Здесь Уддхава спрашивает Кришну о том, как понять Ведическую литературу (в которой описана папа и пунья). В предыдущей главе Кришна уже говорил, что надо превзойти греховную и благочестивую деятельность. Как это понять? Ведь писания говорят о благочестивой и греховной деятельности. Смысл в том, что надо понять, как следовать указаниям шастр. Все мы следуем Ведам. Веды говорят о папе и пунье.
Как понять нам Веды? В Ведах есть три таттвы (истины): самбандха, абхидея и прайоджана. Мы читаем (изучаем) Веды, но если мы не находим эти истины, что толку в изучении Вед? Если сможем понять истины данные в Ведической литературе, никогда не будем заниматься греховной деятельностью и благочестивой деятельностью. Нет нужды в них. Проблема в том, что не могу я ясно понять, что говорит Ведическая литература. Поэтому я занимаюсь греховной деятельностью или благочестивой деятельностью. Занимаясь благочестивой деятельностью, я смогу попасть на высшие планеты (но в этом материальном мире только). Невозможно так выбраться из материального мира. Что толку? Сегодня картика-пурнима. Многие приходят, чтобы получить даршан Кришны. Весь месяц они совершали врату (не ели мясо и рыбу). Но после картики снова они везде убивают животных. Особенно пять дней картики все постятся. Мы готовы болеть, но не готовы отказаться… В Сингапуре один китайский доктор запрещал есть мясо. Настоящие доктора так говорят. Обычно доктора говорят, что не надо есть слишком много мяса (не просят они полностью отказаться от мяса). И пунья-карма и папа-карма описаны в Ведах. Веды рекомендуют есть мясо после ягьи. Когда животное приносят в жертву на ягье, с помощью мантры ему дают новую жизнь. Тогда только можно есть мясо животного. Люди говорят: «Это написано в Ведах». Можно совершить саутрамани-ягью и пить алкоголь. Очень трудно следовать Ведической литературе. Там есть предписания и запреты. Но какие из них надо принять нам? Кришна говорит в конце главы: «Поднимись над греховной и благочестивой деятельностью». Что это? Что выше? Бхакти. Преданное служение лотосным стопам Кришны мы найдём, когда превзойдём папу и пунью. Любой, кто изучает Веды, должен знать три таттвы (самбандху, абхидею, прайоджану). Мы устанавливаем отношения со многими (даже с собаками). Как мы разовьём отношение с Богом (сохраняя отношение с догом)? Нам надо восстановить отношения, которые мы уже забыли. Что мы забыли? Мы неотъемлемые частички Кришны. Все мы духовные души. Это мы забыли. Поэтому мы занимаемся греховной или благочестивой деятельностью. В тот момент, когда мы поймём своё положение, отношения (самбандха) снова будут установлены. Сейта самбандхе самбандха амар.
Нет у меня никаких отношений больше (только отношения с Кришной). «Хорошо. Мы – муж и жена. Кришна в центре». «Отец и сын. В центре Кришна». Когда самбандха будет установлена, что мы будем делать? Мы очень незначительные. Он – вибху васту (огромный, Пурна Брахма). Как мы, ничтожные дживы, сможем удовлетворить Кришну? Позвольте нам служить Ему. «В соответствии со своими возможностями я буду служить Ему». После того, как установятся отношения, я разовью желание служить Ему. «Я – Его ничтожная частичка». Тогда придёт настроение служения. Как многие имеют настроение служения? Мы раздаём севу. Не будет нужды в этом. Просто говорите: «Ты – неотъемлемая частичка Кришны». Нет нужды заставлять служить. Если человек имеет настроение служения, Кришна даст ему разум для служения. Когда я присоединился, Гурудев сказал мне управлять. Но я не знал, как управлять. «Пусть Адвайта Прабху управляет…». Три раза он мне говорил. Я пытаюсь управлять с тех пор. Благословение идёт от Гурудева и Кришны.
Прайоджана - према. Нам нужна любовь. Надо служить с любовью (не механически). Многие работают за пределами храма. То же самое делают… Как преданные сделали такие прекрасные вещи (не имея знаний в этой области)? Просто слушая Прабхупаду. Только благодаря слушанию, они смогли сделать изображения Кришны. У них есть любовь и они слушали из верного источника. Если у нас есть любовь в служении Бхагавану Кришне, и мы слушаем из верного источника, Кришна счастливо примет нашу севу. Разум приходит от Него.
теша̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇
бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам
дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇
йена ма̄м упайа̄нти те
Всегда мы связаны с Кришной и служим Ему с любовью. «Я дам им чистый разум. С помощью чистого разума они придут ко Мне». Такова таттва. Вся вайшнавская философия основана на таттве. Оставив таттву, человек не сможет стать бхактой. Поэтому Бхагаван Кришна говорит:
тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекшйанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣
Он – таттва гьяни. Садху Гуру – таттва гьяни. Мы должны обратиться к нему, чтобы узнать таттву. Где таттва? В сердце Махаджана.
дхармасйа таттвам нихитам гухайам
маха-джано йена гатах са пантхах
Мы живём в матхе. Что такое матх? Место знания. Знание распространяется из матха. Какое знание? Только храма недостаточно. Тот храм, где видья не обсуждается (нет обучения), не имеет ценности. Почему Прабхупада устроил во всех центрах лекции по «Бхагаватам» и «Бхагавад Гите»? Потому что нам необходимо обучение. Чему надо учиться? Бхакти. Это дом, в котором обучают бхакти. Поэтому он называется матх. Матханти васанти йатра парамартха-шикшартхинах. Место, в котором находятся ученики осваивающие духовные истины. Духовное образование самое важное. Не приходим мы в матх, чтобы жить комфортной жизнью. Один человек спросил Гурудева: «Что вы делаете для блага людей? Вы просто едите и спите». Гурудев ответил: «Присоединяйтесь. Принимайте прасад и спите в матхе». Матх очень важен для духовного обучения (пармартхика шикша). Садху Гуру строит храмы и даёт духовные наставления. Недостаточно совершать пуджу и предлагать бхогу. Необходимы беседы о Бхагаване. В матхах и мандирах должна быть бхагавата-дхарма сампарка алочана (беседы о Бхагавад-дхарме). Обучать нужно трём вещам (самбандхе, абхидее и праёджане). Если не будет их, тогда обучение не коснётся сердца. Мой Гурудев говорил: «Холостой выстрел». Многие совершают холостые выстрелы. Зачем они нужны?
Так обучать можно только людей. Почему необходимо обучение? Сейчас у нас животное сознание (не человеческое). Почему? Мы думаем только об еде, сне, совокуплении и обороне. Тоже делают животные. Только мы делаем это очень рафинировано (роскошно). Мы готовим так изыскано… Всё время нам нужен комфорт. Не можем мы развить сознание (четана). Шрила Прабхупада дал название обществу: «Сознание Кришны» Человек должен изменить сознание. Обучение, которое даётся в матхе (храме) предназначено только для того, чтобы изменить сознание. Когда сознание изменится, мы сможем понять слова Кришны: «сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа». Кришна приглашает всех джив: «Вы забыли Меня. Поэтому вы заняты греховной деятельностью и получаете реакции. Я разрушу всё это. Только приходите ко Мне, предайтесь Мне». Когда наше сознание изменится, мы сможем понять, как Кришна горячо (охотно) просит нас. Он говорит: «Не ходите к майе. Только предайтесь Мне. Если пойдёте к майе, у вас будет много трудностей. Пожалуйста идите ко Мне». Но не можем мы понять. Хотя читаем «Бхагавад Гиту», не можем понять. Почему? Низкое сознание. Наше сознание очень бедное. Столько всего Кришна организовал для нас, но не можем мы понять. Он очень много думает о нас, но мы не думаем о Нём. Из-за сознания. Он хочет, чтобы мы имели возможность узнать о Его истинном желании через шастры. Но мы говорим: «Я пять раз прочитал «Бхагавад Гиту»». Что ты читал? Почему ты действуешь, как животное? Ты читал, но не понял. Из того источника, из которого мы сможем понять, что говорит Кришна, мы не слушаем. Очень гордо (смело) заявляю я: «Если кто-то читал «Бхагавад Гиту» Шрилы Прабхупады, если кто-то слушал моего Гурудева, не пойдёт он ложным путём». Кришна – акаршания, анандадайи (очень привлекательный и полный блаженства). Если мы привлечёмся Кришной, будем мы смотреть на майю (искать удовольствий от майи)? Всё блаженство у Кришны. Сат чит ананда виграха. Кено ба ачхайе прана ки сукха лагийа нароттама даса кено на гело морийа. Ради какого счастья я пытаюсь выжить в этом мире (если я не получаю счастья от Кришны, ищу счастья в майе и постоянно страдаю)? Этого я не могу понять. Кришна устроил столько всего для меня, но не могу понять я. Почему? Не хочу я становиться дасом Кришны. Я хочу господствовать в этом мире. Это – слепота. Может ли кто-то сказать, что он не Кришна даса?
