В архивном фонде «Брянского губернского отдела народного образования» точно указан год основания Вздруженской школы -1888. Первоначально она была трёхклассной церковно-приходской, обучались здесь 62 учащихся. В архивных данных за 1918 - 1919 гг. школа значится как Вздруженское начальное училище .
Затем случился пожар, здание сгорело, но дети продолжали учиться в домах жителей села. Лишь в 1927 году было построено новое здание. До 1934 года школа была начальной, потом её преобразовали в семилетнюю. Заведующим был А.Д. Рудаков, он вел математику, его жена - русский язык и литературу. В 1960 году было построено новое здание, в котором школа располагалась вплоть до своего закрытия.
Школа всегда была и оставалась, до рокового 2013 года ,пульсом жизни села. В первую очередь благодаря учителям, которые здесь не просто работали, а служили образованию и детям. В 50-е годы одним из самых любимых учителей была М.Е. Камозина. В её трудовой книжке только одна запись. Мария Егоровна воевала в годы войны в прожекторном батальоне, дошла до Германии. В школе она проработала 33 года учителем начальных классов, была и добрая, и строгая, учила малышей не только наукам, но и рукоделию.
Почти 40 лет жизни отдала школе Т.Д. Тананыкина. Татьяна Алексеевна была учителем в третьем поколении, и почти все члены этой учительской династии работали в нашем районе. . Её уроки помогали мальчикам и девочкам полюбить русскую литературу и давали прочные знания. . Её литературные вечера были необычайно интересны, она вела кружок, на занятиях которого сельские дети учились писать стихи.
Татьяна Алексеевна - отличник просвещения, заслуженный учитель, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, делегат двух Всероссийских съездов учителей. Учительскую династию продолжили её дочери Г.С. Никитина и Вороная С. С. Долгие годы являлись заместителями директора школы по учебной и воспитательной работе. Занимались инновационной деятельностью, внедряя в учебный процесс современные педтехнологии .
Педагогический коллектив школы был коллективом единомышленников. Директору школы Л.А. Беловой присвоено звание «Почётный работник общего и профессионального образования». В должности директора она работала с 1990 года до 2011. В коллективе трудились опытные учителя. Л.Д. Захарова учила ребят в начальной школе и преподавала математику почти 40 лет. Она была прекрасным специалистом и знатоком детской психологии,была бессменным профсоюзным лидером .Учителя начальной школы Фомина А. Г., Полохова Т.Д. и Полохова И. В.навсегда оставили в душах ребят неизгладимый след, введя их за руку во взрослую жизнь.
Большую часть коллектива на тот момент составляли молодые учителя, усилиями которых лучшие традиции школы укреплялись и развивались. Учитель истории- Никитина В. И, учитель химии и биологии Юдина В. Е. Под их руководством учащиеся школы становились призерами различных конкурсов и олимпиад.. Вороной С. Н., Елисеев А. Н., Черняев Н.С. много сделали для трудового и физического воспитания учащихся. Команды ДЮП под руководством Вороного С. Н., Черняева Н.С. неоднократно становились призерами районных соревнований.
В основе обучения и воспитания был положен принцип русской национальной школы. Народная культура, народные традиции были положены во главу угла в обучении и воспитании. С 2000 года в школьную программу были введены новые предметы - курс «Истоки», «Словесность», кружки дополнительного образования «Народная песня», «Мастер», «Патриот». Ребятам прививали любовь к русской истории, знакомили с обрядами, традициями. В этнографической комнате были собраны предметы быта русского крестьянина, в одном из классов был воссоздан интерьер русской избы со всеми необходимыми атрибутами, даже настоящий ивовый плетень был. Учителя И.В.Полохова, Полохова Т.Д., Гуреева Т.И. Кучина И. Н. знакомили детей с народными промыслами, ремеслами. Учили детей лепить под" дымковскую игрушку", рисовать под "гжель" и" хохлому" .
НАША ИСТОРИЯ
40-е годы
Фашисты сожгли село дотла. Первым построенным зданием после освобождения была школа. Бревна для постройки женщины привозили из леса на коровах, приносили на плечах. Предметов в школьной программе было немного: русский язык и литература, математика, география, естествознание. Занятия проводились в две смены, так как учеников было много - из Вздружного, Жданова, Кукуевки, п. Ворошилов, Речица. Занятия заканчивались в семь вечера. Писали на березовой коре угольками. Классы освещали керосиновые лампы. Директором школы была Грошева Е. П.
