Идентификация - это представления о том, кто я такой. Важно здесь не «какой я» в смысле оценки, а кто я именно, как я устроен, как выглядит феноменология моей психики - то есть в чём состоят и как проявляются мои мысли, чувства, ощущения, желания и дела, которые свидетельствуют о жизни и наполнении личности. Это базовое место для ориентации в мире, точка на карте, которая означает «я здесь» и без которой остальная карта бессмысленна.
Так как этот процесс - очень важный, то он и очень сложный. Он длится весь период развития, сначала ярко, потом - при возникновении новых задач и нового опыта. Это справедливо по отношению не только к развитию личности: развивающийся футболист, к примеру, задаётся вопросом «какой именно я игрок, как именно я обхожусь с разнообразными задачами на поле и вне него», и это позволяет со временем создать понятную точку на карте и эффективно ориентироваться и развиваться. Нормально, когда это происходит в первое время много, а со временем всё меньше. Футболист, задающийся вопросом о том, какой он игрок после пятнадцати лет опыта и при выполнении рутинных задач - вот такого быть не должно. Такой процесс - это указание на остановленный, не завершённый, парализованный процесс идентификации, который никак не может привести к формированию устойчивой, хоть и гибкой, формы.
Парализуется процесс идентификации стыдом.
Стыд подменяет процесс развития комплексных знаний о себе на бинарную оценку «хороший» или «плохой». В такой системе человек не накапливает о себе постоянных знаний, которые могли бы быть основой его решений и отношений, а вынужден постоянно решать вопрос о том, кто он такой - поскольку «хороший» или «плохой» не могут быть устойчивыми характеристиками живого человеческого существа, их каждый раз приходится определять заново.
При этом, так как процесс идентификации очень важный и сложный, то он потребляет много энергии. В результате человеку, вынужденный при любом своём проявлении решать вопрос идентификации, становится трудно выполнять не только сложные задачи продолжающегося развития, но и повседневные дела. Это легко понять: если каждый раз, когда я вытираю пыль, или еду за рулём в супермаркет, или общаюсь с педагогами своих детей, я внутри решаю вопрос о том, хороший я или плохой (партнёр, хозяин, родитель, водитель, супруг, друг, социальный элемент и так далее) - то я буду пытаться делать это настолько редко, насколько это возможно, поскольку это попросту очень тяжело.
В такой повседневной нагруженности небольших дел огромным смыслом и проявляется одержимость, в которой человек теряет не только энергию, но и адаптацию и сложнее ориентируется в реальности. Это тоже легко понять: если каждый момент моей жизни психика решает вопрос о том, кто я такой, то тогда любое взаимодействие или событие будет истрактовано в логике этого же процесса. Например, если мои приятели сегодня как будто мало со мной общались - значит, дело во мне, потому что дело всегда во мне, и значит, я человек скучный и неинтересный (плохой). Любопытно, кстати, насколько эта оценка простая: так как базовая идентификация - это детская задача, то парализованная стыдом психика и решает её на довольно наивном уровне. Реальность может быть сложнее: на этой встрече могло просто не хватить времени на всех, или у кого-то из приятелей мог быть свой процесс, которым он захватил всех остальных и занял собой время и пространство, а может, и я сам, не зная про себя, что я думаю и говорю медленно и нуждаюсь в терпении и внимании других людей, не сориентировался в происходящем и не запросил нужных мне вещей (или осознанно не отказался от желания сегодня проявиться, поскольку на это нет нужного контекста).
Дети, выращенный со стыдом (этот стыд всегда имеет отношение к нарциссизму их окружения), своей одержимостью самими собой и сами могут выглядеть нарциссами, однако от собственно нарциссизма их отличает многое: у них нет плоскости и бедности чувственной сферы, этических нарушений, они не склонны к осознанной эксплуатации партнёров по отношениям, а их гнев не достигает степени нарциссической ярости. Да и их своеобразная сосредоточенность на своём Эго решает не столько задачи грандиозности (хотя и их тоже, поскольку ничего так не останавливает стыд, как грандиозность), сколько задачи формирования хоть какой-то опоры.
Пока под их болтающимися ножками не появится твёрдой земли, основные жизненные силы будут уходить на её поиск.
(А.Долганова)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев