1465 год – Образовалось казахское ханство, возникновение которого стало завершением длительного процесса образования казахской народности. В 70 годах 15 века в состав казахского ханства вошла территория владений Абдулхаир хана. В начале 18 века резко возросла опасность со стороны Джунгарии, в связи с чем хан Абулхаир обратился к России с просьбой о «протекции». В 1740 году приняли присягу на верность России старшины среднего жуза. А позднее и султан Абылай. На основании указа сената 1822 года в Петропавловский округ вселяются крестьяне России, произведенные царем батюшкой в казачье сословие для охраны внешних границ. 8 марта 1824 года отряды конных казаков подполковника А. Григоровского выступили из Петропавловска и по прямой караванной дороге направились к горе Кокшетау, где у подножья южной стороны был открыт окружной «приказ». Осенью того же года у сопки Букпа казаки обосновали станицу «Кокчетавская». (год основания -1827) станица Арык-Балыкская- год основания 1849, станица Лобановская- год основания 1849, станица Нижне-Бурлукская –год основания 1849, станица Акан-Бурлук- год основания 1850, станица Верхне- Бурлукская-год основания 1850.Всего было основано 15 казачьих станиц. Других русских поселений на этой территории в районе кокчетавского мелкосопочника не было. Следом за казаками в казахские степи на вольные земли хлынула волна крестьян переселенцев гонимых нуждой и голодом с разных мест России, Украины, Поволжья. Определение мест и основание станиц « Уставом о сибирских киргизах» было предписано называть новые места по имени владельца данной местности, либо по существующему названию. Если за период с 1896 по 1905 год в 4 области Акмолинскую, Симипалатинскую, Тургайскую, Уральскую переселились 234134 человека, то в 1905-1915 годах 883255, а всего 1 миллион 117 тыс. человек. Обратное же движение за весь период составило 133260 человек или 12% от общего числа. За Урал в Сибирь в казахские степи и в среднюю Азию было две волны переселения до реформы 1861 года и после реформы 1861 до 1917 года. Наши предки Никитины по линии моего отца были переселенцами из Оренбургской губернии, по линии матери Тихановой из Пензенской губернии. Им по жребию выпал Кокчетавский уезд, и опять по жребию им были отведены земли в 20 км. от казачьей станицы Арык-Балыкская за Горькой речкой. Никитиным у озера Баян (летняя стоянка казахов), а Тихоновым у горы и речки Маньжурки. За взятку, которую дали старики землемеру он отвел им земли у озера Баян. Богатством, которого и по сей день пользуются уже больше века их потомки. В дальнейшем села, где родились мои родители по женской и мужской линии назывались (Саженка, Наследниковка, Баян) и (Маньжурка, Златогорка, Агынтай Батыр- по сведениям 2009 г.) В 1902-1905 гг. в Кокчетавском уезде было создано 30 переселенческих участков, а заселено 19. Мне удалось установить, что в 1920 году с. Наследниковка относилась к Константиновской волости, и в ней было 58 дворов 198 мужчин и 206 женщин. В Пеньковке, о которой я слышала в детстве на этот же период было всего 22 двора в которых проживало 62 муж. и 68 жен. Церкви строились в 1849-50 годах только в тех поселениях, где проживало 500 человек. Поэтому церкви в селе, где родился мой отец, и где родилась я, не было. Название села Саженка предположительно, сохранилось с середины 18 века. По отрывочным воспоминаниям старожилов, когда на земли кокчетавского мелкосопочника пришли казаки, и закладывались станицы Арык-Балыкская, Лобановская, Чалкарская, Нижне-Бурлукская, Акан-Бурлукская, Константиновская и другие, на второй сопке у озера Баян, были посажены дозоры, и стояли маяки, для предупреждения станичников в случае набега кочевых племен. Такие же маяки располагались на всех возвышенностях вблизи Арык-Балыка, Имантава, Лобанова. Посаженные дозорные в случае опасности зажигали сигнальные костры, которые были видны за многие километры в округе.
В 1898 году в Кокчетавском уезде было 13 волостей и 8 станиц. По данным переписи 1897 года в уезде проживало 155.5 тыс. человек. В т.ч. казахи 50,8 % русские31%, украинцы12.4%, мордва4,3% татары 1,0 %. В уездном городе Кокчетаве проживало 4962 чел.
1905 год
О переселении за Урал в доме Никитиных говорили ежедневно, как и в каждом доме села Ургинка. После сбора урожая многие жители сел и хуторов Оренбургской губернии стали готовиться к дальней дороге. Списки переселенцев комиссия по переселению готовила осенью. К концу зимы крестьяне стали готовиться в дорогу. Резали скот, ссыпали в мешки семенное зерно, чинили сбруи, сани, телеги. Весь скарб отца и Марии разместился на пяти подводах. Ранней весной в поток переселенцев только Никитиных влилось 28 человек. Мария шла особняком с детьми Павлом, Варей, Марьей, Степаном и двухлетним Михаилом. Шли переселенцы из села Ургинка по просторам России в неведомые края полгода.(почему то так говорил мой дед Степан) В пути у них потерялась сестра Варя. Она зашла в одну из деревень, обменять платок на продукты, да так и не смогла догнать своих родных. С Варей, исчез, и брусок воска, который она получила от прабабки, и который долгое время искал прапрадед. В бруске как говорил потом дед, были спрятаны видимо какие-то мелкие деньги, которые сохраняло несколько поколений Талановых. Какие драгоценности там были он не знал, и ни кто их не видел. В 1907 году летом Варе исполнилось бы 17 лет. Что случилось с Варей, жива она или погибла, для всех это осталось не разгаданной тайной.
Уже ближе к осени добрались переселенцы из с. Ургинка Оренбургской губернии в Казахстан и остановились у озера Копа Кокчетавского мелкосопочника. (По воспоминаниям моего деда, Никитина Степана Анисимовича, пришли они на новые земли с дедом, бабкой и матерью. (Об отце он не чего не говорил, что с ним случилось, и почему его не было среди них я не знаю) От Кокшетау / в дальнейшем г. Кокчетав / шли еще неделю к небольшому озеру Баян, где им и предстояло жить. К берегу озера и исконным летним пастбищам казахов переселенцы добрались под вечер, когда солнце уже садилось за тремя небольшими сопками, а по водной глади бегали яркие блики. Место переселенцам понравилось, не зря они дали взятку землеустроителю. Казахи откочевали на юг, перед тем как уйти забили все родники кошмами и завалили землей. Пришлось переселенцам искать воду заново и рыть колодцы, да года два отбиваться от набегов кочевых племен. Казахи постоянно воровали скот, но людей не трогали, видимо понимали не от хорошей жизни пришли эти люди в их края. Жизнь на новом месте медленно, но зарождалась. Переселенцы рубили лес, пахали землю, ставили времянки и избы. Дома строили в основном саманные, крыши крыли дерном или соломой. Поднимались деревня за деревней на еще не очень обжитых просторах северо-западного нынешнего Казахстана: Златогорка, Карловка, Лялинка, Гусаковка, Константиновка, Тахтоброд, Имантав. Орловка, Кривинка, Пеньковка и др. Некоторые села уже существовали ранее. Строилось село и у озера Баян, которое жители в дальнейшем назвали Наследниковкой. (Саженка, Наследниковка, Баян). Вместе с переселенцами из Оренбургской губернии, в село Наследниковка, были приписаны переселенцы из Харьковской и Воронежской губерний.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 18
читать о родных краях! Спасибо огромное !