Как вспоминала Диттанова позднее: «До войны крымскотатарский и русский театры работали вместе. Жили дружно. Три дня в неделю играли артисты русского театра, три дня – крымскотатарские, а по воскресеньям они чередовались: если русский театр давал спектакль днем, то крымскотатарский – вечером. Рабочие сцены, реквизиторы, осветители, гримеры – все было общим. Только директора и главные режиссеры были разные. Даже репертуар был почти одинаковый. Кроме того, русский театр переводил на русский язык крымскотатарские пьесы и играл их. Актеры русского театра были очень профессиональны, они уважали молодую крымскотатарскую труппу, делились своим опытом, общались».
Айше много играла в театре, исполняла разноплановые роли. Однако вскоре наступили страшные времена – в 1937 году начались массовые репрессии против представителей крымскотатарской интеллигенции и политической элиты. Были арестованы мужья ее сестер, которые работали в правительстве – Билял Чешмеджи и Аблямит Гралов, арестовали также ее старшего брата Бекира Диттанова. По воспоминанию Айше Диттановой, «всех их обвиняли в «измене родины». Сестры овдовели. Сестра Хатидже заболела скоротечным туберкулезом и вскоре умерла, у нее остались двое детей».
Трагично сложилась и судьба Зеры Диттановой-Чешмеджи, которая заменила Айше рано умершую мать. Спустя три недели после ареста мужа, в ноябре 1937 года, Зера была арестована как «жена врага». Срок отбывала в Карлаге. Ее муж Билял Чешмеджи умер в заключении в 1941 году, а в конце 1950-х, уже после смерти Сталина, Зера добилась реабилитации мужа и своей собственной.
Несмотря на все тяготы жизни, Айше продолжала работать в театре. Однако роли ей давали незначительные, эпизодические. Морально тяжело было и то, что некоторые коллеги шептались, а кто-то говорил ей в глаза о том, что ее родственники – «враги народа». Насколько тяжелым и неудачным был для Диттановой 1937-й год, настолько же успешным стал следующий – 1938-й.
В середине 1938 года в Крым приехала Заслуженная артистка СССР Зинаида Славянова – первая в советском театре женщина-режиссер и художественный руководитель. Она работала в различных городах Советского Союза в качестве режиссера – в Казани, где создала студию драматических искусств, в Одессе и, наконец, Смоленске – здесь она была режиссером и директором Смоленского государственного драматического театра.
В 1937 году Зинаида Славянова попала в опалу – ей инкриминировали связь с «врагом народа», командармом Иеронимом Уборевичем, которого расстреляли по «делу Тухачевского». Должность главного режиссера пришлось оставить. Она перебралась в Крым, где стала художественным руководителем Симферопольского драматического театра.
Славянова планировала поставить в театре пьесу Р. Беньяша «Бахчисарайский фонтан». Поначалу Айше отводилась в этой постановке второстепенная роль, а главную роль Заремы должна была исполнять Нурие Джетере. Однако Нурие в это время уехала в Москву, и режиссер решила попробовать Айше в роли Заремы.
«Трудная большая работа началась. Я старалась над каждым куском роли работать отдельно, и к приезду Нурие уже два акта были готовы. Зинаида Михайловна полюбила меня за мои трудолюбие и старания», – писала позднее Диттанова.
Спектакль имел огромный успех. Айше Диттанова, а также исполнители главных мужских ролей Халид Гурджи и Сервер Джетере приняли участие во Всесоюзной конференции театральных деятелей СССР в Москве, с успехом выступив с отрывком из спектакля «Бахчисарайский фонтан». После спектакля в гримерку к Диттановой с букетами пришли знаменитый режиссер Юрий Завадский и прославленная балерина Ольга Лепешинская, хвалили ее за мастерство исполнения и прекрасный спектакль.
В счастливом для нее 1938 году Айше вышла замуж за артиста этого же театра Меджита Асанова.
Комментарии 5