БЫЛ ЛИ ИИСУС РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ?
#история
По сети гуляет заметка Реми Мейснера - был ли Иисус Христос революционером. Сам Мейснер отвечает, что нет, ибо не дорос до научного коммунизма. Это в целом верно.
Но это очень грубый и поверхностный ответ. Первоначальное христианство имело вполне четкий и вполне реальный, а главное - вполне соответствующий своему времени и, главное, реализуемый социальный идеал - соседскую общину. То есть, первохристиане предлагали просто вернуться во времена дорабовладельческие. А для того времени это была очень даже прогрессивная и даже революционная философия. Если мы вспомним, что возврат к общинам была обычной практикой всех реально победивших восстаний рабов, а "феодальная революция" одной из своих составляющих имела превращение рабов и колонов в общинников, то можно констатировать, что для I века н.э. христианство было еще вполне себе революционным течением. Относительно ненаучности идеи о возврате к общине, то ничего ненаучного в этом нет - Кумранская община просуществовала почти 100 лет, для утопии весьма долгий срок, сама же по себе соседская община осталась весьма живучей и пережила не только рабовладение, но и феодализм, и капитализм.Христиане, призывая к соседской общине "по законам божьим" ничего принципиально утопического не предлагали - они просто реализовывали ОДНУ ИЗ ТЕКУЩИХ ПРАКТИК социума.
Другое дело, что община принципиально неспособна развивать средства производства, при этом сохраняясь как община. Выход за рамки натурального хозяйства достаточно быстро срывает все ее скрепы. Столыпину за 10 лет удалось скрепную благодать довести до уровня внутридеревенской резни в Гражданскую войну. И в этом смысле идея христианской общины - реакционна, она сковывает производство.
Представим себе, что марксист попал в 1-2 век нашей эры. Единственной реальной силой, на которую можно было бы опереться в пропаганде коммунистических идей были бы христиане, единственной формой, в которой коммунистические идеи можно донести - религиозная форма, а единственной формой, в которой можно было бы реализовать общественную собственность была бы теократическая община. И, надо сказать, что в обстановке развала Римской империи, кризиса рабства, феодального беспредела именно церковь вынесла на себе общечеловеческую миссию - сохранение культурных богатств, письменной коммуникации, технологий, оградила множество людей от феодального беспредела, организовывала значимые общественные работы, наряду, разумеется, с сжиганием древних библиотек, разрушением древних храмов, крестовыми походами, инквизицией и пр. Тут важно заметить, что функцию эту церковь могла выполнять, только применяя протокоммунистические элементы своего учения, ставя ОБЩЕЕ выше частного.
Выход из этой двойственности христианства - "тут прогресс, а тут нет" лежит в понимании АБСОЛЮТНОСТИ его реакционности (в силу ненаучности религии в принципе) и ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ революционности (там, где на коротком плече христианство достигало принципа общественной собственности).
И. Шевцов
Нет комментариев