С момента основания Санкт-Петербурга юго-западный участок Марсова поля был частою греческой слободы и оставался незастроенным до 1750 года – тогда здесь, на углу Мойки, появился деревянный манеж-театр, где некоторое время проживал Этьен Морис Фальконе – французский скульптор, автор знаменитого «Медного всадника». Театр этот принадлежал английскому антрепренеру Карлу Книперу, вследствие чего и именовался «Английским» или же «театром Книпера». Позже здесь был Вольный Российский театр, где состоялась премьера комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», с 1781 года участок перешел во владение вице-президента мануфактур-коллегий А. А. Саблукова, а еще спустя два года стал принадлежать генералу Степану Степановичу Апраксину. Само здание театра существовало до 1796 года – его разобрали по указу Павла I, посчитавшего что он мешает проходу войск при парадах.
После смерти Степана Степановича Апраксина участок приобрел купец Антонов, для которого в 1823–1827 годах здесь по проекту архитектора Доменико Адамини был возведен трехэтажный доходный дом. Разместился он на трапециевидном участке – большее основание фигуры выходило на Марсово поле, а меньшее – на Аптекарский переулок. Антонов планировал первый этаж использовать для торговли, поэтому он оформлен аркадой. Восточный и южные же фасады здания оформили ризалитами и украсили портиками. Юго-восточный угол здания имел округлую форму, его украсили грифоны, разместившиеся на портиках. Здание относится к архитектурному стилю ампир, находившемся на пике популярности в Петербурге с 1812 по 1830-е годы с характерными для него строгостью и симметричностью форм, античными и египетскими мотивами и богатым декором.
Один из первых жителей дома оставил свой след в истории развития науки – в 1820-1830-х годах здесь проживал ученый Павел Львович Шиллинг, изобретатель электромагнитного телеграфа, испытания которого он проводил именно здесь. Здесь же он демонстрировал его заинтересованной публике, в рядах который был даже император Николай I. В числе близких людей, с которыми ученый поддерживал дружеские отношения, многие известные литераторы – Василий Андреевич Жуковский, Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин и Петр Андреевич Вяземский, бывавшие у него в гостях.
После смерти Антонова здание перешло к его вдове, затем хозяева стали меняться один за другим. В начале XX века дом принадлежал Удельному ведомству и именовался «домом Уделов». В 1914 году на втором этаже в квартире №6 разместилось «Художественное бюро Добычиной», где часто проходили картинные выставки. Весной 1916 года театральным деятелем Борисом Константиновичем Прониным в подвале здания было открыто кабаре «Привал комедиантов», появившееся вместо известного заведения, называвшегося «Подвал бродячей собаки», существовавшего ранее на Итальянской улице. Здесь можно было часто встретить «культурную элиту» столицы, вход разрешался только по рекомендации постоянных посетителей – тут бывали Максим Горький, Анна Андреевна Ахматова, Александр Александрович Блок и Владимир Владимирович Маяковский. 26 апреля 1919 года в этом подвале был проведен последний вечер с программой «Сказки Андерсена», после чего он был заброшен.
26 ноября 1941 года здание сильно пострадало от попадания в него двух фугасных бомб – была разрушена средняя часть корпуса со стороны Мойки и крыша корпуса со стороны Марсова поля. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году здание было восстановлено по проекту архитектора Александра Соломоновича Гинцберга.
Впоследствии здесь проживало еще множество достаточно известных людей, так или иначе принесших популярность этому доходному дому. Его также можно увидеть в кадрах фильма «Брат». В настоящее время здание имеет статус объекта культурного наследия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев