Румянцевский сад находится в центре одноимённой площади, которая расположена между Университетской набережной, 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.
Румянцова площадь – так звучало первоначальное название Румянцевской площади – впервые появилась на карте города в 1828 году.
Десятью годами раньше сюда, на плац располагавшегося в Меншиковском дворце Первого кадетского корпуса, перенесли с Марсова поля стелу работы Винченцо Бренны, посвящённую великому русскому полководцу Петру Александровичу Румянцеву (1725–1796) и известную как обелиск «Румянцова победам». Современную форму имя площади приняло к 1836 году.
В 1865-1866 годах вокруг обелиска на средства петербургского купца 1-й гильдии, гласного Петербургской общей городской думы и члена Санкт-Петербургской городской распорядительной думы Степана Фёдоровича Соловьёва был устроен сад. Проект сада и ограды вокруг него сделал архитектор Николай Ковригин.
Сад имел форму прямоугольника со скошенными углами. На пересечении центральной и осевых дорожек находилась прямоугольная площадка, в центре которой высился обелиск. Изначально за садом закрепилось другое название – Соловьёвский, тем более, что через год после создания сада Степан Фёдорович, живший рядом в Песочном переулке, 3, устроил в саду фонтаны, которые питались с помощью водокачки, находившейся во дворе соловьёвского дома. В 1871-м Соловьёвским стал и переулок (ныне – улица Репина).
Кроме того, у центрального входа в сад была установлена на пьедестале металлическая фигура мальчика, держащего на голове раковину. Украшали сад и две мраморные вазы на мраморных фигурных пьедесталах.
Позднее фамилия купца забылась, и сад стали значительно чаще называть Румянцевским. Румянцевским с 1908 года стал и переулок, проходящий по северному краю площади.
22 февраля 1939-го площадь переименовали в площадь Шевченко, в честь украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко (1814–1861), который учился, а позже жил и работал в Академии художеств, выходящей на площадь. В обосновании указывалось, что изменение названия производится в ряду других проездов, «намеченных к переименованию, как созвучных с именами врагов народа».
К несчастью, среди этих последних нашёлся однофамилец прославленного полководца. Это был Иван Петрович Румянцев, работавший в должности первого секретаря Западного (Смоленского) областного комитета ВКП(б) с 23 июля 1929 года по 18 июня 1937 года.
Трагические события в личной судьбе Румянцева произошли 18–20 июня 1937 года. На II пленуме Западного обкома ВКП(б) секретарь ЦК ВКП(б) Лазарь Моисеевич Каганович выступил с сообщением о решении ЦК ВКП(б) «о бывшем секретаре Западного обкома». Румянцев был снят с работы, его дело передано в НКВД. В выступлении Кагановича отмечены «близкие связи Румянцева с врагом народа Уборевичем».
Пленум Западного обкома «целиком и полностью» одобрил решение ЦК ВКП(б) и исключил Румянцева из партии, вывел из состава пленума обкома «как вредителя и врага народа». Румянцев и главные руководители области были признаны «правотроцкистскими вредителями, засевшими в руководстве области». 30 октября 1937 года Румянцев расстрелян.
На многие годы имя Румянцева было забыто и нигде не упоминалось. Только 22 марта 1956 года Смоленским обкомом КПСС получено решение Комитета партийного контроля при ЦК КПСС «О посмертной партийной реабилитации бывшего члена ЦК ВКП(б) Ивана Петровича Румянцева».
В 1939-м, одновременно с названием площади было упразднено название Румянцевского переулка. За садом же оно сохранилось.
14 января 1999 года в Румянцевском саду по проекту архитектора В.Л.Спиридонова установили бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова.
Бюст Репина создал Матвей Манизер, а Сурикова – Леонид Эйдлин. Оба бюста были отлиты ещё в 1951 году в связи с юбилейными датами художников.
Первый бюст Репина установили в музее-усадьбе «Пенаты», а первый суриковский – на его родине в Красноярске. Повторные отливки были переданы в ленинградский музей городской скульптуры.
Оба бюста обращены лицом к Неве. Стоящий с левой стороны от Невы портрет Репина представляет погрудное изображение художника в сюртуке и крылатке, голова его повёрнута к левому плечу. Голова Сурикова, наоборот, повёрнута направо, а из-под пиджака виден шейный платок живописца.
21 мая 2001 года площади было возвращено её историческое название.
Это стало возможным лишь после того, как на Петроградской стороне установили памятник Тарасу Шевченко, который подарил к трёхсотлетию Петербурга его автор – канадский скульптор украинского происхождения Лео Мол (Леонид Молодожанин), и наименование площадь Шевченко перенесли на прежде безымянную площадь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев