(в конце поста - джазовые шедевры Гудмена)
************************
Повесть о кларнетисте или Гудмен - «великий и…прекрасный»
--------------------------
Для меня слово джаз одновременно и неразрывно связано с именем Гудмена. Впервые эти два слова я услышал в классе четвёртом-пятом. Услышал на скамейке во дворе нашего заводского многоквартирного дома от моего тёзки с театральной, как я потом узнал, фамилией Волчек. Аркадий был родом из Ленинграда и распределен после ВУЗА к нам на Пермский телефонный завод молодым специалистом.
Он жил с семьей в нашем доме, один из подъездов которого был подъездом общежития для молодых специалистов. У Аркадия было два сына младше меня. Я их опекал и защищал от наших дворовых хулиганистых парней (попросту – дворовой шпаны), в действиях которых всегда был ещё и антисемитский душок. Часто после работы выходя во двор, Аркадий, будучи общительным человеком и интересным рассказчиком (таким он оставался и всю свою большую последующую жизнь), собирал рядом с собой на скамейке молодежь из общежития и беседовал с ними на разные темы. Меня в детстве всегда тянуло послушать тех, кто был старше меня, и я жадно впитывал то, что говорилось. И тогда от Аркадия я услышал и запомнил, а было это 60 с лишним лет назад, его восторженный рассказ, как он студентом в Питере попал на концерт американского джаза. На том концерте он услышал потрясающего музыканта с фамилией, как мне тогда послышалось, героя моей тогдашней любимой книжки - Гудвин, «великий и ужасный». Это был, конечно, Гудмен - Бенни Гудмен.
А года через три–четыре в гостях у одноклассника на пластинке «Музыкальный калейдоскоп» я услышал и первую джазовую композицию, которую запомнил на всю жизнь. Эта была «Синг, синг, синг» - коронная вещь и визитная карточка Бенни Гудмена. Рефрен с этими словами, отбивая ритм, я часто напевал и напеваю сам себе все эти годы. И сразу на лице сразу появляется улыбка и все вокруг становится светлее. Попробуйте тоже. ************************ Бенджамин Давид Гудмен (полное имя великого джазмена) родился в Чикаго, в семье еврейских иммигрантов Давида Гутмана из Белой Церкви под Киевом и Доры Резинской-Гутман из Ковно (Каунас). Бенни был девятым из 12 детей в семье. Родители Бенни познакомились в Бостоне, а поженившись, переехали в Чикаго и поселились в одном из беднейших районов города на Максвелл-стрит. Отец устроился портным по пошиву готовой одежды на небольшую фабрику, а мать воспитывала детей. Семья была очень бедной, подвал, где они жили, часто не отапливался — не было денег на дрова. Ребята ходили в школу и при этом старались помогать родителям, подрабатывая чисткой ботинок, мытьем окон и продажей газет.
Традиционно в выходные дни всё семейство посещало один из парков Чикаго, где в летнее время проходили музыкальные концерты.
Однажды Дэвид случайно узнал от соседей, что в ближайшей синагоге детей бесплатно учат играть на различных инструментах и даже предоставляют им инструменты всего за 25 центов в неделю. Несмотря на тяжелейшие условия с семейным бюджетом, Бенни и два его старших брата стали посещать эти уроки: Гарри дали тубу, Фредди получил трубу, а Бенни достался кларнет. Отец не ошибся в своих сыновьях: они оказались музыкально одаренными и способными детьми, и уже через год мальчики демонстрировали перед гостями семьи свое умение игры на инструментах. А вскоре слух о талантливых маленьких музыкантах стал быстро распространяться по округе, они стали получать приглашение поиграть на семейных праздниках, вечеринках и танцах, зарабатывая на этом небольшие деньги, которые были подспорьем в семейном бюджете. Так для Дэвида и Доры Гудмен музыкальные занятия детей стали не только душевной отрадой, но и источником средств существования, и действительно, дела шли на поправку. Отец Бенджамина смог распрощаться с местом портного и завёл газетный киоск. А еще было важно, что , благодаря музыке мальчики не пошли в еврейский криминал. Чикаго 20-х годов прошлого столетия славился страшным бандитизмом, который приводил жителей города в ужас. Ограбления и убийства не только ночью, но и днем были привычным делом. Бенни Гудмен вспоминал: «Если бы я и мои братья не занимались музыкой, то по тогдашним законам улицы обязательно стали бы бандитами».
********************** Бенни своими успехами заметно отличался от других мальчиков, занимавшихся музыкой в синагоге и год спустя он свободно исполнял композиции популярного кларнетиста Тэда Льюиса. Родители радовались за сына, желали, чтобы он стал профессиональным музыкантом. Для осуществления своей мечты он стал брать частные уроки по классическому кларнету у замечательного педагога и солиста Чикагского симфонического оркестра Франца Шеппа. Под его руководством и в результате многочасовых каждодневных упорных занятий уличный мальчишка преобразился в настоящего музыканта. Педагог настолько был рад успехам своего ученика, что отказывался брать оплату за уроки и даже организовал для Бенни первый сольный концерт. Его дебют состоялся в 12 лет в Central Park Theater в Чикаго. Выступление юного музыканта привлекло внимание не только любителей музыки, но и профессиональных музыкантов. Они восторгаясь юным вундеркиндом, в шутку называли Бенни «музыкантом в коротких штанишках». А в четырнадцать лет, решив посвятить свою жизнь музыке, он бросил школу и начал подрабатывать в местных оркестрах. В августе 1925 года выступление Бенни услышал саксофонист Гил Родин, который в то время играл в бэнде барабанщика Бена Поллака, который тоже был родом из Чикаго. Поллак пригласил Гудмена в Лос – Анжелес, где в то время базировался его оркестр.
