Речь в данной статье пойдет о выборе безынерционной спиннинговой катушки. Тема довольно избитая, но сегодня мы попробуем сосредоточиться на выборе не просто катушки за определенную сумму. Нет, мы составим простую программу выбора именно надежной, а следовательно и долговечной «мясорубки», отбросив все лишнее, что мешает сосредоточиться на самом главном и чем не стоит забивать себе голову, решая эту задачу.
Внутренняя механика – с чем разбираемся в первую очередь?
Сегодня можно найти и прочесть в интернете массу различных советов и рекомендаций от самых разных блогеров, специалистов и даже экспертов от рыбалки по любым вопросам, включая и вопрос приобретения надежной безынерционки. Беда лишь в том, что далеко не все советчики по-настоящему в теме, зачастую все это написано в сетях лишь ради увеличения числа просмотров, дополнительных подписчиков и рекламы. То есть по сути ответы по вопросам выбора есть, но вот их содержание с реальной действительностью имеет порой мало общего.
Я постараюсь здесь нарисовать несложную схему подхода к выбору максимально надежной безынерционной катушки, опираясь на собственный опыт, как рыболов, который сам прошел длинный путь в спиннинге, наступая на разные грабли, сам занимающийся обслуживанием катушек для себя и ближайших знакомых (без коммерческого интереса) и сам много и часто бывающий на рыбалке, то есть не с дивана вещающий свое экспертное мнение.
Для начала нам стоит разобраться с вопросами внутренней механики современных безынерционок. Здесь важно понять одну простую истину – при выборе современной безынерционной катушки абсолютно не важно, на основе какой схемы работает ее внутренняя механика. То есть все эти чудаковатые споры о том, что лучше – кулиса или бесконечник – абсолютно не актуальны сегодня. Надежная работа катушки и качественная укладка шнуров и лесок ею зависит сегодня только от качества всех деталей и качества их сборки на предприятиях, где обеспечивается высокий контроль производства и имеется собственная конструкторская база.
Истории про сказочные свойства «бесконечника» или «червячного вала» (worm shaft), пошли из тех лет, когда Shimano и Daiwa, как основные лидеры мирового катушкостроения, в 90-х и начале 2000-х годов оснащали дорогие и среднеценовые модели своих катушек именно такой схемой на основе бесконечника, а более дешевый сегмент – кулисным устройством. Видимо, это и повлияло на наше восприятие бесконечника как чего-то более совершенного. Но по факту нет никакой разницы, за счет какого узла в катушке осуществляется передача с главной пары шестерней на каретку штока, заставляющая его совершать возвратно-поступательные движения вперед-назад с определенной амплитудой. И, наконец, компания Daiwa отошла от этой «червячной» схемы, посвятив развитию кулисной передачи почти все свои разработки, создав катушки с качеством укладки шнуров такого уровня, к которому трудно приблизиться. Поэтому, еще раз – при выборе на устройство этого узла в катушках внимания не обращаем.
Хорошие подшипники – вопрос №1
Рассмотрим лучше то, на что действительно важно обратить внимание при выборе надежной катушки.
Поскольку безынерционная катушка внутри представляет из себя маленький редуктор с вращающимися шестернями и прочими узлами со скользящими при вращении деталями, то надо осознавать, что без хороших подшипников такие вещи долго прослужить не смогут. И что бы вам ни вещали разные блогеры, никакие втулки из самых современных наносупермегаматериалов на сегодняшний день не способны сравниться со старым-добрым шарикоподшипником. И чем этих подшипников больше в оснащении катушки, тем она будет долговечнее, а ее работа будет более плавной и надежной. Но располагаться эти самые подшипники обязаны в правильных местах.
Рассмотрим, в каких узлах подшипники обязательны без вариантов.
Хорошие подшипники – вопрос №1
Рассмотрим лучше то, на что действительно важно обратить внимание при выборе надежной катушки.
Поскольку безынерционная катушка внутри представляет из себя маленький редуктор с вращающимися шестернями и прочими узлами со скользящими при вращении деталями, то надо осознавать, что без хороших подшипников такие вещи долго прослужить не смогут. И что бы вам ни вещали разные блогеры, никакие втулки из самых современных наносупермегаматериалов на сегодняшний день не способны сравниться со старым-добрым шарикоподшипником. И чем этих подшипников больше в оснащении катушки, тем она будет долговечнее, а ее работа будет более плавной и надежной. Но располагаться эти самые подшипники обязаны в правильных местах.
Рассмотрим, в каких узлах подшипники обязательны без вариантов.
• Опоры оси ведущей шестерни (два подшипника, по одному с каждой стороны).
• Опоры пиньона (ведомой шестерни) – по одному с каждой стороны или как минимум один крупный в головной части.
• Ролик лесоукладывателя (Л/У) – один-два подшипника.
• Кноб на ручке катушки – два подшипника (минимум один).
То есть минимум 5, максимум 8 подшипников в самых важных узлах. С таким набором катушка уже будет работать надежно и прослужит долго. Если, конечно, это продукт качественного производства, без всяких кривых деталей и люфтов.Опоры оси ведущей шестерни (два подшипника, по одному с каждой стороны).
Теперь рассмотрим те узлы, в которых также неплохо будет иметь подшипники.
• Подшпульный узел катушки. В идеале здесь будет пара подшипников, ну или как минимум один.
• Опора бесконечника или опора шестерни (паразитки) кулисы. На кулисной шестерне один подшипник очень полезен. На опорах бесконечника подшипники необязательны, но если есть, то это хорошо.
• Вариант усиления подшипником прижимной гайки ротора приветствуется, это встречается чаще в топовых моделях.
• Подшипники на каретке кулисы стоит рассматривать как полезное дополнение, как и подшипники в паразитках узла бесконечника, но там и втулки служат неплохо.
О расположении всех этих подшипников и втулок можно узнать из взрыв-схемы катушки, а вот о том, как они расположены по факту и какие втулки можно заменить на подшипники, можно узнать из видеообзоров от мастеров, что занимаются обслуживанием и ремонтом катушек. Только вот не все их советы стоит сразу же принимать к действию, для полноты картины всегда стоит узнать правду об определенной катушке от разных специалистов, ибо некоторые мастера ведь тоже сотрудничают с определенными брендами и потому могут быть не совсем объективны в оценке катушек конкурентов, да и доля субъективности тоже имеет место в оценочных суждениях разных людей.
Важные узлы и другие параметры
Продолжим далее рассматривать важные узлы и параметры выбираемой катушки.
Фрикционный тормоз является одним из важнейших узлов. От четкой работы его пакета шайб, спрятанных внутри шпули катушки, зависит сможем ли мы аккуратно вывести заветный трофей и в целом даже целостность нашего удилища иногда зависит от настройки фрикциона. Поэтому выбирая катушку, выбираем и подходящий по работе фрикционный тормоз с весовым диапазоном, соответствующим весу тех рыб, что собираемся ловить в будущем этой катушкой. То есть надпись на коробке с катушкой, например 10кг, не значит, что можно будет ею тащить как лебедкой рыбину примерно такого веса, а означает, что фрикционный тормоз этой катушки будет исправно справляться с нагрузкой до 10кг включительно.
Важнейший узел катушки – ролик лесоукладывателя (Л/У). От его работы зависит надежная и качественная укладка шнура и лески. Нагрузки на этот миниатюрный узел очень высоки и скорость его вращения гораздо выше, чем деталей в остальных узлах катушки. Поэтому оснащенность его подшипником, а то и парой, даже не обсуждается при выборе. Катушки без подшипников в Л/У можно рассматривать только если вы собираетесь ловить монолеской и то, если это катушки от надежных брендов. Как вариант экономии, можно найти некоторые модели в которых втулка в Л/У заменима на подшипник.
