Она была не просто харизматичной дивой оперной сцены, она стала ее символом и – в полном соответствии со своей фамилией – образцом для подражания. Ее сгорающая от страсти босоногая Кармен из оперы Бизе сводила с ума, а страшная старуха-графиня с царственной горностаевой накидкой на плечах из “Пиковой дамы” Чайковского была эталоном художественного совершенства. Ее именем назвали малую планету под номером 4623. Ради нее даже останавливали спектакли, и не раз. Зал впадал в такой экстатический восторг, что Елене Образцовой ничего не оставалось, как повторить арию на бис. 20-минутная овация для ее Амнерис в вердиевской “Аиде” после знаменитой сцены “Судилища” в октябре 1976 года вошла в историю нью-йоркской Metropolitan Opera.
Образцова блистала на всех главных сценах мира, легко и естественно, войдя в сонм великих. Ее партнерами и друзьями были выдающиеся оперные певцы и дирижеры второй половины ХХ века: Монтсеррат Кабалье, Мирелла Френи, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути. А великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли, боготворивший талант русской певицы, снял ее в фильме по опере Масканьи “Сельская честь” вместе с Пласидо Доминго. Узнав о кончине Образцовой, великий испанский певец сказал:
“Прощай, моя любимая Кармен! Это очень большая печаль. Ее голос был уникальным, ее нельзя было сравнить ни с кем. Это была потрясающая жизнь и карьера. Спасибо за удивительный голос и бесчисленные радости, которые она подарила миру. Я всегда буду помнить и ценить наши совместные выступления. Разделять сцену с Еленой всегда было для меня огромным счастьем”.
О своей вселенской славе она всегда говорила с присущим только ей язвительным юмором:
“Как подсчитал один мой поклонник, если взять все мои записи, в общей сложности получается семнадцать с половиной килограммов музыки на компакт-дисках”.
Имея феноменальное международное признание, способное даже преодолеть заслоны “железного занавеса” и “холодной войны”, Елена Васильевна искренне признавалась, что никогда не планировала уезжать:
“Меня очень многие уговаривали. Но у меня никогда не было желания уехать. Я с младенчества поняла, что никому не дано занять чужого места. И я забыла значение таких слов, как “ненависть”, “соперничество”, “зависть” или “ревность”. Я перестала суетиться. Главное – суметь себя выразить не в успехе, а в музыке. И я это сделала. Единственное, что я умею делать без устали, – это петь”.
-----
Я и страдала, и плакала, и любила, и голодала, и хорошо жила… Я всегда занималась исключительно любимым делом, но состоялась как женщина – мама, бабушка, хозяйка дома и своих прекрасных собачулек с оперными именами – Кармен, Мюзетта – беленькие, Манон и Вертер – черненькие. Кармен у меня опытная артистка. Я вместе с ней в Мадриде пела “Пиковую даму”. На моем пропуске в театр было написано просто “Елена Образцова”, а у нее – “Кармен Образцова”, артистка,
– рассказывала. Елена Васильевна, безумно любившая животных. В детстве у нее дома жили не только кот или собака, но и заяц, ежик и даже ворона. И зная это, однажды поклонники на концерте в Новосибирске подарили ей крохотного золотистого щеночка прямо в букете цветов.
Рожденная в предвоенном Ленинграде, певица при каждой нашей встрече вспоминала блокаду, войну:
“Мы с самого детства знали цену жизни, радости и счастья. Для счастья нам было нужно совсем немного. Помню, я загоняла коров и всяких баранов, за это мне обычно кто-то давал яичко, кто-то – пирожок какой-то. Притом, что корова сама знала, куда идти, лучше меня. Как-то вместо еды мне дали ветку жасмина. Я прибежала домой вся такая восторженная: “Мама, мама! Мне подарили веточку жасмина!” Она говорит: “Дурочка, лучше бы пирожок дали…” А для меня это было счастьем. До сих пор с трепетом вспоминаю. Это были первые цветы, которые мне подарили… Не могу поверить в тот кошмар, что сейчас творится в Украине! Мне не понять, почему люди до сих пор в войну не наигрались. Вот говорят: “Люди, как звери”. Но звери никогда не убивают друг друга, если это не связано с необходимостью выживания. А люди, мне кажется, нападают друг на друга от жадности и властолюбия”.
В личном общении в Елене Васильевне ничего не выдавало народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской, Государственной премий и обладательницы множества других высоких официальных наград. Образцова знала сотни анекдотов и блистательно делилась ими с друзьями и коллегами. “Однажды мы пели вместе в “Пиковой даме” на сцене миланской La Scala, – вспоминал Дмитрий Хворостовский, – мы только встретились, и Елена Васильевна тут же начала рассказывать анекдоты. Мы гоготали, как в казарме. И тут нас позвали на репетицию. Буквально через минуту она вышла на сцену как графиня и посмотрела на меня таким взглядом, что я чуть в обморок не упал: на меня глядели глаза из могилы, из преисподней. Так она фантастически преображалась, перевоплощалась, как никто иной”.
Елена Васильевна признавалась:
“У меня взрывной темперамент. Я настоящий вулкан. У меня еще столько запасов энергии, что мне хочется ее куда-нибудь деть – я постоянно что-то придумываю. И не боюсь ошибаться и любить. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, опасаясь простуды”.
И она читала рэп с Тимати, пела джаз с Денисом Мацуевым и оперу с Николаем Басковым. Стояла у истоков возрождения Михайловского театра в Петербурге. Выходила и на драматическую сцену в постановках Романа Виктюка. В 2000 году она сыграла главную роль в спектакле “Антонио фон Эльба”, где смачно курила и танцевала рок-н-ролл, влюбляя в себя весь зал. А следом на подмостках Театра сатиры она появилась в спектакле “Реквием по Радамесу” в образе стареющей оперной дивы.
В ее судьбе столкновение любых противоречий кажется отражением гармонии. Primadonna Assoluta не знает запретных жанров – это точно про Елену Образцову. Казалось, ее энергия и жизнелюбие неиссякаемы…
“Я хотела бы сначала умереть, а потом закончить петь”, – часто повторяла Елена Васильевна.
https://youtu.be/G8ZQfRgVOLU?si=1fQMHPfQuyxI-IzKлучшая исполнительница партии Любаши , и, возможно, это лучшая роль в репертуаре Елены Васильевны.
Совершенно потрясающая игра. "Давно пора! Чего ты хочешь девка?", "Она тебя не любит", "Оставь её", прячет голос на фразе "Свой стыд девичий для тебя" и "Все для тебя! Все для тебя!!"... Такой контраст, так по-разному звучит голос в разных частях, а какая мимика, незаштампованная! Все-таки она была очень русской артисткой...
Комментарии 9