Парк Александрия – это дворцово-парковый ансамбль, расположенный восточнее Нижнего парка Петергофа, а своей северной частью выходящий на берег Финского залива. С 1830 по 1917 годы парк Александрия был резиденцией четырех поколений династии Романовых.Свое название ансамбль получил в честь первой его владелицы – императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Парк Александрия входит в музейный комплекс Петергофа. С приходом к власти Николая I эти земли становятся собственностью его супруги Александры Федоровны, которая решила создать здесь садово-парковый ансамбль. В 1829 году, когда основные работы были завершены, Николай I приказал назвать парк Александрией в честь своей супруги. Парк Александрия состоит из верхней террасы, где расположены все основные постройки – Коттедж, Фермерский дворец и Капелла, а также прибрежной части, где разместилась Нижняя дача Николая II. Дворец Коттедж был создан в английском стиле, отсюда и появилось его название – коттедж. В уютном загородном доме царская семья проводила лето, отдыхая от парадных приемов. Это небольшое двухэтажное здание в готическом стиле украшено многочисленными балконами и террасами. Из широких окон открывается панорамный вид на Финский залив. Готический стиль дворца отражен как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Лепка на потолке, а также узоры ковра и паркетного пола, росписи печей и мебели выполнены в виде готических рисунков и орнаментов.
К сожалению, в интерьерах Коттеджа, фотографировать запрещено. Прошлись с экскурсией. На первом этаже находились Большая и Малая приемная, кабинет Александры Федоровны, Библиотека и Большая гостиная. Комнаты второго этажа, где размещались детские и кабинет Николая I, были оформлены более скромно, чем залы первого этажа. Убранство всех помещений соответствовало их назначению, так в кабинете Николая I использована морская тематика, а комнаты мальчиков напоминали военные палатки. Рядом с Коттеджем установлена чугунная беседка и памятник царевичу Алексею, сыну императора Николая II. Дело в том, что недалеко от дворца в 80-х годах XIX века была построена Нижняя дача Николая II, где родился последний российский царевич. К сожалению, до наших дней дошли только развалины Нижней дачи.
Одним из примечательных сооружений в парке «Александрия» является монументальный Большой каменный мост. Он сооружен из грубо отесанного камня, с перилами из березовых стволов и оформлен большими вазами из пудожского известняка. Мостовое сооружение имеет один сквозной пролет и соединяет берега глубокого оврага, по дну которого протекает ручей. Ниже моста устроена плотина с водопадом. Все это придает мосту романтический облик, вполне созвучный пейзажному стилю парка. По нему мы и продолжим прогулку по парку к Фермерскому дворцу.
По пути к Фермерскому дворцу находится величественный камень. Надпись гласит, что это надгробный памятник Петру Ивановичу Эрлеру, мастеру-садоводу, который принимал участие в создании многих парков, внес свой вклад в составление «Практического наставления для садовой команды», которое в то время активно использовали многие садоводы-профессионалы. Первоначально П.И.Эрлер был похоронен на Свято-Троицком кладбище, но в 1970 году его прах был перенесен на территорию Александрии. В течение 20 лет садовый мастер Петр Эрлер занимался Созданием романтичного пейзажного парка Александрии.
Недалеко от Фермерского дворца находится еще один памятник – гранитный обелиск, установленный в 1932 году. Это своеобразная дань признательности всем известным и неизвестным людям, участвовавшим в создании парков и дворцов Петергофа. Надпись на мраморной доске так и гласит: «Работным людям – строителям Петергофа». Эта стела не имеет отношения к императорской семье. Но смотрится органично.
После того, как дворец "Коттедж" был построен, семья императора Николая I традиционно проводила летние месяцы в "Александрии". Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер загородной резиденции, по указу императора в 1831 году была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Специально из Англии для нее были выписаны породистые коровы, которые обеспечивали семью молочными продуктами, и даже пастух – англичанин. Это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, и окруженный галереями на столбах в виде березовых стволов.
