Задумал я написать пост о гражданской авиации Советского Союза. Объективно, с фотографиями и ТТХ самолётов, именами и датами. Чтобы можно было сравнить две великие авиационные державы: СССР и современную Россию.
Если вы помните, то гражданская авиация в СССР была не только в фильме «Экипаж» и «Ирония судьбы» — народ активно летал по стране и даже за её пределы. «Народные массы» жаловались не на качество самолётов, а на отсутствие билетов в кассах «Аэрофлота». Сейчас трудно это представить, но в СССР пассажирская авиация за год перевозила более 100 000 000 человек.
В 90-х годах развернулась целая компания против отсталой советской авиации, с её шумными и неэкономичными двигателями, салонами-скотовозами и т.д. Зачем производить «отсталые самолёты» и содержать устаревшие заводы, когда Запад нам с удовольствием поможет – поставит самые современные самолёты и технологии?
В итоге, отрасль фактически похоронили, но телевизор продолжает утверждать, что современная Россия – это великая авиационная держава.
Вот и захотелось разобраться с тем, что было в СССР. Может быть действительно всё стало только лучше и ещё «величественнее».
Задача оказалась совсем не простая. Я наивно полагал, что во времена Советского Союза серийно производилось, для гражданских нужд, не более 30 — 50 моделей летальных аппаратов «цивильного» назначения, что за 70 лет советской власти выглядит вполне себе впечатляющим результатом.
Я предположил, что до Великой Отечественной войны гражданской авиации в СССР практически не было – страна к войне готовилась и все мощности были задействованы на нужды оборонного ведомства, потом были разруха, коллективизация, голод и холод. Следовательно, если что-то там и было, то в крайне мизерных количествах.
Ну а после войны – это я уже сам видел, и практически на всём летал счастливым отпускником или суровым командировочным. Вспомнил, посчитал на пальцах, прикинул погрешность и получилось максимум 50 моделей самолётов и вертолётов.
Оказалось, что я, мягко скажем, не прав. Сначала выяснилось, что до Великой Отечественной войны гражданская авиация в СССР была. И не просто была – она бурно развивалась. Я сделал выборку сначала всех летательных аппаратов СССР гражданского назначения, которые дошли до государственных испытаний и эти испытания прошли. Получилось очень много для одной публикации – народ в настоящее время не сильно любит, когда много «букаф». Потом я решил, что напишу только про те машины, которые пошли в серию. С фото, с ТТХ, фамилиями и т.д.
Получился, только по гражданской авиации до 1941 года выпуска, бесконечно длинный пост. Это даже при учёте того обстоятельства, что по большинству моделей фото нет. Или фото есть, но они очень низкого качества – видно, что на фото точно самолёт, и не более того. Серое пятно с крыльями.
В результате я решил, что серийную гражданскую авиацию СССР до 1941 года я дам списком. Но обязательно размещу несколько фото самолётов того исторического периода. Дело в том, что я себе представлял пассажирские самолёты СССР довоенного выпуска, как что-то похожее на «этажерку» из фильма «Служили два товарища» или переоборудованные для гражданских нужд бомбардировщики серии ТБ. Поскольку в уцелевших хрониках, не очень высокого качества, можно увидеть именно такие аппараты.
Оказалось, что я был не прав. Давайте посмотрим несколько фото.
Нет комментариев