Явление Богоматери и святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу
Сюжет иконы основан на фрагменте текста Сказания о чудотворном образе Богоматери Тихвинской. Пономарь Юрыш (Георгий) после построения Успенского храма на месте явления чудотворной иконы был отправлен оповестить жителей окрестных сел о его освящении. На обратном пути ему явились Богоматерь, сидящая на дереве с игуменским посохом в руке, и святитель Николай Чудотворец. Богоматерь велела Юрышу передать строителям, что церковь должен увенчать не железный, а деревянный крест, поскольку на таком кресте был распят ее Сын. На месте чудесной беседы Богоматери и пономаря Юрыша возвели часовню во имя святителя Николая Чудотворца, а из дерева, на котором восседала Богоматерь, изготовили крест. Позднее на этом месте возник Беседный монастырь, откуда паломники увозили на паямть раздаточные иконы такой иконографии.
Композиция иконы «Явление Богоматери и святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу» в общих чертах следует тексту Сказания, но в руках Богоматери нет жезла, дерево, на котором она сидит, скрыто складками ее одежд, а пень превращен в колодец. Все эти особенности свидетельствуют о незнании мастером текста в деталях. Живопись иконы говорит о ее создании в Холуе на рубеже XVIII-XIX веков. Икона имеет редкий деревянный резной оклад.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
История иконы связана с именем старца Амвросия Оптинского (1812–1891). Заботясь о благополучии Казанской Шамординской обители, он заказал иеромонаху Даниилу, в миру бывшему академическому живописцу, выполнить изображение по его замыслу, где Богоматерь в небе распростерла руки над полем со снопами. Икона была написана в 1890 году и быстро стала почитаться как чудотворная, поскольку монастырь на следующий год собрал хороший урожай, несмотря на неблагоприятную погоду. В 1892 году от иконы вновь произошло чудо – в засуху после молебна перед ней пошел дождь. Несмотря на растущую популярность иконы и появление вспроизводящих ее литографий и списков, празднование ей не было установлено. Лишь по инициативе патриарха Алексия II чествование иконы было внесено в официальный церковный календарь и назначено на ту же дату, которую предполагал Амвросий Оптинский – 15/28 октября. Большинство сохранившихся икон «Богоматери Cпорительницы хлебов» были созданы в конце XIX – начале XX века.
Нет комментариев