(Несомненно, главная ответственность за эту мировую трагедию падает на позднесоветских оппортунистов, отрекшихся на деле от марксизма и перешедших на сторону врагов рабочего класса. Именно они будут отвечать перед судом истории и перед судом человечества).
Одновременно с этим, ослабив прогрессивные силы, по законам диалектики, гибель советского социализма резко усилила реакционные силы. Она дала им в руки мощное идеологическое оружие.
Убедившись в гибели социализма, реакция всех мастей издала торжествующий вой и пошла в наступление. Самые дикие виды мракобесия теперь празднуют на обломках разрушенного социализма, поздравляя друг друга с победой. В то время, как социализм был силён, они прятались по тёмным углам. Даже, казалось, исчезли совсем. Теперь они обрели страшную силу.
Реакция, меняя свою форму, всегда сохраняла свою суть – стремление господствующего эксплуататорского класса к крайнему закабалению угнетённых, к своему всемогуществу и всевластию над ними.
Обеспечить такое господство – это и является задачей реакции. Она занимается тем, что восхваляет и прославляет такой порядок, который даст эксплуататорским классам возможность полностью поработить трудящихся. Полное господство эксплуататоров, их всемогущество и всесилие – и полное закабаление, бесправность, рабская покорность трудящихся – вот идеал реакции. Вот то, что она всегда так или иначе объявляет образцом общественного устройства, к чему зовёт общество.
Наши и зарубежные реакционеры теперь предлагают человечеству вернуться этак лет на четыреста, а то и тысячу назад.
Реакционные представители эксплуататорского класса уже не довольствуются простым буржуазным господством над трудящимися. Они боятся революции и поэтому стремятся повернуть историю вспять. Они мечтают о феодальных или же рабовладельческих формах господства. Теократия, самодержавная монархия, аристократическое правление, разделение людей на касты – вот некоторые из «общественных идеалов», которые нам теперь предлагаются.
Заветная мечта самых жгучих мракобесов – возвращение общества назад во всех отношениях – уничтожение науки и технического прогресса, приведение в рабское положение целых наций, рас или социальных групп, бесправие женщин, ограничение или полный запрет женского образования, запрет на участие в политике для малоимущих, женщин, некоторых национальностей.
Мы знаем, что происходит в исламском мире, мы знаем, что исламские фундаменталисты идут в наступление, – они стремятся превратить в исламистские государства наподобие Ирана и Афганистана те мусульманские страны, которые до сих пор имели светский характер.
Исламисты толпами преследуют женщин без чадры, требуют надеть чадру, угрожают побоями и даже убийством. Требуют вернуть многожёнство, запретить женское образование, лишить женщин права работать и пр.
Пузырится зловонной пеной и наша, российская реакция – всякие стерлиговы, энтео, милоновы и им подобные. Они уже имеют возможность вещать с думской трибуны, проповедовать свои взгляды через искусство. У них есть свои писатели, поэты, публицисты, художники. Например, писатель Артур Беляев несколько лет назад написал книгу «Восстановление царств», где даёт свою трактовку всемирной истории. Для него история человечества – это «история иерархических катастроф». Не развитие, не прогресс, не движение вперёд – а сплошной регресс и упадок. Идеалом для него, от которого человечество отошло, является теократическое правление, власть священников. Соответственно, в своей книге он дал свой «общественный идеал» – теократию, железную власть царя над миллионами послушных поданных, жёсткое деление общества на сословия, полное господство богатых над бедными, сильных наций над слабыми и т.д.
Да – реакция идёт в наступление. Но мы не падаем духом. Марксистко-ленинское учение, материалистическая диалектика – наш компас, наш путеводная звезда. Мы знаем, что будущее принадлежит нам – рабочему классу. Мы знаем, что история движется только вперёд. Историю нельзя ни повернуть вспять, ни остановить. Реакция может быть только временной. Любая реакция – это промежуток между двумя революциями. И новая социалистическая революция неизбежна, победа рабочего класса во всём мире, победа всемирной социалистической революции – неизбежна.
Мы были растеряны, пока не понимали, что произошло. Мы не понимали – что случилось? Почему рухнул советский социализм? Стоит ли стремиться к социализму? Имеет ли смысл бороться за него?
Теперь найден ответ на вопрос – что произошло и чем было крушение советского социализма. Мы поняли – сломать нас может только наше собственное отступление, предательство в наших рядах, добровольная сдача позиций врагам – отказ от марксистско-ленинского учения.
А тем самым побежден и другой буржуазный миф, другая ложь, которая нас долгое время лишала сил и заставляла опускать руки. Ложь, что бороться за социализм бессмысленно, что даже если нам удастся победить – то новый социализм неизбежно постигнет та же участь – он потерпит поражение, и «всё опять вернётся на круги своя», потому что «гнилая человеческая природа всё равно возьмёт своё», потому что человек изначально – рвач и шкурник, и другим быть не может, а отсюда следует, что социализм невозможен – ибо он «противоречит человеческой природе».
Это мы слышим не в первый раз. Все эти рассуждения о «гнилой человеческой природе», которая всё равно «возьмёт своё», повторяют на разные лады и просто обыватели, которые не знают ничего, кроме своей извечной обывательской мудрости «так было – так будет», и буржуазные идеологи, которым нужно доказать, что капитализм – единственно возможет, вечен и неизменен.
Но мы, в отличие от них, – не идеалисты, а материалисты. И мы понимаем, что нет какой-то абстрактной, во все века одинаковой и неизменно «человеческой природы». Человек – продукт своего времени и своего общества. Каково общество – таков и человек, меняется общество – меняется и человек. Не общественное сознание определяет общественное бытие, а напротив – общественное бытие определяет общественное сознание.
В каком смысле можно говорить, что человеческая природа останется неизменной?
Разумеется, люди всегда останутся существами материальными. Они всегда будут осуществлять свою жизнь через своё материальное тело. Значит, у них всегда будут материальные потребности.
Люди всегда будут частью природы, будут всегда находится с ней в диалектическом отношении единства и борьбы. Жить без неё они никогда не смогут, всегда будут в той или другой мере от нее зависеть. И в то же время всегда будут стремиться уменьшить эту зависимость, через познание её законов получать всё больше власти над ней, всё больше возможностей преобразовывать её и приспосабливать к своим потребностям.
Люди всегда были, есть и будут существами общественными. Только в обществе они смогут проявлять себя как люди.
А отсюда следует, что у них, наряду с материальными, всегда будут и духовные потребности.
В этом человеческая природа действительно останется неизменной, пока существуют люди. Всё же остальное – образ жизни, взаимоотношения в обществе, идеи и представления людей, их стремления, вкусы, привычки – всё это менялось, меняется и будет меняться.
Для того, чтобы доказать это, можно привести довольно грубый, но очень эффективный пример. Если бы тем, кто нам твердит о «неизменной человеческой природе», – предложили заниматься людоедством – как бы они к этому отнеслись? Разумеется, с отвращением. Они и в мыслях не могут себе представить этого – питаться человеческим мясом. Но если бы они родились лет триста тому назад в каком-нибудь племени Тихого океана, где процветает людоедство, и если бы они с младенчества видели, что все вокруг употребляют в пищу человеческое мясо, – они бы тоже не видели в этом ничего дурного, принимали бы это за порядок вещей. Разве это значит, что у них при этом была бы какая-то другая «человеческая природа»? Разве у людоедов тихоокеанских племён какая-то другая, различная от нашей, природа? Нет, конечно. И если бы ребёнок из этого племени был взят и воспитан в нашем обществе – он бы ровно ничем не отличался от большинства наших граждан по своему образу жизни, представлениям, вкусам и привычкам.
А это значит, что именно уклад общества, его бытие – и определяет сознание отдельных людей и всего общества в целом.
И если наши враги настаивают на том, что в социалистическом обществе непременно снова возродится рвачество и шкурничество, то есть – частнособственническая психология, они тем самым утверждают, что в социалистическом обществе непременно будут созданы условия для возрождения и процветания этой психологии.
Что эти процессы неподвластны воле человека, что человек бессилен против них.
Или, короче, – что человек не может сознательно влиять на общественные процессы – а обречён быть их пассивной жертвой.
Так ли это?
Ещё при переходе от феодализма к капитализму, от монархии к буржуазной республике люди сделали большой шаг по пути осознанности в устройстве общества. Наследственная власть самодержца, чья воля важнее воли миллионов его поданных, – держится на обычае, на предании, то есть – на бессознательности. Выборная республиканская власть, парламент, в котором представлены различные сословия, – в них уже гораздо больше целесообразности, сознательности, стремления устроить общественное управление на разумных началах (так, как их представляет господствующий класс – буржуазия).
Мы знаем, что устроить капиталистическое общество на сознательных началах невозможно, потому что при капитализме господствуют рыночные отношения, а рыночные отношения стихийны, то есть, противоположны сознательности.
Но социализм с самого начала создаётся не стихийно, а сознательно.
Он создаётся волевым, сознательным действием передового класса – пролетариата, вооружённого научным мировоззрением, марксизмом – то есть, той самой наукой, которая учит, как правильно построить разумное и справедливое общество.
Как известно, свобода – это осознанная необходимость. Пока человек не знает законов природы – он является их слепым рабом. Познавая законы природы, человек перестаёт быть их рабом, получает способность сознательно использовать их себе во благо.
То же самое относится и к законам общественного развития. Пока человек не знает, не понимает тех закономерностей, по которым развивается общество, – он их раб. Познав эти законы, человек перестаёт быть их рабом. Он уже может, считаясь с этими законами, так выстраивать свои действия, – чтобы получить нужные ему результаты. Становится не пассивной жертвой общественных процессов – а организатором и руководителем этих процессов. Он может наперёд планировать и просчитывать эти процессы, прогнозировать их ход, их результаты. То есть – человек начинает руководить общественными процессами, сознательно менять общество.
А отсюда становится ясно – если у власти стоит рабочий класс, если он вооружён марксистским учением, то есть, знает законы общественного развития – то он вполне в состоянии использовать эти законы таким образом, чтобы двигать общественные процессы в нужном ему направлении – к построению коммунистического общества.
Почему же этого не произошло? Почему рабочий класс, который имел власть в социалистическом государстве и обладал этим верным компасом – марксистским учением, знал законы общественного развития, – так и не построил коммунизм? Почему социализм разрушился и мы оказались в капитализме? Почему рабочий класс допустил те общественные процессы, которые привели к гибели социализма?
Потому что начиная с пятьдесят третьего года к власти в партии и в государстве пришли не представители сознательного пролетариата, вооружённые марксистским учением и правильно применяющие его в жизни. В результате рокового хрущёвского переворота после смерти Сталина власть захватили силы, враждебные социализму.
На тот момент в советском обществе были сотни миллионов рабочих и крестьян, которые были кровно заинтересованы в том, чтобы социализм развивался и чтобы Советский Союз двигался к построению коммунизма. Но наряду с ними в советском обществе были другие силы, которые были заинтересованы в обратном – в том, чтобы социализм не развивался, чтобы в нём сохранялись остатки капиталистического строя, чтобы эти элементы по возможности усиливались. То есть – чтобы социализм разрушался.
Кто были эти силы?
Это были буржуазные элементы в советском строе, остатки уничтоженного класса буржуазии, которые не исчезли автоматически с уничтожением капиталистических отношений. Они скрывались в недрах советского строя и вели свою классовую борьбу против рабочего класса – сопротивлялись развитию социализма, всячески препятствовали ему.
Это была, во-первых, бюрократия. Люди, классово чуждые рабочему классу, люди с мелкобуржуазным сознанием, карьеристы и шкурники, разными путями оказавшиеся у власти, пролезшие на партийные и государственные должности и благодаря им имеющие свои привилегии – обеспеченность, престиж, и пр. Они не были заинтересованы в развитии социализма. Их интересовало только одно – сохранение своего обеспеченного, привилегированного положения. Диктатура пролетариата им была прямо враждебна. Из-за неё они не могли распоясаться и пуститься во все тяжкие, как им бы хотелось, – потому что эта самая диктатура в любой момент могла их разоблачить и вытащить за ушко да на солнышко. А то, что рабочий класс с паразитами и рвачами шутить не любит, они знали очень хорошо. Так зачем им была власть рабочего класса? Зачем им было идти к коммунизму, то есть, готовить такое общество, в котором вообще исчезнут условия для бюрократии и они лишатся своего завидного положения?
Во-вторых, это были всякого рода мещане, которым тоже было наплевать на строительство социализма и которых волновало только собственное благополучие. Крестьяне, не изжившие кулацкую психологию, городские обыватели, ухватившие какую-никакую должностишку и на этом основании свысока глядящие на трудящихся, хапуги, лодыри, снобы, всякого рода «уставшие» и «разочаровавшиеся» в социализме. Такие элементы были и до войны – но до войны они не вылезали вперёд, не поднимали голос, потому что рабочий класс был силён и сознателен. Но в войну погибли лучшие представители рабочего класса, самые убеждённые, искренние и чистые коммунисты. А это усилило обывательские слои, придало им прыти и наглости.
В-третьих, это был криминал. Во время войны криминогенная обстановка в Советском Союзе ухудшилась. Советский народ переживал страшные лишения, а для некоторых это стало возможностью нагреть руки на народной беде, использовать страдания советских людей, чтобы пуститься в подлые аферы, нажиться и обогатиться. И поскольку советское государство бросило все силы на разгром врага, гитлеровского фашизма, – не было достаточно сил бороться с преступностью. После войны советское государство начало борьбу с ней. Но, тем не менее, немалая часть жулья и ворья, расплодившегося в Великую Отечественную, уцелела к пятьдесят третьему году. А криминал по своей сути всецело паразитический слой, он инстинктивно стремится к буржуазному образу жизни, то есть, враждебен социализму.
И, наконец, это была та часть советской интеллигенции, которая стала выразителем настроений всех выше перечисленных категорий.
Из постановления Жданова о журнале «Звезда» и «Ленинград» от 1946 года мы можем увидеть, что уже тогда какая-то часть интеллигенции стала рупором идей, враждебных советскому строю. Она воспевала мещанские настроения, пессимизм, скептицизм, безыдейность. Она пресмыкалась перед Западом, западным образом жизни и фрондировала против советского строя, держала фигу в кармане против власти рабочего класса. Эта было именно та самая худшая, самая гнилая часть интеллигенции, которая, по словам Сталина, норовит мнить себя «солью земли».
Власть рабочего класса была ей не по нраву. Она завидовала тому, как живут привилегированные представители интеллигенции на Западе, и не прочь была оказаться на их месте – обслуживать интересы капитала и за это получать из его рук жирный кусок. Поэтому социализму она была враждебна. Она и стала рупором мелкобуржуазных, антисоветских элементов внутри страны и помощником западной буржуазии, мечтающей разрушить советское государство. По сути – мостиком между ними. Связи с Западом у неё были. Некоторые её представители поддерживали связь с белоэмигрантскими кругами и через них – даже с западными спецслужбами. А после войны её надежды на «демократизацию» советского общества (то есть, на ослабление власти рабочего класса) – усилились. Она надеялась, что раз советское руководство для разгрома фашизма было вынуждено заключить союз с западными державами – то теперь оно пойдёт по пути уступок, начнёт под давлением Запада проводить «демократизацию», то есть, сведёт на нет диктатуру пролетариата.
Таковы были те силы в советском обществе, которые были враждебны социализму.
Эти силы не являлись большинством. Наоборот – большинством являлись честные советские труженики, рабочие и крестьяне, трудовая советская интеллигенция – учителя, врачи, инженеры, агрономы, которые добросовестно служили рабочему классу. Их были десятки миллионов.
Представителей противоположных сил было гораздо меньше. Но так случилось, что в роковом пятьдесят третьем году власть в государстве и в партии захватили как раз представители этих сил – хрущёвская клика, оппортунисты и ревизионисты, извратители марксистко-ленинского учения.
Как было сказано, социализм – это общество, которое строится на научных основах. В социализме действуют свои законы общественного развития, которые нужно знать и учитывать. Если знать и учитывать эти законы, выстраивать свои действия сообразно с ними – то социализм будет развиваться. И наоборот – если эти законы не понимать, не знать и не считаться с ними – то развития социализма не будет, он начнет разрушаться.
Отсюда ясно, что для развития социализма, для построения коммунизма огромное значение приобретает именно сознательное, волевое усилие рабочего класса, который и является творцом нового общества. Всякая бессознательность, всякое ослабление волевого усилия рабочего класса может привести к остановке в развитии социализма. А эта остановка в дальнейшем – к его постепенному разрушению, и в итоге – к контрреволюции, к реставрации капитализма.
Если рабочим классом руководит революционная марксистская партия, которая применяет в жизни марксистское учение, поддерживает боевитость рабочего класса, – то он сохранит свою силу, своё сознательно стремление к построению нового общества. Если же власть в партии захватывают представители мелкой буржуазии и партия перерождается, отказывается от марксизма, начинает влиять разлагающе на рабочий класс, деморализовать его – то рабочий класс теряет волю к построению нового общества. Развитие социализма останавливается, начинается его разрушение. Начинается контрреволюция – постепенный возврат к капитализму.
Хрущёвская клика проделала всё вышеописанное как по нотам.
***
Получается, что причиной всему стал хрущёвский переворот – он стал точкой отсчёта буржуазной контрреволюции.
Но тогда возникает вопрос – почему же миллионы честных коммунистов допустили этот переворот? Почему они не распознали вражескую суть Хрущеёа и его клики, почему вовремя не обезвредили их?
Ответ может быть только один – потому что коммунисты, самые сознательные представители рабочего класса ,– оказались недостаточно сознательными, недостаточно владели марксизмом и не умели применять его в жизни. Они не поняли, что действия хрущёвской клики враждебны рабочему классу и ведут к разрушению социализма. Поэтому рабочий класс на тот момент оказался не готов к защите своей власти, уступил её врагам без боя.
***
Выходит, что именно недостаточная сознательность рабочего класса и в первую очередь коммунистов привела к катастрофе. Непонимание общественных законов, незнание марксизма и неумение применять его в жизни обезоружило рабочий класс, не дало ему мобилизоваться и расправиться с хрущёвским оппортунизмом.
Значит, вопрос стоит так – если рабочий класс не сознателен, если во главе его не стоят коммунисты, понимающие законы общественного развития, – то контрреволюции не избежать. Тогда действительно «всё вернётся на круги своя», рабочий класс снова окажется в кабале капиталистов.
Если же коммунисты понимают законы общественного развития и так согласуют с ними свои действия, чтобы не допустить разрушительных для социализма процессов, – то этих процессов и не будет.
Значит – контрреволюция и последующая реставрация капитализма не являются каким-то неизбежным роком, который всегда будет тяготеть над нами и против которого мы бессильны. Процессы, которые ведут к разрушению социализма, не являются некой неподвластной нам силой, с которой ничего нельзя сделать. Нет – этих процессов мы вполне в состоянии избежать, направлять общественное развитие туда, куда нужно.
Но для этого всем коммунистам, всем, кто хочет бороться за дело рабочего класса, надо научиться понимать законы развития общества. Или, иначе говоря, – нам надо овладеть марксизмом.
И вот ответ на вопрос – «вернётся ли всё на круги своя» после новой социалистической революции? Способен ли человек устроить общество на разумных началах? Способен ли он сознательно влиять на общественные процессы – или обречён им подчиняться, быть их пассивной жертвой?
На это мы отвечаем так: да, человек может устроить общество так, как ему нужно. Мы можем создать такой общественный строй, при котором не будет враждебных классов, не будет эксплуатации и угнетения, не будет всех мерзостей и пороков нынешнего строя. Это в наших силах. Это не утопия и не сказка. Это наше будущее.
И это будущее нам никто не подарит. Мы добьёмся его сами. Мы завоюем его в борьбе – волей, мужеством и трудом.
Нет комментариев