В конце 30–х годов к фермерскому павильону добавили двухэтажную пристройку, в которой разместились жилые комнаты наследника престола – будущего императора Александра II. Серьёзному, женатому цесаревичу не пристало проживать по соседству с коровами. Дворец в очередной, но в последний раз перестроили. Коров отселили. Нынешний "образ" дачный домик приобрёл к моменту вселения семейной пары. На протяжении двух последующих десятилетий здание неоднократно перестраивалось под руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера. Первая перестройка была связана с женитьбой в 1841 году цесаревича Александра на Гессен-Дармштадтской принцессе, в православии – Марии Александровне. Впоследствии здание расширялось в связи с рождением детей и ростом семьи. В ходе перестроек коровник был переведен в новое здание у Петергофской дороги. Со вступлением Александра Николаевича на престол статус дачи изменился, и к 1860 году скромная ферма превратилась в Фермерский дворец императора Александра II.
Перед восточным фасадом дворца по проекту архитектора Э. Гана был устроен Собственный сад императрицы, окруженный с трех сторон перголой, изготовленной из песчаника и увитой зеленью. Садик был устроен ещё во времена царствования Николая Первого. Исключительно для цесаревича Александра. Впрочем, как и весь дворец. Нынешний вид сад приобрёл уже при Марии Александровне. Сад полностью восстановлен на основании исторических документов. И мы видим всё то же самое, что видел император из окна рабочего кабинета. Как ему удавалось сосредоточиться на работе при таких видах, загадка. Фонтан в овальном бассейне украшает бронзовая скульптура "Ночь", отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Жозефа Полле.
Под навесом перголы размещена вот такая красивая мраморная ванна, украшенная скульптурным рельефом в античном стиле. Также в Собственном саду можно видеть две парные скульптуры итальянского неоклассического скульптора Джиованни Бенцони - "Девочка с собачкой" и "Мальчик с собачкой". А вот это китайские садовые керамические табуретки, которые выполняли еще роль своеобразных термосов, в холодное время года можно было положить в них что-нибудь горячее.
Бережно восстановленные реставраторами детские постройки сада. Березовый Мостик-терраса. Со скульптурой мальчик и гусь. Детская Пожарная каланча с колоколом и набором инструментов.
В парке «Александрия», неподалеку от капеллы, возведенной в «готическом стиле», стоит ажурная, кованная из чугуна беседка, которая называется «Готический колодец». Она была создана в 1835 г. по рисункам известного русского и художника и архитектора И. Шарлеманя. Павильон из чугуна над колодцем был отлит на заводе Берда.
Готический колодец на фоне Готической капеллы образует своеобразный "готический" архитектурный ансамбль. В эпоху Возрождения становятся модными малые архитектурные формы, отлитые из металла и чугуна. Когда архитекторы обратились к готической архитектуре, c ее декоративным орнаментом и высокими шпилями, беседки стали получаться легкими и ажурным.
Отделка интерьеров Фермерского дворца, как и всех построек на территории парка "Александрия", выполнена в неоготическом стиле. Внутри сохранились элементы первоначальной отделки – лепнина, фрагменты росписей стен и потолков, фрагменты дубового паркета, печи, камины и лестницы. Здание было оснащено всеми необходимыми для проживания удобствами. Здесь был устроен лифт, водопровод, туалетные и ванные комнаты. До наших дней сохранилась мраморная ванна в Туалетной Марии Александровны. Уцелела мраморная ванна чудом, не чудом. Исключительно благодаря своему практическому назначению. Последующие обитатели дворца, работники часового завода замачивали в мраморной ванной грязное белье.На половине, принадлежавшей императрице, комнаты отличаются изяществом и уютом. В некоторых помещениях готические элементы в отделке сочетаются с мебельным убранством в стиле второго рококо. Гостиная, как впрочем и остальные покои императрицы, оформлены в любимом бюргерами того времени стиле - бидермейер. Удивительно, название давно забыто, а стиль живёт себе и до сих пор.
Гостиная Марии Александровны.
