Действительно, польский музыкант был одарен изумительным талантом. Его виртуозные возможности, казалось, не имели границ.
Венявский родился 10 июля 1835 года в польском городе Люблине. Когда Генрику было 6 лет, в доме Венявских выступил знаменитый венгерский скрипач Миска Гаузер, приехавший в Люблин с концертом. Впечатления Генрика были столь велики, что он напевал сыгранные Гаузером мелодии, скребя палочкой по двум струнам, прилаженным им к дощечке в виде скрипки. Мать, вопреки предубеждению супруга, настояла на необходимости профессионального образования. Уже через полтора года Генрик играл сложные в техническом отношении концерты Берио. После одобрения таланта Генрика в Варшаве известным чешским скрипачом Г.Панофкой, семья решила отправить сына в Парижскую консерваторию для получения профессионального образования.
Осенью 1843 года мать с восьмилетним сыном выехали в Париж. Генрика показали одному из лучших профессоров, Жозефу Ламберу Массару, который, в качестве испытания, предложил совсем юному музыканту за две недели выучить по слуху без скрипки труднейший концерт Крейцера. Потрясенный результатом, профессор стал добиваться приема Генрика в консерваторию, так как, во-первых, туда не принимали иностранцев, а во-вторых, Генрику еще не исполнилось 12 лет. Для того чтобы преодолеть положения Устава консерватории, пришлось добиться особого декрета министра внутренних дел о приеме Венявского. Генрик был зачислен в консерваторию 8 ноября 1843 года.
В 1846 году Массар предложил Генрику новое испытание: по Уставу Парижской консерватории каждый год проводились выпускные конкурсы, в которых могли принять участие все студенты. В присутствии многих выдающихся музыкантов Парижа (в т.ч. Гектора Берлиоза) Генрик с виртуозным блеском и эмоциональным подъемом наизусть исполнил Концерт № 17 Виотти, несмотря на отсутствие опыта концертных выступлений и соперничество с другими студентами, которые были значительно более зрелыми артистами. Жюри единогласно присудило одиннадцатилетнему ребенку I премию и большую золотую медаль, что стало уникальным случаем в истории Парижской консерватории. По окончании консерватории директор, композитор Д. Обер вручил Генрику Венявскому не только медаль, но и бесценный для юного исполнителя подарок русского императора Николая I – скрипку работы Гварнери дель Джезу.
В начале 1849 года Генрик Венявский вновь поступает в Парижскую консерваторию, и через год вновь заканчивает ее с I премией по классу композиции Ипполита Колле.
С 1850 года Венявский начинает активную концертную деятельность. С громадным успехом проходят гастроли скрипача в Германии. Игру его все чаще сравнивают с исполнением других выдающихся скрипачей-виртуозов, подчеркивая мужественный, виртуозно-романтический стиль игры Венявского. Особенное воздействие на слушателей оказывала стихийная виртуозность, поразительное техническое совершенство.
В середине 1850-х годов после его выступления в Гааге были выпущены портреты и литографии, а скульптор Лякомбле вылепил его бюст.
К концу 50-х годов Г. Венявский прочно занял одно из первых мест среди лучших скрипачей мира. О нем ходили легенды, что он получил в наследство от Паганини магическое искусство великого артиста. По отзывам современников, игра Венявского, особенно исполнение им произведений Паганини, очень напоминала игру самого гениального скрипача. Венявский обладал удивительным умением с первых же минут захватить слушателей, увлечь их, затронуть сокровенные струны человеческой души. И впечатление от его игры не исчезало после концерта, долго еще волновало слушателей. Недаром Венявского называли волшебником.
Важной вехой в судьбе Генрика Венявского стала встреча в Париже в 1858 году с А.Г. Рубинштейном. Антон Рубинштейн не только оказал огромное влияние на творчество Венявского, но и повлиял на ход дальнейших событий его жизни. Первый концерт двух великих музыкантов в Париже имел особый успех, и Рубинштейн предложил совершить концертную поездку в Лондон. В Лондоне Рубинштейн познакомил Венявского с родственниками известного английского пианиста и композитора Д.А. Осборна – Хэмптонами. Их дочь Изабелла стала женой Венявского, однако этому событию предшествовали драматические минуты. Отец семейства, английский аристократ, отказался выдать свою дочь за артиста, не имеющего постоянной работы, финансовых средств и положения в высшем обществе. В эти дни было написано одно из наиболее проникновенных, поэтичных сочинений Венявского – «Легенда». Исполнение нового сочинения в концерте так растрогало семью, что отец вышел на сцену и, обняв Генрика, сказал: «Только великая любовь могла вдохновить Вас на такое великое произведение»!
Бракосочетание Венявского состоялось в Париже в августе 1860 года. На свадьбе присутствовали Берлиоз и Россини.
" Легенда "
******** https://youtu.be/ywcrIyrR34E?si=eG28HzHwlZ1_dlYT
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3