Двухместный футуристический автомобиль длинной почти шесть метров со съемным металлическим колпаком над салоном и единственной фарой на круглой облицовке радиатора кажется героем научно-фантастического фильма, но на деле является реальной спортивной моделью ЗИС-112, дебютировавшей в далеком 51-м году на гоночных трассах СССР.
Поговорим сегодня об истории этого удивительного спорткара.
Модель была разработана сотрудниками лаборатории спортивных автомобилей завода ЗИС (позднее — ЗИЛ), которой в тот период руководил Сергей Васильевич Глазунов. Сначала авто оснащали серийным 140-сильным восьмицилиндровым двигателем ЗИС-110, но затем для модели был создан экспериментальный 180-сильный мотор с верхними впускными и нижними выпускными клапанами. С этим движком автомобиль мог развивать скорость в районе 200 км/ч. Необычный же, авангардный дизайн разработал Валентин Ростков, кроме этого принявший участие в создании экстерьеров многих других автомобилей завода.
Первая модификация модели собиралась для линейных гонок, проходивших, в том числе, на Минском шоссе. Быстро стало понятно, что машина получилась слишком тяжелая и крайне не маневренная, и особенно это проявилось во время участия в кольцевых соревнованиях, которые начали проводиться после 55-го года. Начались доработки модели: ее навсегда лишили крыши-колпака, базу уменьшили до 3 165 мм, длину — до 5 306 мм, уменьшили массу почти на 400 кг, плюс, доработали коробку передач, — и новая модификация достигала скорость уже более 200 км/ч.
О необычном спорткаре писали в газетах
На этом развитие модели не остановилось и в течение 50-х конструкторы завода выпустили еще несколько модификаций, который принесли команде впечатляющий набор призов: “бронза” в 57-м, “золото” в 60-м и “серебро” в 61-м. Кроме того, в начале 60-х завод выпустил модификацию ЗИС-112С, которая была способна достигать скорости 260 км/ч. Правда, эта модификация уже очень сильно отличалась от первоначальной как по “начинке”, так и по внешнему виду: кузов стал выглядеть гораздо изящнее, а с передней части убрали “глаз”.
Интересно, что по инициативе руководителя лаборатории Глазунова, в 62-м году на ЗИС-112С была совершена попытка побить всесоюзный рекорд скорости. Для этого группа специалистов завода выезжала в Астраханскую область на озеро Баскунчак, однако из-за сильных дождей попытка не увенчалась успехом.
Сегодня от этой легендарной модели остались в основном фотографии и воспоминания очевидцев, но и этого достаточно, чтобы поражаться, насколько необычным и опережающим время мог быть советский автопром в лучшие свои моменты.
Нет комментариев