» «Догнать» Петра мечтали многие... Но удалось это, пожалуй, только одной императрице, которая также получила титул «Великая» – Екатерине. Именно она выступила инициатором установки памятника Петру, который «догоняет» бронзовый Николай. Этот второй памятник, а на самом деле первый, ибо творенье Фальконе – это в принципе первый установленный в России монумент, тоже бронзовый. Хотя с легкой руки Александра Сергеевича мы называем его Медный всадник. В одноименной поэме Пушкина три главных героя. Первый – бедный чиновник Евгений, второй – вышедшая из берегов Нева. Третий – это, разумеется, «Он». Именно так с прописной буквы было написано это слово в первой строке рукописи «Медного всадника». Кстати, имя Петра очень редко звучит на страницах этой повести. Оно упоминается всего шесть раз: два раза в видоизмененных названиях города (Петроград и Петрополь), дважды как синоним названия города (Петра творенье и град Петров), один раз в названии площади (на площади Петровой), один раз в таком контексте:
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
И ни разу так не назван Медный всадник! Это похоже на деревенские суеверия, правда? Когда черта не называют его собственным именем, а прибегают в эвфемизмам – лукавый, враг рода человеческого...
Впрочем, #легенда о том, что памятник живет своей жизнью возникла еще до того, как Пушкин начал писать поэму. Рассказывали, что в 1812-м году, когда Наполеон готовился выступить на Петербург, памятник хотели увезти из столицы в Новгород. Тогда некоему майору Батурину приснилось, что памятник сходит с пьедестала и скачет через весь город к Каменноостровскому дворцу, где тогда жил Александр I. Тот вышел ему навстречу и Петр промолвил: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию?! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Когда рассказ передали Александру он признался, что видел такое же сновидение и отменил перевозку памятника. Петр, спускающийся со своего пьедестала живо задел воображение петербуржцев. Особенно популярным этот сюжет стал в Серебряном веке. Именно тогда памятник стали называть «Всадником Апокалипсиса».
А я очень люблю стихотворение Валерия Брюсова «Три кумира», в котором три петербургских всадника будто выстраиваются в некую мистическую линию, пронзающую эпохи.
В этом мутном городе туманов,
В этой тусклой безрассветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле, -
Попирая, в гордости победной,
Ярость змея, сжатого дугой,
По граниту скачет Всадник Медный,
С царственно протянутой рукой;
А другой, с торжественным обличьем,
Строгое спокойствие храня,
Упоенный силой и величьем,
Правит скоком сдержанным коня;
Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.
Исступленно скачет Всадник Медный;
Непоспешно едет конь другой;
И сурово, с мощностью наследной,
Третий конник стынет над толпой, -
Три кумира в городе туманов,
Три владыки в безрассветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле.
https://portnews.ru/news/364780/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3