Ручка катушки тоже важный элемент, хотя и не такой как ролик Л/У, внутренняя механика и фрикцион катушки. Идеальный вариант – ручка вкручивается или накручивается на ось ведущей шестерни. Когда-то таким креплением могли похвастать лишь топовые модели катушек, но сегодня, к счастью, даже в бюджетных моделях подобное решение встречается не редко. Беда лишь в том, что бюджетные ручки не всегда оборудованы подшипниками в кнобе, и даже не всегда разборны, чтобы можно было хотя бы заменить втулки на подшипники. Поэтому, выбирая себе любимому надежную во всех отношениях катушку, рассматриваем только те, что снабжены подшипниками в кнобе, или хотя бы позволяют ими его переоборудовать.
Выбирая надежный во всех отношениях агрегат среди «мясорубок», стоит также обратить внимание на оборудование подшпульного узла катушки. Идеально наличие пары подшипников в этом узле, они помогут фрикциону катушки четко стравливать шнур при вываживании крупного трофея, даже если вы лентяй и давно не смазывали шток под шпулей. Как компромиссный вариант – катушка с возможностью замены в этом узле втулок подшипниками.
Что касается веса катушки, то это хоть и достаточно важный параметр, но не настолько, чтобы в погоне за модой на самые легкие катушки покупать себе в ущерб общей прочности катушку почти полностью из карбоновых деталей, для ловли тяжелым джигом или на крупные воблеры. В погоне за облегчением своих катушек между лидерами рынка сегодня счет идет на каждый грамм, это заметно по современным катушкам, в которых уже не стало стопоров обратного хода, почти не осталось металлических деталей, а их карбоновые корпуса истончены до минимума. Все это вполне хорошо переносится в ультралайте и лайтовых снастях, но если вы выбираете катушку под мощную снасть, то старые-добрые алюминиевые и магниевые сплавы, хотя бы в корпусах катушек, а лучше и в их роторах, основательно помогут в долговечности и надежности.
В последних разработках у лидеров рынка – Shimano и Daiwa – нет ничего революционного, все эти перестановки бесконечника с места на место на катушках Shimano или корпусов Monocoque у катушек Daiwa, – все это когда-то, где-то уже было в европейских катушках прошлых лет, разумеется не в столь изящном виде, но было. А вот увеличение диаметра ведущих шестерней и размеров их зубьев определенно плюс. Ну и реализация новых корпусов Monocoque впечатляет, хотя бюджетных катушек серии LT это коснулось лишь в не самых дешевых катушках 21 Caldia LT и ее гарнитурных разновидностях.
Краткий итог
В конце повествования попытаемся подытожить свой подход к выбору современной надежной катушки с расчетом на ее долговечную службу.
Итак, выбирая такой агрегат мы отбрасываем все незначительное и бесполезное, и смотрим только на самое главное:
• опирающаяся на подшипники пара высокого качества шестеренок главной передачи (ведущая и пиньон);
• надежный фрикционный тормоз и подшпульный узел на подшипниках (либо с возможностью замены штатных втулок на подшипники);
• ручка на резьбовом соединении и кнобом на подшипниках (либо с возможностью замены штатных втулок на подшипники);
• ролик Л/У на подшипнике (либо на двух);
• корпус из металла для катушек размера 2500 и выше, для катушек меньшего размера можно из карбоновых композитов, или их сочетания с металлом.
Сделав выбор и завладев наконец-таки искомой надежной катушкой, не забудьте завести для нее и надежное походное хранилище, в виде коробки или небольшого футляра, оборудованного внутри мягкой отделкой из поролона, например. Это поможет вам безопасно доставить на водоем и обратно свою помощницу, не дав ей сломаться от случайного падения или удара, испортив тем самым всю рыбалку.
Нет комментариев