Эдуард Евгеньевич Марцевич (29 декабря 1936, Тбилиси — 12 октября 2013, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист РСФСР (1987).
…В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актёрской работы в спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого актёра, режиссёра и педагога Константина Александровича Зубова. Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный артист России Станислав Любшин... Актёрское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссёр В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда ещё молодой тогда В.И.Коршунов. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент у него была другая мечта — в театре Маяковского Эдуард увидел «Гамлета», поставленного Н.П.Охлопковым, пробовался на роль Гамлета и был приглашён играть её — Гамлет оказался для Марцевича выше всего. К тому же — сыграть Гамлета в 22? Сокурсникам это казалось непостижимым, а сам Эдуард был буквально одержим идеей! Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль. Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», — писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную роль — одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлёк к себе внимание серьёзных кинорежиссёров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис...
После смерти Н. П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, Марцевич уходит из театра им. Маяковского и с 1969 г. становится артистом Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» — шаг естественный, логичный и закономерный.
В 1987 г. Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России».
Ещё в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец, пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссёру Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссёра-постановщика. По окончании режиссёрского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы «Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга «Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную роль одного из самых любимых и почитаемых актёров современного театра Евгения Валериановича Самойлова (после смерти которого эту роль Эдуард Марцевич стал исполнять сам). В конце 1998 г. осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение».
Э.Е.Марцевич — член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995 г.), член Союза кинематографистов (1975 г.), член Союза театральных деятелей России (1962 г.). Награжден орденом Дружбы (1997 г.), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
В редкие, свободные от работы минуты Эдуард Марцевич любил перечитывать А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, У. Шекспира, Л.Н. Толстого; слушать музыку, главным образом классическую (Моцарт, Чайковский, Шуберт, Гайдн, Шнитке, Рахманинов). Любимые артисты – Н.К. Симонов, И.М. Смоктуновский, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо. Еще ему нравилось выезжать на природу. Например, в необъятные костромские леса, в неохватные взглядом поля вокруг бывшего имения А.Н. Островского, ныне дома творчества «Щелыково», или к себе на дачу под Москвой. При этом он не признавал ни рыбалки, ни охоты, даже так называемой «тихой», ни копания в саду или огороде. За природой, жизнью леса, неба, озера он любил только наблюдать. Вообще, по натуре Эдуард Евгеньевич был созерцателем. И когда речь не шла о профессиональной работе, он был склонен скорее к наблюдениям и размышлениям, нежели к активным действиям.
Скончался Э.Е. Марцевич 12 октября 2013 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
/ По материалам открытых Интернет-источников
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1