Далее учеба - в начале на рабочем факультете в Институте народного хозяйства имени Г.М.Плеханова, а с 1929 по 1933 годы - в Высшем Техническом училище имени Н.Э.Баумана. После окончания "Бауманки" и защиты диплома по специальности "инженер-механик по двигателям внутреннего сгорания", Зернов был оставлен аспирантом, одновременно работая старшим инженером, а затем научным сотрудником в лаборатории. А еще он руководил конструкторской группой по проектированию двигателей на Горьковском автозаводе.
Окончив аспирантуру в 1937 году, Павел Михайлович защитил диссертацию на соискание ученой степени "кандидат технических наук". В феврале 1938 года молодой ученый был назначен главным инженером Главного управления дизелестроительной промышленности.
Спустя полгода - в сентябре 1938 года, Зернов стал начальником Главного управления тракторной промышленности Народного комиссариата машиностроения СССР.
Ему всего 33 года, но Павел Михайлович уже признанный специалист - его посылают на самые трудные участки, там, где "прорыв".
Нужно было срочно наладить выпуск двигателей на ленинградском заводе «Русский дизель». И Зернов доверие партии и правительства оправдал.
На ленинградском заводе в обстановке повышенной секретности строились двигатели для дизельных подводных лодок. Но что-то не задавалось, новенькие двигатели работали с перебоями, а иные и вовсе не работали.
«В течение месяца изо дня в день и ночью я находился в сборочном и сдаточном цехах завода. Дизели, поставленные под полную нагрузку на 72 часа непрерывной работы, один за другим выходили из строя через 40–50 часов», – вспоминает Зернов.
Наконец выясняется, что есть в чертежах «крохотная неточность». Вместе с конструкторами Зернов находит выход и вскоре производственная линия заработала по новым чертежам. Теперь движки работали безукоризненно...
Новая командировка. Теперь в Мелитополь. У дизелей выплавляются коренные подшипники коленчатых валов. Вновь бессонные ночи. Причина аварий определена: низкое качество изготовления баббита.
«Наведён был порядок и культура в производстве, дизеля пошли нужного качества», – напишет позже Зернов.
Его уже ждут в Горьком. Надо налаживать выпуск двигателей на заводе «Двигатель Революции», а затем и на заводе «Коммунист».
Плохо с тракторами – Челябинский, Сталинградский и Харьковские заводы (а тогда их было всего три) не выполняют план.
«Меня вызвали в ЦК ВКП(б) и сказали: поезжай на заводы, разберись с обстановкой на месте, прими необходимые меры по налаживанию работы… В течение двух с лишним месяцев я побывал на тракторных заводах. Первое, что было сделано: выдвинуты новые кадры и назначены директора… На Сталинградском тракторном я узнал, что созданный артиллерийский тягач был окрещён как "вредительский".
Кто первым поставил это клеймо, так и не выяснил, но тягач на вооружение Красной армии не принимался. Я познакомился с конструкцией, поездил на тягачах в районе завода и пришёл к выводу: зря бракуют. Позвонил в ЦК ВКП(б), доложил своё мнение и попросил разрешение направить два тягача своим ходом с полной нагрузкой из Сталинграда в Москву. Это будет настоящее испытание, так как тягачам надо пройти 1000 км по бездорожью в весенне-зимнюю распутицу. Тягачи благополучно прибыли в Москву. Они были приняты на вооружение Красной армии».
Занимается автомобильной промышленностью, вагоностроительным заводом на Урале, выпуском новых сплавов… А на пороге уже стояла война. Павел Михайлович чувствовал её приближение, работал круглосуточно.
С февраля 1939 года Павел Михайлович уже заместитель Народного комиссара среднего машиностроения СССР, спустя полтора года - с июня 1940 года - Председатель Всесоюзного комитета стандартов при Совете Народных Комиссаров СССР.
О том, какая была напряженная работа у Зернова, буквально на пределе сил, свидетельствует вот такой случай.
31 декабря 1940 года его вызывают в ЦК партии. Внезапно, в ходе разговора, Павел Михайлович вдруг потерял сознание.
Очнулся он только на следующий день у себя дома - проспал Павел Михайлович больше 20 часов!
Позднее в ЦК его сильно отругали - там узнали, что накануне вызова в ЦК Зернов в течении нескольких суток ... не спал! Была очень напряженная работа.
С началом Великой Отечественной Зернов в числе тех, кому поручается решение вопросов по выпуску боевой техники и вооружения.
- 15 июля 1941 г. Зернову поручается в течение месяца наладить выпуск крупнокалиберных пулемётов и увеличить их производство в 10 раз. «Задание выполнено», – через месяц доложил Зернов.
- 10 сентября он выезжает в Харьков. Нужны лёгкие танки. «Задание выполнено», – сообщит Зернов и тут же получит новый приказ: эвакуировать танковые заводы на Урал. Он уедет из Харькова одним из последних. На следующий день в город войдут фашисты.
- Новое задание – и Зернов в Сталинграде. На базе судоверфи организовывается танковый завод. «Трудности были невероятные, наступила зима, цехов не было, оборудование ставить было негде. Люди жили где попало, продовольствие кончалось, начались бомбёжки. Героическим трудом приехавших рабочих были выстроены цеха, смонтировано оборудование и налажено производство броневых корпусов и танков. Задание ГКО выполнено».
- В июне 1942-го Сталин даёт личное задание Зернову: обеспечить выпуск танков в Сталинграде.
«Дело стало налаживаться, но обстановка на фронте усложнилась, немцы вышли к Сталинграду. И в этих условиях продолжали работать. Танки из ворот завода шли прямо на фронт».
В сентябре 1941 года Зернов, одновременно к имеющейся уже должности, был назначен заместителем Народного Комиссара танковой промышленности СССР. К слову - он проработал в этой должности всю войну. Ему присвоили персональное звание генерал-майора инженерно-танковой службы. Задачи всё те же — успешно делать всё, что поручено Родиной. И Зернов делал.
Зернов везде. Он в Челябинске, налаживает конвейерное производство танков, и он же в Нижнем Тагиле. Получено задание: надо резко увеличить выпуск Т-34. В итоге завод не только выполняет задание, но и на 40 танков перевыполняет его.
После разгрома врага под Сталинградом, Зернов разрабатывает план восстановления разрушенного города...
А впереди у Павла Михайловича новые командировки - Госплан СССР, затем снова Сталинград. Там он возглавил комиссию, которая должна определить, как восстанавливать промышленные предприятия и сам город. Затем - Ленинград. Надо подготовить проект восстановления Кировского и Ижорского заводов. А потом череда новых командировок - Калинин, Днепродзержинск, Калининград, Венгрия, Берлин, вновь Ленинград.
Нет комментариев