Кабинет Марии Александровны
Спальня императрицы
Комната горничной.
Самая значимая интерьерная деталь Фермерского дворца – Синий кабинет Александра II. Здесь император принимал министров, заслушивал доклады о ходе военных действий, проводил заседания комитетов по реформированию страны. Именно здесь подготавливался важнейший законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В Синем кабинете хранятся мемориальные вещи, принадлежавшие императору: кожаный портфель для документов, готовальня, распятие из слоновой кости. Сохранились кресла из первоначального мебельного убранства и уникальные часы с множеством циферблатов. Они показывали время в 66 губернских городах России и на Аляске. Кожаная подушка со следами крови, которая находилась в карете императора 1 марта 1881 года, напоминает о его трагической гибели.
Почти сорок лет в браке. Для тех, кто ещё полагает, что жизнь высоких особ есть сплошь удовольствия и развлечения. День императрицы был расписан поминутно. Протокольные мероприятия, приём посетителей-просителей, благотворительность. Известен комментарий от Марии Александровны, случившийся при коронации: "корона - очень тяжкое бремя. Четырнадцать лет в одиночестве, без любви. Ни слова упрека. Четырнадцать лет "держать лицо" перед светом. И это при любвеобильности Александра II, наличии любовницы – Долгорукой и их общих детей. В кабинете Александра II висит портрет Марии Александровны. Служители сказали, что портрет висел на этом месте в кабинете и при Александре. И каждый день он смотрел глаза в глаза.Фермерский дворец интересен не только своей необычной историей. Это единственный дворец в России, построенный специально для Александра II. На протяжении полувека, с детских лет, его жизнь была связана с этим уникальным зданием, которое менялось вместе с хозяином.Комната отдыха Александра второго. Под диваном утоплена в пол ванна.
Столовая - единственное помещение объединявшее семью все долгие годы брака. Столовая располагается перед покоями императрицы.
Слева от лестницы запряталась ещё одна техническая диковинка для того времени: лифт на ручной тяге. Не предмет роскоши, не блажь, а острая необходимость. Мария Александровна с юности не отличалась крепким здоровьем. Местный климат, смерть двух любимых детей, бесконечные покушения на любимого и здоровья, сил не осталось вовсе. На втором этаже ранее размещались детские покои. Мария Александровна в отличие от многих персон подобного ранга от воспитания деток не устранилась. Но даже такой небольшой подъём по лестнице осилить уже не могла.
Здесь думали об удобстве, а не о параде. Две части, женская и мужская. У императрицы – гостиная, у императора – приемная. Не только два кабинета, но и две ванные комнаты. С открытой мраморной ванной у императрицы и цинковой, деликатно спрятанной в футляре красного дерева под выдвижным диваном, у императора, который предпочитал душ. Одинакового устройства ватерклозеты с фаянсовой чашей. Вот таким вот получилась прогулка по Фермерскому дворцу и окружающему его прекрасному саду. Взгрустнулось, но что было – то было. Еще два интересных объекта нас ожидают. Невероятное красивое здание – православный храм Святого Александра Невского, в обиходе известный как Капелла, находится в живописнейшем парке Петергофа – Александрии. Это изящное здание в неоготическом стиле видно издалека, оно является прекрасным украшением парка и Петергофа. Разве можно побывать в Петергофе, не заглянув в Парк Александрия?
Парк Александрия – семейное гнездо четырёх поколений династии Романовых. После строительства дворца Коттедж возникла необходимость в домовой церкви. Именно Николай I выбрал открытое возвышенное место для строительства церкви в средневековом неоготическом стиле, за что она получилась название Готическая Капелла. Церковь была освящена во имя Святого Александра Невского в 1834 году, богослужения проходили в летний период. «Большим выходом» называли в дни особых торжеств выход императорской семьи в церковь Петра и Павла Большого Петергофского Дворца, а «малым выходом» молитвы в Готической Капелле. Несмотря на то, что капелла оформлена в готическом стиле, это была православная церковь. Восемь ее башен со шпилями увенчаны православными крестами. Во время пребывания в имении царской семьи здесь проходили службы, а в честь благоприятных событий заказывался молебен. Фасады Готической капеллы в Петергофе украсили бронзовые скульптуры святых. С восточной стороны находится алтарь, отделенный от церковного зала иконостасом. Все иконы были выполнены придворным живописцем Тимофеем Неффом.
Второй объект - Императорские конюшни, которые находятся рядом с парком Александрия в Петергофе. Напоминают собой готический средневековой замок с девятью башнями и зубчатыми стенами. Построены Императорские конюшни, в XVIII веке при Николае I, за сооружение которых император наградил архитектора Николая Бенуа Орденом Святого Станислава II степени. Императорские конюшни не зря напоминают нам сказочный замок – именно во внутреннем дворе западного жилого корпуса снимался фильм «Три толстяка», а грандиозное строение служило дворцом для толстяков и наследника Тутти. Императорские конюшни Петродворца – это первая крупная работа архитектора Николая Бенуа, благодаря которой он снисходительно мог сказать о каком-нибудь дворце: «Чуть меньше моих конюшен».
За решеткой сада Фермерского дворца ходит туристический паровозик из Петергофа и обратно, но тогда парка не увидишь.
Нелалеко от Киева есть парк"Александрия",расположен на берегу реки Рось.В конце 1774г гетьман Франциск Ксаверий Броневицкий ролучил от польского короля очень щедрвй родарок-богатое Белоцерковское староство.В 1781г.он женился на сайте Александре Васильевне Эндельгард,любимой фрейлене Екатер ины 2( по некоторым сведениям,внебрачной дочери императрицы и Сергея Салтыкрва)и племяннице Г.Ротемкина,вскоре подарил ей это имение.Госпожа Броницкая ,видевшая немало роскошных парков в России и за границей,захотела создать красивый садово-парковый комплекс.В 1793г.началисьработы,ген.план парка разработал французский архитектор Мюффе.В 1815 г.Александра Васильевна пригласила молодого берлинского садовника Августа Энса ,который в посвятил "Александрии "почти всю свою жизнь ,он проработал здесь почти 54г.В его честь установлен памятный знак.Саженцы деревьев и луковицы цветов свозились со всего мира.На территори парка возведены летние резиденции Браницких .В парке бывали поэты Шевче...ЕщёНелалеко от Киева есть парк"Александрия",расположен на берегу реки Рось.В конце 1774г гетьман Франциск Ксаверий Броневицкий ролучил от польского короля очень щедрвй родарок-богатое Белоцерковское староство.В 1781г.он женился на сайте Александре Васильевне Эндельгард,любимой фрейлене Екатер ины 2( по некоторым сведениям,внебрачной дочери императрицы и Сергея Салтыкрва)и племяннице Г.Ротемкина,вскоре подарил ей это имение.Госпожа Броницкая ,видевшая немало роскошных парков в России и за границей,захотела создать красивый садово-парковый комплекс.В 1793г.началисьработы,ген.план парка разработал французский архитектор Мюффе.В 1815 г.Александра Васильевна пригласила молодого берлинского садовника Августа Энса ,который в посвятил "Александрии "почти всю свою жизнь ,он проработал здесь почти 54г.В его честь установлен памятный знак.Саженцы деревьев и луковицы цветов свозились со всего мира.На территори парка возведены летние резиденции Браницких .В парке бывали поэты Шевчеко Т.Г.и Пушкин А.С.
Продолжу историю дендропарка "Александрия",так теперь называют.Так вот, выстроины були :летний дворец"Аустерия"(в настоящее время -руины),Царский павильон,в котором жили гости Браницких-члены царской семьи,Танцевальный павильон,коллонада "Эхо",павильон"Ротонда","Руины","Китайский мостик".В настоящее время в парке растет около2,5 тыс.видов растений.В бывшем доме управляющего парком открыт музей.Главное украшение музея-мраморные скульптуры итальянских мастеров и произведения икусства из коллекции Браницких.
Комментарии 8