинском, Чановском, Купинском и Чистоозёрном.
В стародавние времена вдоль Чанов, от заката солнца (с западной стороны) тянулся тракт.
Островов на Чанах было множество, а «крещёного люда» мало в эти диких местах. Острова скрывались за высокими, непролазными зарослями тростника, и подобраться к ним можно было только по потаённым резям [прокошенным в тростнике узким водным каналам]. Острова заселены людом отчаянным, людом опасным и для пеших, и для конных путников тракта. Хоронились и жили на тех островах разбойники. Ловили они рыбу, вели кое-какое хозяйство, но главный доход им приносил разбой.
На одном из островов, недоступном чужому глазу, обитала банда атамана Марушкина. Ничем не брезговали марушкинцы – всё тащили на свой остров, мол, дома разглядим, дома разберём, что кому и что куда.
Однажды вернулись разбойники на остров с богатой добычей. А кроме трофеев привезли с собой купца с молодой женой. Как звали купца – никто не запомнил, а купеческую жену звали Чиняйя. Да так хороша была собою купеческая жена, что решили разбойники оставить супругов на острове, а за то, что красавица будет хозяйство их вести, обещали сохранить жизнь и её молодому мужу. Так и стала Чиняйя готовить еду, стирать, да прибирать в избах разбойников. Но не только собою хороша была женщина. Нравом была что голубица: тихая, кроткая, ласковая. Полюбили разбойники её за приветливость и терпение. Но, на горе, не сдержал Марушкин слова, данного Чиняйе – затеял ссору с мужем её, и погубил любимого красавицы. Не смогла перенести Чиняйя смерти своего суженого-венчаного и кинулась с высокого берега да в глубокую воду Говорят, что превратилась в русалку – берегиню красавица Чиняйя, а разбойники свой остров с той поры стали называть его Чиняевским.
И сейчас есть этот остров. И сейчас кричат над ним чайки. И, если вслушаться, можно услышать, как отчаянно звонко зовут они свою любимицу: «Чи-няй-я! Чи-няй-я!»...
В зоне красивых степей и озер, расположился Баганский район. Во многих деревнях этого района ходит немало легенд. Вот одна из них.
Изгнанный из рая шайтан летел над Кулундой и плакал. Возмутившись однообразием и безмолвностью местности, возгорелся злобой. И, желая навредить творцу, плюнул в середину степи. Тысячи брызг полетели на Землю. И там, где они упали, возникли горько-соленые озера. Но, приглядевшись, шайтан увидел прекрасные березовые леса и степи. Очаровавшись пейзажами, он раскаялся. И на месте слез раскаяния образовались пресные воды, реки и озёра.
Климат Кыштовского района резко континентальный. По природно-климатическим условиям территория Кыштовского района близка к местностям, приравненным к Крайнему Северу, хотя в их перечень всё же не входит.
Среднегодовая температура в среднем по району составляет около 0 градусов Цельсия, абсолютные минимум и максимум температуры: -46 °C и +33 °C соответственно.
Север района охватывают Васюганские болота.
Макаровка, основанна в Васюганье старообрядцами-переселенцами из Белоруссии.
Церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.
Начавшийся с XIII—XIV веков процесс политико-культурного размежевания Северо-Восточной (Владимирской, а затем Московской) и Юго-Западной Руси (вошедшей в состав Великого княжества Литовского) приводил к проникновению через Литву новогреческих богослужебных традиций, хотя, например, в самой Литве и даже у сербов в начале XVII века ещё широко было распространено двоеперстие.
В связи с этим в Русском государстве встал вопрос, какого порядка в богослужении следует придерживаться. На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша»[10] (Стоглав 31) — это верное по смыслу изложение текста.
Через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 (21) февраля 1653 года, Патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении.
Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.
Так началась реформа, приведшая впоследствии к расколу в русской православной церкви.
Реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича, а также некоторых греческих православных иерархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах.
Противники реформы, впоследствии названные старообрядцами, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов.
В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.
Изначально предки, не принявшие церковную реформу Никона, мигрировали из Псковско-Новгородских губерний «за границу» – в губернии Российской империи, относящиеся к Белоруссии, Литве, Латвии (Литовско-Виленеская губерния в 1801-40), образованная 14(25).12.1795 на территории Речи Посполтитой, отошедшей к Российской империи по 3-му разделу.
Из европейской части России в Сибирь двинулись переселенцы, это были белорусы, украинцы, чуваши, латыши, мордовцы. Все они отправились в далекую, неизведанную и суровую Сибирь в поисках лучшей доли, покинув свои насиженные места. Долго добирались через леса и болота, изнурившись от долгой дороги, останавливались на облюбованном месте, так и возникали деревни, села и поселки.
Переселение из Европейской части России на территорию современного Кыштовского района началось в XVII веке, когда Сибирь окончательно была присоединена к Российскому государству.
До середины XIX века переселение шло стихийно, а после отмены крепостного права из густонаселённых губерний Центра и Западной России поток переселенцев в Каинский уезд Томской губернии и в том числе в Кыштовский переселенческий подрайон резко возрос.
Росту потока переселенцев способствовало также строительство Транссибирской железной дороги в конце XIX века.
Чем же привлек переселенцев наш Васюганский край с непроходимыми болотами?
Ходоки выбирали в Сибири для поселения отдаленные труднодоступные места, ближе к болотистому Васюганью, подальше от «мирских» для того, чтобы сохранить свою веру и свои традиции.
Русские по происхождению, белорусские старообрядцы (в Новосибирской области их называют «васюганскими») сумели сохранить и донести до нашего времени старинные обряды, обычаи, что называется традиционной культурой.
В 1870 году постановлением общего присутствия Томского губернского управления выделена Кыштовская волость, включавшая 42 деревни с общей численностью населения около 10 тыс. человек.
На новом месте старообрядцы построили четыре села – Бергуль, Платоновку, Макаровку и Морозовку.
... Первые новоселы – Филипп Хмелев, Лушка Шутова, Матрена Атопкина.
Первоначально Кыштовская волость входила в Каинский округ, а с 1893 года в Каинский уезд Томской губернии. В связи со значительным увеличением числа переселенческих посёлков и жителей волости в январе 1903 года на территории Кыштовской волости создаётся кроме Кыштовской ещё две — Верхне-Майзасская и Верхне-Тарская. В 1913 году из состава волости выделением северной части территории создана ещё одна волость — Чекинская. В 1922 году эта волость будет возвращена в состав Кыштовской волости.
Продолжение будет…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4