Родился он в Санкт-Петербурге, в семействе служащего. Музыкой интересовался с детства, но обучался в основном самостоятельно(в доме было фортепиано, служившее столом для бабушкиной стряпни). С 12 лет обеспечивая себя самостоятельно, давая частные уроки. Подрабатывающий дежурным в подъезде петербургского Дворянского собрания отец проводил его бесплатно на организуемые там концерты, а сам он, гостя у своего дяди (ночного сторожа Павловского дворца), каждый вечер совершал прогулку на вокзал Павловска, где бесплатно устраивались концерты. Он много читал — русскую классику, русскую историю
В 1903 году окончил гимназию.
В 1904—1910 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, а с 1903 года — на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. В консерватории познакомился с С. С. Прокофьевым и Н. Я. Мясковским, с которыми много лет поддерживал близкие отношения. Мясковский посвятил Асафьеву Третью симфонию (1914). Большую роль в судьбе Асафьева сыграло знакомство с В. В. Стасовым, через которого он лично узнал М. Горького, И. Репина, А. Глазунова, Ф. Шаляпина.
После окончания консерватории работал концертмейстером балета в Мариинском театре.
Горячо приветствовал Октябрьскую революцию, автор первого советского балета «Карманьола».
С 1918 года — сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Михайловском театре. В том же году совместно с С. М. Ляпуновым организовал отделение истории музыки в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930 года, там же был руководителем Высших курсов искусствоведения и аспирантуры. В 1921—1930 годах — художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии..
С 1921 года — педагог по истории и теории музыки Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года — профессор основанного им историко-теоретического отделения консерватории). Принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов.
Абсолютный слух. В выпуске: сюжет о советском музыковеде и композиторе Борисе Асафьеве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев