Апостол Стахий
Последний день октября (по старому стилю) считался праздником рыбаков и охотников, правда, некоторые источники относят этот праздник на день Зиновия, потому приведённая примета о волках, собирающихся в стаи, числится то за днём Зиновия, то за датой поминания апостола Стахия.
~ На праздник охотника – первая пороша.
В реальности, конечно, не снежная пороша поджидала наступления праздника, а именно то, что выпал первый снег, который не тает, лежит на земле (что случается обычно где-то в конце октября - начале ноября), и послужило основанием открытия охотничьего сезона – выезда на первую порошу. Сыграло свою роль и последнее число месяца, закрывающего один сезон и служащее преддверием следующего. На первом выезде, по традиции, надо было обязательно затравить хотя бы одного зайца, которого называли «именинным». Если в этот день охотника ждёт неудача, то она будет преследовать его весь год.
~ Охотничий праздник – убить хоть зайца.
~ На ловца и зверь бежит.
~ Коня положили, да зайца уходили.
~ Не дорог конь – дорог заяц.
~ За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
~ Заяц поперёк дороги побежал – к неудаче.
~ Кто кусочек мяса заячьего съест, будет красавцем (воронеж.)
В Тюменском крае принимались за отлов зайца с помощью очепа – особого вида капкана. «К ловле зайцев приступают, как к какому-нибудь священнодейству, - писал очевидец, местный краевед в конце 19 века. – Перед отправлением в поле все петли окуриваются. Для этой цели служит растение багульник. При выходе из дома читают молитву, или словинку, и стараются из деревни выйти незамеченными. Даже разглашение о том, что сегодня у нас отец ушел петли ставить, подвергалось строгому запрещению. Отец со своей стороны принимал все меры к тому, чтобы добычу из петель таскать незамеченной. Для этого он, когда «добывал» зайцев складывал их где-нибудь в лесу, и привозил потом на лошади незаметно для посторонних. Сохрани Бог, если зайца из петли украдут – после этого хоть ловлю бросай: и попадать зайцы не будут, и вороны будут клевать попавших и пр. и пр.».
«В Сибири особенно на Иртыше, - читаем у А. С. Ермолова, - этот день считается праздником рыбаков, которые водку пьют «на юру», отчего праздник носит название Юровая. С этого дня отправляются на лов красной рыбы».
~ Не кормит земля, накормит вода.
~ Воды – не нива, не орёшь их, не сеешь, а сыт бываешь.
~ Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
~ Рыбак рыбака видит издалека.
~ Рыбу ловить – при смерти ходить.
~ Ловцы рыбные – люди гиблые.
~ Хороший рыбак должен по клёву знать, что рыбу сазаном звать.
Загадки:
Клеть дыровата, а выхода нет. (Сеть.) Пришли воры, хозяев украли, а дом в окошки ушёл. (Ловля неводом.)
По книге А.Ф. Некрыловой «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома», Азбука-Классика, СПб 2007
Картина: Отдых охотника, 1865 г.
Русский художник Николай Егорович Сверчков (1817—1898)
#капкан #охота #приметы #пороша #Иртыш #Сибирь #этнография #рыбак #охотник
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев