, часть 3.3
или "Всё во мне и я во всём!.."»
6
Опасаясь за здоровье отца, Мари осторожно постучала в дверь его комнаты и тихо вошла. Фёдор Иванович сидел и задумчиво глядел через окно вдаль на убегающие, залитые солнцем поля.
— Папа̀, ты в порядке?..
— Да, Мари, и ты мне нужна, хорошо, что зашла... Хочу продиктовать тебе несколько стихотворений, а то забудутся. Пока они живы в памяти, надобно записать...
— Хорошо папа̀, я только ручку возьму с бумагою, — Мари вышла в предвкушении, что сейчас настанет тот миг, который она любила. За диктовкой стихотворений она частенько прослеживала целую вереницу образов и того, что было скрыто от всех, её папа̀ был совсем ей понятным и близким. Но то, что он начал ей диктовать, она никак не ожидала, не услышать, не воспринять. Стихи переворачивали всё представление о нём, о жизни, о ней самой.
Есть в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других...
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих
Вдруг всё замрёт. Слезам и умиленью
Нет доступа, всё пусто и темно,
Минувшее не веет лёгкой тенью,
А под землёй, как труп лежит оно.
Чтение начинал медленно голосом спокойным, потом зазвучал стоном, потом постепенно переходил в сиплость и хрипоту, и чем дальше, тем рифмы наливались силой. Слова звучали чётче, отрывистей и тому горю, что изливалось из строк, прямо в очи ему, этому горю, летели убийственные слова... Когда читал, холодок пробегал по спине Мари. Она чувствовала глубину и смысл звучащих слов. Каждый раз, когда записывала за ним, то поражалась той силе слов, вроде обыкновенных, но в сочетании с остальными они звучали то музыкальным напевом, то противоположно – почти набатным призывом. Фёдор Иванович где-то сбавлял голос, где-то делал ударение и его стих ложился после прочтения не только на бумаге, а в голове Мари словно отлитый в бронзе... От силы такой у Марии Фёдоровны выступили слёзы. Известно, что настоящая поэзия переживает века и в вечности отзывается... Она прочно зависает в пространстве и ждёт часа, чтобы живым нервом воплотиться в жизнь. Так живо и органично воспринимала поэзию своего отца дочь...
Он увидел слёзы, подошёл к Мари, смахнул ей слезу и сказал тихо, тихо:
— Милая моя дочь, ты всё понимаешь... Прости...
Затем продолжил в том же ключе и тональности...
Ax, и над ним в действительности ясной,
Но без любви, без солнечных лучей,
Такой же мир бездушный и бесстрастный,
Не знающий, не помнящий о ней.
И я один, с моей тупой тоскою,
Хочу сознать себя и не могу -
Разбитый челн, заброшенный волною
На безымянном диком берегу.
Руки Марии Фёдоровны задрожали, она выводила на бумаге последние буквы нечёткими, потом промолвила:
— Папа̀, прошу тебя остановись, это невыносимо больно, как ты можешь это вытерпеть. Остановись... Завтра продолжим. Неужели, неужели жизнь такая?!.. Как же можно жить с такой болью?..
— Хорошо, Мари..., это отложим до завтра, а ещё одно запишем, оно другое – такое...
И голосом другого тона начал вслух читать...
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
— О-о! папа̀... Это совсем по-другому и силы в нём не меньше, а как мягко звучит сложение стиха, совсем по-нашему, по-христиански, со смирением и надеждой... «Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня?». Ах! как это хорошо!.. Печально, но хорошо...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 13
В этом вольном на первый взгляд отрывочке "Загадка бытия" 3.3 в моей вольной передаче того состояния, какое переживал Тютчев летом 1865 года, я максимально приближался к тому, как подавали разные источники. Например Обращение Фёдора Ивановича к Эрнестине взято из его письма к ней, вернее из двух писем (такой способ используют профессиональные биографы, когда пишут беллетризованную биографию какого-либо исторического деятеля), потом несколько строк об Елене, которой уже не стало как два месяца не придумано, а снята информация с письма её мамы своей сестре, где она рассказывает, как Фёдор Иванович общается с дочерью. И другие эпизодики, где нужно перелопатить груду материала, чтобы почувствовать и атмосферу и психологическое состояние главных действующих лиц. Другие интерпретаторы жи...ЕщёВижу своих постоянных читателей и тех безымянных молчаливых, кто прочитает и не скажет ни слова, да, наверное, и не надо, если не говорится... Всё я сказал в рассказе "Разговор в ночи"...
В этом вольном на первый взгляд отрывочке "Загадка бытия" 3.3 в моей вольной передаче того состояния, какое переживал Тютчев летом 1865 года, я максимально приближался к тому, как подавали разные источники. Например Обращение Фёдора Ивановича к Эрнестине взято из его письма к ней, вернее из двух писем (такой способ используют профессиональные биографы, когда пишут беллетризованную биографию какого-либо исторического деятеля), потом несколько строк об Елене, которой уже не стало как два месяца не придумано, а снята информация с письма её мамы своей сестре, где она рассказывает, как Фёдор Иванович общается с дочерью. И другие эпизодики, где нужно перелопатить груду материала, чтобы почувствовать и атмосферу и психологическое состояние главных действующих лиц. Другие интерпретаторы жизни Тютчева допускают куда больше вольностей и эти вольности ловятся. Конечно и я не без этого грешка. Буду рад, если кто-нибудь подловит неточность и напишет мне. Но полный штиль наблюдается и в проза.ру, тех кто кто сам пишет прозу и молчит, хотя читает... Ну хотя бы так, пусть читают.
Думаю многие стихотворения Тютчева станут откровением, "а что так было можно писать", признаюсь, работая с источниками, а параллельно приходилось читать и перечитывать поэзию Фёдора Ивановича, многое, очень многое мне впервые открылось, а на многое я по-другому посмотрел, уже зная его жизнь. Конечно я ОЧЕНЬ далёк от детального знания многих эпизодов жизни, это и невозможно... Читайте других исследователей жизни, мои строки это лишь небольшая затравка тем, кто не поленится и поинтересуется жизнью гения нашей русской истории.
Вы до сих пор остаётесь равнодушными? Тогда поднимите себя и прочтите...ЕщёСпасибо Вам! Пока писал свой комментарий Вы написали свой. Я всё думал, не сгущаю ли краски? Переписывал абзацы по нескольку раз, перечитывал и исправлял, убирал и оставил только то, без чего нельзя... Читать только те главки, где рассуждения и документы большей части читателям не интересно будет, поэтому я даю вольные вставки, НО которые основаны на строго документальных подтверждениях.
Думаю многие стихотворения Тютчева станут откровением, "а что так было можно писать", признаюсь, работая с источниками, а параллельно приходилось читать и перечитывать поэзию Фёдора Ивановича, многое, очень многое мне впервые открылось, а на многое я по-другому посмотрел, уже зная его жизнь. Конечно я ОЧЕНЬ далёк от детального знания многих эпизодов жизни, это и невозможно... Читайте других исследователей жизни, мои строки это лишь небольшая затравка тем, кто не поленится и поинтересуется жизнью гения нашей русской истории.
Вы до сих пор остаётесь равнодушными? Тогда поднимите себя и прочтите хотя бы стихи Тютчева! Вслух!.. Уверяю вас многое, как отжившая чешуя снимется...
Есть программа, когда можно себе заказать 50 экземпляров, авторские, и конечному потребителю она обойдётся скажем не 1100, а 600-700 рублей, но кто бы взялся за сбор денег и я бы сделал свой заказ. Сбор денег, потом отправить в издательство, получить заказанные 50 книг, потом распространить... С первой книгой занималась библиотечная система, но сейчас нет ни малейшего желания или возможности, я не знаю причины... А может не интересно... Никто этого делать не хочет, а спонсоров днём с огнём не сыщешь... Сейчас идёт война и на кни...ЕщёДля того, чтобы вынести это на бумагу, надо иметь немалые деньги, чтобы напечатать... Но есть некоторые бесплатные программы, в которых можно сверстать книгу, что я и сделал с двумя первыми: "Мозаика детства" и "А ты помнишь?..". Заказали ОЧЕНЬ ограниченное число желающих, видимо думают, что автор обогатится... Не поверите, что автору всего лишь с книги причитается несчастные 100 рублей, а всё остальное более 1000 идёт издательству. Вот так!
Есть программа, когда можно себе заказать 50 экземпляров, авторские, и конечному потребителю она обойдётся скажем не 1100, а 600-700 рублей, но кто бы взялся за сбор денег и я бы сделал свой заказ. Сбор денег, потом отправить в издательство, получить заказанные 50 книг, потом распространить... С первой книгой занималась библиотечная система, но сейчас нет ни малейшего желания или возможности, я не знаю причины... А может не интересно... Никто этого делать не хочет, а спонсоров днём с огнём не сыщешь... Сейчас идёт война и на книги у людей нет даже мысли, не говоря уже о деньгах... Будем ждать мирное время, а когда оно наступит? Судя по тому, что пишут и говорят -- НЕ СКОРО...
Вот такой длинный ответ на ваше короткое пожелание. Спасибо!
Благодарю тебя и дай Бог тебе здоровья и твоих творческих успехов!..