Очередная церемония награждения киноделов не предвещала сюрпризов: балагурил Иван Ургант, в качестве зарубежной диковины выступала тогда уже далеко не молодая Памела Андерсон.
В качестве главного блюда подали фильм «Сволочи» — историю о том, как в СССР в годы войны из детей-уголовников делали диверсантов. Авторы картины до последнего настаивали на том, что она «основана на реальных фактах», пока каждый пункт их постулатов не опровергли с документами в руках
Награждать лучший фильм пригласили Меньшова с его женой, актрисой Верой Алентовой, то ли позабыв о характере Владимира Валентиновича, то ли не зная о нем.
Он вышел на сцену, открыл конверт, прочитал содержимое и сказал:
«Я надеялся, что пронесёт.
Не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон.
Я, к сожалению, этого делать не буду. До свидания»
Для миллионов людей, ощущавших бессилие перед ошалевшим от безнаказанности российским кинопромом, это было глотком свежего воздуха. Меньшов напомнил, что не всех можно купить и есть те, для кого принципы важнее цеховой солидарности.
Меньшов был верен себе до конца: когда часть российской богемы предпочитала держаться в стороне от политики, режиссер поддержал сражающийся Донбасс не только словом, но и делом, передав на нужды ополченцев миллион рублей из собственных средств.
"Я завидую его гражданской позиции".
Олег Митяев о Владимире Меньшове
Олег Митяев — о друге и партнере по проектам, который скончался на 82-м году жизни...
Владимир Валентинович для меня был родным человеком. Между нами была такая ничем не объясняемая взаимная любовь и симпатия.
Мы как-то тянулись всегда друг к другу, периодически созванивались, если долго не виделись.
Всегда пытались найти какие-то совместные проекты, которые бы нравились и ему, и мне. Например, так мы выступали со студентами — я писал музыку специально для пьес, которые ставил Владимир Валентинович с молодыми актерами ВГИКа
Правда, нашу первую встречу не помнит ни он, ни я.
Разве что у него в семье любимая песня — "Лето — это маленькая жизнь", а я первое, что так вот могу вспомнить, — это афишу на кинотеатре "Россия" фильма "Розыгрыш", песню из которого я сразу же выучил наизусть.
Если говорить в целом о причинах успеха его фильмов — ведь они не только любимы народом, но Владимир Валентинович является оскаровским лауреатом, — то тут ответ один: талант. Конечно, немалую роль играет трудолюбие, самоотдача, умение передать нам с вами именно то, что хотят сказать нам этим фильмом. Думаю, все это в комбинации и дает ответ на то, почему многие откликаются на то, что он делал.
У меня, как ни странно, все его фильмы входят в перечень любимых.
Разве что меньше нравится "Ширли-мырли", но в конце концов он набирает такую силу, например, как хроники перестройки.
Просто для меня все-таки, думаю, Владимир Валентинович с профессиональной стороны наших взаимоотношений был больше интересен как актер. Потому что он играл без зазора, делал это всегда с удовольствием, порой сам приходил на пробы, а не дожидался приглашения. И играл он всегда великолепно!
Принято считать фильмы "Москва слезам не верит" и "Любовь и голуби" подлинно народными как в его творчестве, так и в целом в нашем советско-российском. Наверное, потому что он не только в фильмах, но и в жизни был весьма искренним человеком — всегда говорил все открыто, невзирая на то, что повредит ли ему это или нет. Думаю, именно это свойство присуще интеллигентному человеку, но который такой своей интеллигентностью еще и притягивает людей вокруг себя.
Я в принципе завидую его гражданской позиции. Я считаю, что он молодец, когда говорит то, что думает, как это было с вручением награды фильму "Сволочи". Он отказался ее вручать, посчитав, что это порочит подвиг людей на войне.
Он был мне родным человеком по жизни, и конечно, его уход, даже несмотря на болезнь, воспринимается как неожиданность.
"ТАКАЯ ПОДЛОСТЬ ОГРОМНАЯ":
ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ ПРЯМО ВЫСКАЗАЛСЯ О ПРЕВРАЩЕНИИ РОССИИ В ПУГАЛО
Владимир Меньшов никогда не скрывал свою гражданскую позицию и не раз призывал к более жёсткой политике в отношении США.
По словам Меньшова, Запад поступает подло и превращает Россию в пугало.
В вопросе Украины актёр тоже категоричен и допускает, что "надо было брать Донбасс", а не только Крым.
Кто в России "элита"?
Владимир Меньшов за свою карьеру успел испробовать не одно амплуа и сегодня известен как кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий, педагог и заслуженный деятель искусств.
Артист стал и обладателем "Оскара" за фильм "Москва слезам не верит", несмотря на политическую подоплёку премии. Характерной особенностью работ Меньшова в кино является неизменный русский дух в его героях.
Режиссёр никогда и не скрывал, что любит и гордится своей страной.
В многочисленных интервью Меньшов искренне и прямо высказывал своё мнение о процессах в России и за её рубежами. Так, он весьма резко критиковал российских чиновников и выступал за самое жёсткое наказание для коррупционеров.
По словам артиста, страх перед наказанием – это самое сильное средство в борьбе с коррупцией, воровством, любыми нарушениями договорённостей.
При этом недоумение у артиста вызвал и тот факт, что современные депутаты причисляют себя к "элите". В одной из бесед с журналистами Меньшов напомнил, что в СССР к так называемым элитным массам принадлежали рабочие, колхозники и трудовая интеллигенция, хорошо проявившие себя на производстве, в поле и науке.
Теперь же к "элите" ошибочно причисляются люди, причиняющие России ущерб, разрушающие экономику и вывозящие национальные богатства за границу.
Люди, которые должны делать нашу жизнь лучше и проще – то есть чиновники и депутаты, эти люди всего лишь функции, которыми их наделило государство, состоящее из народа. А они считают это привилегией, – указал именитый режиссёр.
Комментарии 5