‘кр̣шн̣а-нитйа-да̄са’ — джӣва та̄ха̄ бхули’ гела
эи доше ма̄йа̄ та̄ра гала̄йа ба̄ндхила
Джива забыла, что она – Кришна дас. Поэтому майя накинула дживе верёвку на шею. Поэтому вместо того, чтобы быть Кришна дасом, я стал майя дасом. Мы скитаемся повсюду (по разным планетам), потому что стали слугами майи. Что говорит Кришна, не входит в моё сердце. Просто Кришна говорит: «ма̄м эва йе прападйанте ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те». Если человек предастся Мне, сможет он преодолеть майю (что очень трудно). Не можете вы преодолеть майю своими силами. Кто-то может сказать, что есть ещё способ (второй способ) чтобы оставить майю? Что говорить про прайоджана-таттву. Даже абхидея-таттва и самбандха-татва не входит в наш ум. Как только мы поймём: «Кришнасе самбандхе самбандха амар, я Кришна дас», немедленно начнём служить нашему Прабху (господину). «Моя единственная деятельность – служить Господу». Так как мы забыли это, мы имеем все виды страданий в майе. Милость течёт, но мы не хотим получить милость. Бхагават-крипа течёт через Садху Гуру. Химса, двеша (насилие, непонимание) почему? Не получаем милость. Как только получим милость от Бхагавана Кришны, все станут нашими друзьями (не будет врагов). Садху не имеет врагов (аджаташатру). Враг Садху ещё не родился. Кому мы можем завидовать, к кому мы можем проявлять насилие? Все духовные души, все частички Кришны. Почему насилие? Не можем мы прийти к такому четана (сознанию, что мы все частички Бхагавана Кришны, чит кана джива).
Не будет никаких непониманий, если каждый будет заботиться о Кришне. «Мой единственный интерес – делать Его счастливым». Различий во мнениях не будет. Из-за различия во мнениях происходят ссоры, непонимания. Как происходит творение? Брахма первый творец, но как происходит творение? Из-за гнева Брахмы появились 11 Рудр. Рудра соединился с майей и появились дживы. Как нас поддерживают после сотворения? Господь Вишну поддерживает. Он – единственное прибежище. Нам надо принять Его покровительство. Вишну аватар поддерживает джив. Если примем Его прибежище, не будет следующего (уничтожения). Ашока-абхайа, амрта-адхара, томара чарана-двайа тахате экхона, бишрама лабхийа чхадину бхавера бхайа. Что такое бхава? Шиваджи. Чхадину бхавера бхайа. Брахма творит, Вишну поддерживает, и Шива разрушает. Не будет страха перед этим (перед смертью). «Я принял прибежище в правильном месте». Многие рассказывают разные вещи. Когда есть шудха-бхакта, он находится в матхе, храме. Чтобы слушать от него, нам надо идти в матх, храм. Есть нужда в этом. Где живёт Садху – это матх, храм, Матхура (место Кришны). Садху-санге хари-нама эи матра чаи самсара джините ара кона басту наи. В общении с Садху человек слушает Кришна-катху. Никогда он не столкнётся со смертью. Поэтому общение с Садху -апарихарья (совершенно необходимо, незаменимо). От всего можно отказаться, но не можем мы отказаться от Садху-санги. Бхагаван Кришна очень милостив. Он низошел сюда, как шабда брахма. Шабдхика аватар. Воплощение в форме звука. Какой звук производить? Звуки нужно издавать для удовольствия Кришны. Звуки предназначены для удовольствия Кришны.
Для чьего удовольствия мы воспеваем Харе Кришна? Для удовольствия Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Когда мы выходим на Харинаму, кто её возглавляет? Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Харинама не предназначена для привлечения (развлечения других). Когда мы воспеваем для удовольствия Гаура Нитай, многие присоединяются. Только для блага джив, шабда Брахма нисходит сюда. Поэтому нитья бхагавата севая. Каждый день нам надо декламировать «Бхагаватам». Когда человек рассказывает «Бхагаватам» с чистым сердцем, Бхагаван Кришна присутствует. Нахам тиштхами ваикунтхе йогинам хрдайешу ва татра тиштхами нарада йатра гайанти мад-бхактах.
«О Нарада, Я присутствую там, где мой бхакта прославляет меня. Не на Вайкунтхе Я и не в сердце йога. Я там, где происходит моя катха». Но чистая катха. Мы говорим катху, чтобы привлекать других. Это – не чистая катха. Другой мотив у нас. «Не хотим мы говорить Кришна-катху, чтобы развлекать слушателей. Если мы говорим Кришна-катху – это значит, что всех мы хотим связать с Кришной. Поэтому говорим Кришна-катху». Мой Гурудев не смотрел сколько людей слушает его. Зачем многие рассказчики собирают большие аудитории? Имя, слава, признание, деньги придут. Что затем? Камини. Не говорим мы, чтобы привлекать людей. Мы говорим, чтобы связать всех с Кришной.
Кто слушает Кришна-катху? Тот, кто хочет обрести благое. Они медитируют на Кришна-катху. Кто слушает Кришна-катху, их сомнения будут уничтожены. Если мы сохраняем сомнения в процессе слушания Кришна-катхи, мы будем уничтожены. Ум и тело временные (не вечные). Чего хотят ум и тело? Всевозможные материальные объекты. Так как тело и ум временные, они гоняются за материальными объектами (материальным счастьем). Но атма – не материальна (она духовная и вечная). Атма ищет вечного (не ищет материального). Атма ищет чит васту, нитья васту. Атма всегда ищет вечного умиротворения и блаженства. Качество атмы – привлекаться к вечным объектам (не к невечным). Такова дхарма атмы. Бхагаван даёт нам знание о дхарме. Дхармам ту сакшад-бхагават-пранӣтам. Дхарма составлена Бхагаваном. Полубоги и обитатели высших планетных систем не знают о дхарме. Но мы хотим на райские планеты (на Сваргалоку). Нет там знаний о дхарме. Всю благочестивую деятельность мы совершаем, чтобы попасть на райские планеты (где не знают о дхарме). Полубоги ходят на лекции по «Бхагаватам»? Нет вопроса о нитья Бхагавата севая там. Но на земной планете в матхе мандире происходит Бхагавата-катха. Что мы делаем? Греховные или благочестивые поступки? Мы узнали о грехах и благочестивой деятельности. Что будем делать? Поэтому Кришна говорит: «Иди выше этого. Тогда обнаружишь свою дхарму». Пока мы заняты в греховной деятельности и благочестивой деятельности, не сможем узнать о дхарме. Бхагавад дхарма – это бхакти. Вчера мы говорили о следовании и имитации. Мы должны следовать за теми, кто знает таттву.
дхармасйа таттвам нихитам гухайам маха-джано йена гатах са пантхах
Есть 12 Махаджан.
свайамбхӯр на̄радах̣ ш́амбхух̣
кума̄рах̣ капило манух̣
прахла̄до джанако бхӣшмо
балир ваийа̄сакир вайам
Эти двадаша Махаджаны знают принципы дхармы. Какие нужды Начикеты? Отец Начикеты разгневался на него и отправил его к Ямараджу. Все боятся Ямараджа, а Начикета радовался. Почему? Он знал, что Ямарадж – Махаджана, и можно будет получить настоящее знание от него. Он пришёл к Ямараджу, но не было его. Он ждал Ямараджа три дня (без еды). Ямарадж вернулся и довольный, хотел дать Начикете материальные благословения. «Мне не надо». «Что тебе нужно?» «Мне нужна Брахма видья. Ничего другое мне не нужно». Тогда Ямараджа стал давать много наставлений. Он вкладывал знание о Верховном Брахмане. Мы идём в матх, мандир чтобы обрести такое знание (не за другими вещами). Те, кто пришли в ученической преемственности от 12 Махаджан, нам надо слушать от них. Тогда сможем понять, каково наше положение, наша дхарма, наши отношения с Кришной, наши нужды. Поэтому человек обращается к Садху, идёт в его место. Где находится Садху – это матх (потому что беседы о Бхагаване Кришне происходят там). Если человек внимательно слушает и развивает бхакти к Бхагавану, он преодолевает сферу благочестия и греха. Бхакта может находиться выше греха и благочестия.
Из лекции Шри Шрипад Чайтаньи Чандры даса Гурудева по «Шримад Бхагаватам» (11.20.1), прочитанной 27 ноября 2023.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев