Сегодня Духов день. Про него, гряную неделю и русалок.
Духов день отмечался сразу вслед за Троицей, в понедельник, он знаменует празднование в честь Святого Духа - третьего Лица Святой Троицы.
Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей Троицко-Семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развитие венков (о завивании и развитии венков - https://vk.com/wall-41639054_2863 ), в Сибири же вечером Духова дня, сняв убранство с березки, топили ее в Ангаре.
С Духовым днем нередко связывались поверья и обряды вокруг русалок, а весь период с понедельника на Троицкой деле до понедельника следующей недели назывался "русальной неделей", "гряной" и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. По русским поверьям, русалки - это души утопленниц или детей, умерших некрещеными.
На смоленской земле полагали, что русалки "до Духова дня живут в водах; на Духов день они выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком "рели-рели!" или "гутыньки́, гýтеньки!"". По этой причине люди остерегаются купаться на Духов и Троицын день, считается также опасным в эту пору одному ехать через засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить. Чтобы избавиться от русалок, надо начертить на земле крест, обвести его вокруг чертою и встать в этом круге. Русалки походят, походят около черты, переступить которую не решаются, и в конце концов уйдут, спрячутся.
В представлении крестьян разных губерний, преимущественно западных и южных, русалки "ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми, плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее" [Максимов, 87-88].
Любопытную историю про встречу с русалкой услышал один из собирателей в Читинской области уже в наше время: "Две бабки с гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит волосами трясет и хохочет. А смех то такой, что страх наводит. Испугались они, и бежать. В чужой дом заскочили и - к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила. Утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И каждую ночь ей та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. А он ей: "Снеси гребень то, девка, а то русалка житья не даст". Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала"[Зиновьев, 53].
Источник: Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007.
Картина: Пейзаж с прудом, 1887
Русский художник Ефим Ефимович Волков (1844-1920)
#троица #духовдень #этнография #сибирь #ангара #обряд #русалки #неведомаяроссия #этолето
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев