В этот день, в 1984 году, они вылетели на тогда ещё сверхсекретном МиГ-31 в контрольный полет. Нужно было проверить последовательность выработки топлива и работы электросигнализации топливной системы, после того как была доработана топливная система. Для точности эксперимента измерительная часть топливомера была отключена. При разгоне на заданную скорость М=2,5 и высоту 20 км преждевременно сработала сигнализация выработки одной группы баков, затем - другой. Надо было возвращаться. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех топливных баков. Стрелка расходомера упала на «0»;. Тут же загорелась лампочка аварийного остатка. Однако аппаратура обманывала летчика: на самом деле топлива оставалось около 12,5 т. Федотов принял решение садиться с ходу, без двигателей. Сделав вираж для захода на посадку по крутой глиссаде, он вышел крутой «спиралью»; на дальний привод.
Предполагая, что топливо ушло и самолет пустой, он энергично довернул на посадочный курс. И неожиданно попал в режим сваливания. МиГ-31 с полными баками перешёл почти в отвесное пикирование... Последовавший анализ установил, что ни на стенде, ни математическим моделированием невозможно реализовать лавину ложных сигналов, вероятность которой близка к нулю. Была высказана версия практически мгновенного разрушения вала турбины двигателя Д-30-Ф6 как раз в момент доворота на посадочный курс: диски турбины, вращавшиеся с дикой энергией, перерубили управление самолетом, что и не позволило летчику предотвратить сваливание. Начальник ЦАГИ Герман Иванович Загайнов сравнил быстроту и точность действий Федотова с компьютером. Бортовой самописец показал, что действия пилота по предотвращению штопора были безупречны и молниеносны. Но земля приближалась со скоростью 100 метров в секунду. Были сброшены фонари кабин. Начало отделяться кресло штурмана Зайцева. На большее не хватило ни высоты, ни времени.
Александр Васильевич Федотов родился 23 июня 1932 года в Сталинграде. В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС, а в 1952 - Армавирское ВАУЛ, где был оставлен летчиком-инструктором. В 1958 окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 - МАИ. С августа 1958 - на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. В 30 лет он сменил на посту шеф-пилота фирмы Георгия Константиновича Мосолова, придя к этому благодаря своей огромной энергии, целеустремленности, беззаветной любви к небу, к летной работе. Александр Васильевич дал путевку в небо самолетам семейства МиГ, которые и сейчас защищают небо России: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31. Он первым в стране превысил тройную скорость звука, установил 18 мировых авиационных рекордов, два из которых не превзойдены до настоящего времени.
Как шеф-пилот микояновской фирмы, Александр Васильевич пользовался огромным авторитетом среди всех её сотрудников. Он разработал уникальную методику подготовки молодых лётчиков-испытателей к самым сложным видам лётных испытаний. В полной мере сознавая государственную важность своего дела, понимая, что от огромного количества мелочей зависит жизнь летчиков-испытателей, сбережение безумно дорогой экспериментальной техники, Александр Васильевич был чрезвычайно требователен к себе и к людям. И была в нём любовь к товарищам, за которую и они платили ему любовью и уважением.
Инженер Юрий Этингоф вспоминает: "от Федота всегда буквально какая-то невидимая сила исходила, какое-то мощное биополе. Стоит народ около летной комнаты в ангаре, курит, лялякает, а вот поднимается Федот по лестнице, подходит поближе - и разговоры становятся потише, народ внутренне словно по стойке "смирно" встает... Личность был Александр Васильевич, с самой большой буквы этого слова... В 84-м, через несколько дней после их – его и штурмана Валерия Зайцева – гибели на МИГ-31, мне повторили провидческие слова Федотова. Говоря о жестком, предельно требовательном отношении к своим подчиненным летчикам-испытателям, Федотов сказал - Я потому их так достаю, потому что мы очень давно не бились... Почти 15 лет на микояновской фирме умудрялись избегать людских потерь. Были катапультирования, иногда тяжелые, но Федотов, наверное, чувствовал, что то самое фатальное рядом. Всеми силами старался уберечь своих. И уберег - принял катастрофу на себя, прикрыв их словно грудью от пули. А то, что рядом Валера Зайцев оказался... Так уж авиационный бог распорядился. Чтобы они и ТАМ вместе летали..."
Работу эту Валерий Зайцев любил до безумия и до конца оставался предан ей всей душой. Личностные же его качества невозможно передать лучше, нежели процитировав слова Бориса Орлова:
«Какой же это был человек – Валерий Сергеевич, просто Валера, в обиходе ещё проще – Заяц! Такую доброту к людям, да и ко всему живому, такую безотказность, такое добродушие и незлобивость редко когда приходилось мне встречать. Про него мало было сказать: “Отдаст последнюю рубашку,” – он кусок собственной кожи отдал обгоревшему товарищу!»
Четвёртое катапультирование Александра Васильевича Федотова стало последним. Слишком поздно были вытянуты красные держки катапульты. При значительной вертикальной скорости падения его МиГа-тридцать-первого, развившейся к моменту столкновения с землёй, высоты для спасения не хватило ни ему, ни его штурману-оператору Валерию Сергеевичу Зайцеву…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 16