Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал:
Просьба о прощении (истигфар) упоминается в текстах откровения как отдельно, так и в сочетании с покаянием.
Примерами одиночного поминания могут быть:
- слова, с которыми обратился к своему народу Нух (мир ему): «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди» (сура 71 «Нух = Нух», аяты 10-11);
- обращение Салиха, мир ему, к своей общине: «Почему вы не просите прощения у Аллаха? Быть может, вы будете помилованы» (сура 27 «Ан-Намль = Муравьи», аят 46);
- слова Всевышнего «и молите Аллаха о прощении. Поистине, Аллах - Прощающий, Являющий милость» (сура 2 «Аль-Бакара = Корова», аят 199);
- Его слова: «Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (сура 8 «Аль-Анфаль = Трофеи», аят 33).
Примерами упоминания просьбы о прощении в сочетании с покаянием являются:
- слова Всевышнего: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определённого срока и одарил Своей милостью каждого милостивого» (сура 11 «Худ = Худ, аят 3)»;
- обращение пророка Худа, мир ему, к его общине: «О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь» (сура 11 «Худ = Худ», аят 52);
- обращение Салиха, мир ему, к своему народу: «Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь - Близкий, Отзывчивый» (сура 11 «Худ = Худ», аят 61);
- слова Шу`айба, мир ему: «Попросите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь - Являющий милость, Любящий» (сура 11 «Худ = Худ», аят 90).
Просьба о прощении (истигфар) при самостоятельном упоминании имеет такое же значение, что и покаяние (тауба), а точнее говоря, и является самим покаянием, но несущим в себе дополнительный смысл - просьбу к Аллаху об устранении греха и защите от его дурных последствий (магфира).
Если же просьба о прощении упоминается вместе с покаянием, тогда она подразумевает под собой испрашивание защиты у Аллаха от зла грехов, совершённых в прошлом. При этом под покаянием имеется в виду возвращение к Аллаху и просьба защиты от зла прегрешений, которые человек опасается совершить в будущем.
Существуют два вида грехов: те, которые уже содеяны человеком, и те, совершения которых он опасается. Просьба о прощении (истигфар) касается грехов первого вида и является просьбой защиты от их злых последствий. Покаяние же имеет отношение ко второму виду грехов и представляет собою твёрдое намерение не совершать их в будущем.
Таким образом, человеку непременно нужно совершить два действия: расставание и возвращение. Покаяние имеет отношение к возвращению, а просьба о прощении (истигфар) к расставанию (если же покаяние или испрашивание прощения упоминаются обособленно, то каждое из них в отдельности указывает на оба вышеупомянутых действия). По-видимому, этим объясняется то обстоятельство, что, приказывая просить прощения и каяться, Господь в первую очередь упоминает мольбу о прощении и только затем говорит о покаянии: «Просите у вашего Господа прощения, а затем кайтесь перед Ним» ( сура 11 «Худ = Худ», аят 3). В самом деле, рабу, прежде чем вернуться к истине, сначала надлежит расстаться с ложью. Аллаху же всё ведомо лучше.
Кроме того, испрашивание прощения связано с устранением вреда, а покаяние - с получением пользы. Прощение (магфира) защищает человека от зла совершённого греха, а покаяние обеспечивает ему обретение желанного после получения этой защиты. При самостоятельном же употреблении каждого из этих двух терминов один из них будет подразумевать под собой и второй. А Аллаху всё ведомо лучше!
См. «Мадаридж ас-саликин» стр. 255-257.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4