50-е годы
После войны жилось трудно. Летом в школе организовывали специальную площадку для детей-сирот. Здесь дети обедали, играли, отдыхали. В 1952 году в первом классе было 3 ученика, во втором - 8, в третьем - 23. Одевались бедно, вместо портфелей тетради и учебники носили в сумках из ситца. 7 Ноября и 1 Мая устраивали демонстрации — ходили по селу с лозунгами. За хорошую работу по уходу за кроликами и на пришкольном участке, за выращенный урожай кукурузы в колхозе «40 лет Октября» 15 учащихся школы были премированы четырёхдневной поездкой в Брянск на экскурсию. В школьном питомнике дети вместе с учительницей Е.И. Диесперовой прививали деревья, а потом бесплатно отдавали их жителям села, поскольку садов во Вздружном тогда не было. Учащиеся проводили опыты с выращиванием картофеля.
60-е годы
Построено новое здание, в котором шесть классных комнат, учительская, пионерская комната и библиотека. В школе работали кружки - химический и юннатский. Овощи, выращенные на опытном участке, продавали, а на вырученные деньги поощрялись юннаты, лучшие из них награждались даже фотоаппаратами. Ученики и учителя принимали участие в ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения, занятия проводились 2 - 3 раза в неделю. Команда шахматистов была победителем районных и зональных соревнований. С 1958 года по 1967год директором школы был Пузин В. Н. В 1968 году директором стал Давидчик В. И.
70-е годы
В 1970 году состоялся первый выпуск учеников 10 класса. Рядом со школой было построено здание из трёх классов, в одном из них было учительское общежитие. Затем построена мастерская, заработали группа продленного дня, буфет, интернат для детей из п. Жданово. Старшеклассников стали обучать вождению тракторов. Много времени занимала заготовка дров - учащиеся и учителя сами на уроках труда пилили их, кололи и складывали в сараи. Техника в Навлю ходила нечасто, и поэтому учителя с трудом добирались на районные учительские конференции.
В 1975 году директором школы стал Сарамок Ф. М.
80-е годы
Учитель Г.И. Филиппова организовала в школе танцевальный кружок, она учила ребят и бальным, и современным танцам. Директор школы привез для кружковцев из Московского хореографического училища балетные туфли. В коридоре появился телевизор. Его включали на переменах, если показывали политические или познавательные программы, иногда дети смотрели и художественные фильмы. Впервые прошёл вечер встречи выпускников, ставший ярким событием в жизни села. В 80-е годы велась ежедневная физическая зарядка перед уроками, которую проводили сами ученики. Количество уроков труда в старших классах было увеличено, мальчики изучали трактор и сельхозмашины, девочки помогали на ферме. Директором школы с 1981 по1983 год был Федорков Ю. И. Затем школу возглавляли директора Анищенко В. А., Захарова Т. Е., Тананыкина Т.А. Ученик 7-го класса Сергей Куприн занял первое место на Всероссийском соревновании школьных лесничеств. Он занял первое место. Соревнования проходили в селе Шушенском Красноярского края, месте ссылки В. И. Ленина. В 1988 году была организована поездка группы учащихся по городам - героям под руководством учителей Беловой Л. А. и Сенина Н.С. Ребята посетили места боев на Курской дуге, в городе Одессе -оперный театр; одесские катакомбы, в Севастополе - панораму обороны в 1854-1855годах, один из лучших дельфинариев мира. Побывали на Запорожской ГЭС, в церквях и соборах Киева. Поездка оставила неизгладимое впечатление и принесла много новых эмоций.
90-е годы.
В 1990 году школу возглавила Белова Л. А. 21 год была она качестве руководителя школы. Несмотря на то, что было очень плохое финансирование государственных структур, школа жила и развивалась. Совхоз " Деснянский" подарил школе 4 компьютера, было закуплено дорогостоящее оборудование для фотографического кружка, ученики бесплатно питались в столовой совхоза. Была налажена тесная связь с руководством совхоза в лице директора Лыкова Е. В. Здание школы было облицовано и покрашено, изменился внутренний интерьер. Оборудованы лаборантские комнаты . Зимой работал каток, был приобретен цветной телевизор и новая мебель. Воспитательный процесс строился по системе КТД(коллективных творческих дел)
2000-е годы
Наконец-таки в школу пришло "голубое топливо". Закончилась ежегодная мучительная заготовка дров.
Выпускники 2000 года вскрыли капсулу с посланием от выпускников 1970 года, связь поколений всегда была одним из условий движения вперед. Символично то, что среди выпускников 2000 года оказалась внучка бывшего директора Пузина В. Н. ,который явился инициатором послания потомкам 2000 года. В 2004 году школа получила в собственность здание бывшего детского сада. Теперь у учащихся появился свой спортивный зал и столовая. Работники бывшего детского сада вместе с заведующей Гуреевой Т. И. дружно влились в школьный коллектив.
В 2006 году социальный проект «Пусть будет краше наша школа» акции «Я - гражданин России» занял II место в районе. Реализуя проект, построили силами работников и учащихся новое школьное крыльцо.. В 2007 году социальный проект «Память» занял I место в районе. Учащиеся привлекли внимание областной и районной общественности к реставрации памятника испанскому патриоту Леонардо Гарсиа и погибшим в годы Великой Отечественной войны жителям с. Глинное. Два года подряд (2007 - 2008) ученица
Вера Фирсова занимала под руководством учителя истории Никитиной В. И. первые места на районных конкурсах «Ратные страницы истории» и защищали честь района на областных финалах конкурса.
В 2007 году мы заняли 1 место и стали лауреатами на Всероссийском конкурсе "Лучшие воспитательные системы страны." В 2007 году директор школы Белова Л. А. стала лауреатом областного конкурса " Лидер в образовании" . Брянское телевидение снимало репортаж о работе школы, газеты "Брянская Учительская газета" и наша районная " Наше время" на своих страницах делали публикации о школе, институт усовершенствования учителей БИПКРО обобщал опыт нашей работы, московский профессор одного из столичных вузов Кишеев просил использовать наш опыт в своей работе. На базе школы проходили районные и областные семинары.
В 2008 году в школу пришёл Интернет, но количество детей стало резко сокращаться. Из-за проводимой в стране оптимизации в сфере образования в 2013 году было принято решение о закрытии школы, которая вела свой отчет с 19 века. История нашей школы- это летопись более чем столетней истории нашей страны.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 13
В этой картине я вижу некий гротеск.
Сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического.
Словно религия берет верх над духовностью. А ведь каждый образованный человек знает, что духовность и религиозность - это принципиально разные понятия.
К сожалению, не всегда религиозный человек приходит к пониманию истины.
Развалившаяся школа с двухсотлетней историей и храм на её пепелище, простите за мой цинизм, это как победа фанатичности над той самой возвышенной духовностью, к которой мы все так стремимся!
Так вот, я желаю нам всем такого жизненного пути, который приведёт нас к истине и поможет отделить зёрна от плевел
Огромное спасибо и низкий поклон каждому учителю, кто отдавал нам частичку своей души в стенах нашей родной школы. Ваш труд ни с чем н...ЕщёЧестно говоря, сердце кровью обливается при виде школы в том состоянии, в котором она находится сейчас! Особенный контраст создает ухоженный, свежеокрашенный сельский храм - символ веры и последней надежды простого человека.
В этой картине я вижу некий гротеск.
Сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического.
Словно религия берет верх над духовностью. А ведь каждый образованный человек знает, что духовность и религиозность - это принципиально разные понятия.
К сожалению, не всегда религиозный человек приходит к пониманию истины.
Развалившаяся школа с двухсотлетней историей и храм на её пепелище, простите за мой цинизм, это как победа фанатичности над той самой возвышенной духовностью, к которой мы все так стремимся!
Так вот, я желаю нам всем такого жизненного пути, который приведёт нас к истине и поможет отделить зёрна от плевел
Огромное спасибо и низкий поклон каждому учителю, кто отдавал нам частичку своей души в стенах нашей родной школы. Ваш труд ни с чем не сравним и не соизмерим!