В этот период времени в городской застройке соседствует совершенно разный по стилю фасадный декор, почерпнутый из архитектуры предшествующих эпох. Как и ренессанс, барокко стал еще одним большим стилем, на который ориентировались архитекторы эклектики.
Искусным интерпретатором барокко проявил себя Иван Антонович Монигетти. Одним из первых в Петербурге архитектор решил в характере необарокко композицию жилого дома Жеребцовой на Малой Морской, 12. Построенный в 1852–1854 годах, этот дом получил обильно декорированные фасады. Пилястры, охватывающие верхние этажи, рустовка в первом ярусе здания, оконные наличники с «ушами» – все эти мотивы могут напоминать о раннем петербургском барокко.
Дом Е.М. Бутурлиной, построенный по проекту Гаральда Эрнестовича Боссе в 1857–1860 годах (ул. Чайковского, 10), с богато декорированным фасадом, завершающимся тремя раскрепованными лучковыми фронтонами, может показаться образцом подлинного «елизаветинского» барокко – так виртуозно стилизованы фасады под этот стиль.
Наибольшее распространение в архитектуре доходных домов, строившихся в конце XIX века, получил ренессансно-барочный вариант эклектики.
Его чаще, чем другие, использовал в своих работах Павел Юльевич Сюзор. Яркими примерам этого могут быть несколько домов, возведенные по его проектам в 1880-х годах – дома В.А. Ратькова-Рожнова на набережной канала Грибоедова, 71 и Кирочной улице 32–34, дом Е.С. Егорова на улице Восстания, 35.
В архитектурной композиции зданий считывается принцип секционной планировки. Ряд повторяющихся секций с парадным входом и черной лестницей, выходящей во двор, определил ритмическую структуру фасадов. Этот ритм подчеркивает шаг балконов и эркеров. В доме на Кирочной появляется закрытый двор-курдонер.
Также примерами подобного решения могут быть дома, спроектированные Сюзором на углу Пушкинской улицы и Невского проспекта. Фасады домов скомпонованы с обилием выполненных в штукатурной облицовке мелких деталей, воспроизводящих барочные формы, массивными эркерами, рустовкой и скульптурной декорацией.
Мы рассмотрели лишь некоторые примеры барочной интерпретации в петербургской эклектике. В действительности примеров необарокко в эклектике Петербурга очень много.
#архитектура
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев