Частная собственность – основа основ буржуазного строя, святая святых капиталистической души. Намерение коммунистов упразднить эту «святыню», естественно, вызывает у капиталистов страшное негодование. Для буржуа упразднение частной собственности – это самое страшное мыслимое злодеяние, что-то прямо чудовищное – потому что оно разрушит тот строй, в котором они господствуют, в котором могут за счёт других пользоваться всеми жизненными благами – богатством, комфортом, властью, почётом.
Поэтому капиталисты не могут спокойно слышать о намерении коммунистов уничтожить частную собственность. Они называют его разрушительным, безнравственным, преступным, возмутительным и пр.
Кому из нас не доводилось слышать аргументы буржуазных идеологов приблизительно такого рода: уничтожение частной собственности уничтожит свободу человеческой личности, ущемит её права, ограничит её развитие! И прочие подобные ужасы.
Нынешние буржуазные идеологи не придумали ничего нового. Точно такие аргументы приводили буржуа двести лет назад, когда только возникло ненавистное для них учение – научный коммунизм. Они тоже не знали, какими словами заклеймить коммунистов, как их оклеветать и очернить, и тоже приходили в ужас от перспективы упразднения частной собственности. И точно так же, заботясь лишь о сохранении своего господства и своего экономического могущества, – они делали вид, что в первую очередь заботятся о свободе и личности. Например, оправдывая частную собственность, они заявляли, что без частной собственности не будет ни свободы, ни личности.
МАРКС ОТВЕЧАЕТ БУРЖУАЗНЫМ ИДЕОЛОГАМ
Вот как им отвечал Карл Маркс в Манифесте Коммунистической партии – и что вполне можем сказать сегодня и мы нынешним защитникам капитализма.
«Нас, коммунистов, упрекали в том, что мы хотим уничтожить собственность, лично приобретенную, добытую своим трудом, собственность, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности.
Заработанная, благоприобретенная, добытая своим трудом собственность! Говорите ли вы о мелкобуржуазной, мелкокрестьянской собственности, которая предшествовала собственности буржуазной? Нам нечего её уничтожать, развитие промышленности её уничтожило и уничтожает изо дня в день.
Или, быть может, вы говорите о современной буржуазной частной собственности?
Но разве наёмный труд, труд пролетария, создаёт ему собственность? Никоим образом. Он создаёт капитал, т.е. собственность, эксплуатирующую наёмный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наёмный труд, чтобы снова его эксплуатировать.
Собственность в её современном виде движется в противоположности между капиталом и наемным трудом. Рассмотрим же обе стороны этой противоположности.
Быть капиталистом – значит занимать в производстве не только чисто личное, но и общественное положение. Капитал – это коллективный продукт и может быть приведён в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счёте – только совместной деятельностью всех членов общества.
Итак, капитал – не личная, а общественная сила. Следовательно, если капитал будет превращён в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер. Перейдём к наёмному труду.
Средняя цена наёмного труда есть минимум заработной платы, т.е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего. Следовательно, того, что наёмный рабочий присваивает в результате своей деятельности, едва хватает для воспроизводства его жизни. Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом. Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живёт только для того, чтобы увеличивать капитал, и живёт лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса.
В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд – это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.
Таким образом, в буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, в коммунистическом обществе – настоящее над прошлым. В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен.
И уничтожение этих отношений буржуазия называет упразднением личности и свободы! Она права. Действительно, речь идёт об упразднении буржуазной личности, буржуазной самостоятельности и буржуазной свободы.
Под свободой, в рамках нынешних буржуазных производственных отношений, понимают свободу торговли, свободу купли и продажи.
Но с падением торгашества падёт и свободное торгашество. Разговоры о свободном торгашестве, как и все прочие высокопарные речи наших буржуа о свободе, имеют вообще смысл лишь по отношению к несвободному торгашеству, к порабощённому горожанину средневековья, а не по отношению к коммунистическому уничтожению торгашества, буржуазных производственных отношений и самой буржуазии.
Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.
Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность. Да, мы действительно хотим это сделать.
С того момента, когда нельзя будет более превращать труд в капитал, в деньги, в земельную ренту, короче – в общественную силу, которую можно монополизировать, т.е. с того момента, когда личная собственность не сможет более превращаться в буржуазную собственность, – с этого момента, заявляете вы, личность уничтожена.
Вы сознаётесь, следовательно, что личностью вы не признаете никого, кроме буржуа, т.е. буржуазного собственника. Такая личность действительно должна быть уничтожена.
Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».
К.Маркс, Манифест Коммунистической партии
Всё это и мы сегодня можем сказать тем, кто своё стремление сохранить буржуазный строй, сохранить свою привилегию жить за счёт других прикрывает высокопарными словами о праве, свободе и личности. Не право, не личность и не свобода их интересует – а лишь собственное благополучие, собственное существование как буржуа. Высокопарными словами о свободе и личности они прикрывают отвратительную сущность капиталиста – алчность и хищническое стремление жить за счёт других.
Нет комментариев