Трогательный момент прощания 15-летнего Бенни с отцом перед отъездом Лос-Анжелес показан в фильме «История Бенни Гудмена» (1956 год). Несколько печальный и совсем юный Бенни, сидя на крыше многоэтажного дома, объясняет отцу то, как важна для него музыка, которую он хочет играть, и…как нужен ему смокинг, чтобы поехать на гастроли вместе с оркестром Бена Поллака. Отец Гудмена трагически погиб 9 декабря 1926 года. Он был сбит автомобилем и скончался в больнице, так и не придя в сознание. Начавший работать в оркестре Бенни, как мог помогал своим родным, отдавая им почти все заработанные деньги.
**********************
В оркестре Поллако Гудмен музыкант проработал четыре года. За время работы с Поллаком Гудмен приобрел большой исполнительский опыт и сделал в 1926 году сделал свою первую студийную записи в составе оркестра. После этого он еще делал запис, как с орекстром, так и в сольном исполнении. В оркестре Поллака Бенни Гудмен познакомился и солировал вместе с Гленном Миллером, дружба и оркестровое соперничество с которым длились много лет до самой гибели Миллера в авиакатастрофе над Атлантикой в 1944 году.
*********************** Осенью 1929 года 20-летний Гудмен принял судьбоносное решение – он переезжает в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру независимого музыканта. Он записывается на радио, играет в оркестрах бродвейских мюзиклов, создаёт собственные композиции и сам же их исполняет совместно с первыми самостоятельно созданными небольшими инструментальными ансамблями.
Особенным для Гудмена стал 1931 год, который ознаменовался записью первой авторской композиции «He’s Not Worth Your Tears» (Он не стоит твоих слёз), быстро завоевавшей популярность у широкой публики. В 1933 году Бенни познакомился с Джоном Хэммондом потомком богатейшего семейства знаменитым белым открывателем афроамериканских джазовых талантов и известным экспертом в мире джаза. Будучи первым продюсером королевы джаза и блюза Билли Холидей, Хэммонд организовал ее запись совместно с Гудменом, после чего их знакомство переросло в близкие отношения. Бенни никогда не страдал расовыми предрассудками, но мать Холидей была против того, чтобы ее дочь встречалась с белым.
Джон Хэммонд стал продюсером, наставником и опекуном Гудмена. Он помог Бенни заключить контракт с крупной звукозаписывающей фирмой Columbia Records и в содружестве с известными исполнителями записать несколько композиций, которые вошли в первую десятку.
Также Хэммонд стал близким другом музыканта. В 1942 году Гудмен женился на сестре Хэммонда Элис Франсис Хэммонд. У пары родились две дочери: Рейчел и Бенджи, плюс к трем дочерям Элис от первого брака. Сам Гудмен был женат только один раз. При этом «Король свинга» был очень рассеянным человеком – он никак не мог запомнить имена двух своих дочерей и трех падчериц, называя их просто девочками.
***********************
Успех композиторских опытов, поддержка Хэммонда, а также предложение выступить в мюзик-холле Билли Роуза, вдохновили Гудмена на создание первого собственного джаз-оркестра, первое представление которого состоялось 1 июня 1934 года. Уже месяц спустя инструментальная композиция Гудмена «Лунный свет» («Moon Glow») надолго оказалась на вершинах хит-парадов.
************************
В ноябре того 1934 года Гудмен подписывает контракт с «Эн-би-си» на серию радиопередач «Let’s Dance!» (Потанцуем!). Но весной 1935 года в связи с забастовкой рабочих Национальной бисквитной компании — главного спонсора этой радиопередачи — руководство «Эн-би-си» вынуждено было закрыть передачу, и Гудмен с оркестром остался без работы.
В то время в США продолжалась Великая депрессия и, чтобы заработать на жизнь и содержание оркестра, Гудмен решил летом 1935 года предпринять гастрольную поездку по США, свою первую гастрольную поездку. Так как денег на аренду гастрольного автобуса не было, то поездка через почти через всю страну проходила на личных и арендованных автомобилях музыкантов.
По пути следования в городках Среднего Запада концерты оркестра не пользовались популярностью. Слушатели глубинки не воспринимали джазовую музыку, которую играл оркестр, она была им непривычна. Залы были почти пустые. В Денвере даже назрел скандал: люди потребовали вернуть деньги. Разочарованные музыканты уже думали, что их гастроли подошли к концу, некоторые из них покинули оркестр.
Будучи почти на мели, коллектив Гудмена добрался до Лос-Анджелеса. Финансовая ситуация была настолько критическая, что музыканты из-за боязни повторения Денверской истории, начали концерт не со своей музыки, а с обычной танцевальной. Но в этом случае местная публика восприняла ее без энтузиазма, вяло топталась в проходах, начался ропот. Дело в том, что здешние слушатели уже были знакомы с музыкой Гудмена по радиопередаче «Потанцуем!», и пришли как раз для того, чтобы услышать свинг.
Видя всё это, барабанщик в паузе воскликнул: «Ребята, какого черта мы делаем? Если это наш последний концерт, так давайте сыграем его так, как бы нам не стыдно было себя проводить». И они заиграли свой свинг — в полную силу, со всей мощью и необузданностью. Публика взвыла от восторга — ведь именно этого они и ждали, ради этого пришли. Под музыку оркестра Гудмена танцполе начали отплясывать четыре тысячи пар ног. С того концерта под свингом стали понимать не только новое направление в джазе, но ещё и чувство куража, которое непременно охватывает музыкантов и слушателей.
А вскоре 21 августа 1935 года в лос-анджелесском бальном зале «Паломар» оркестр Гудмена дал еще один концрт. Это выступление прошло с настоящим триумфом, после которого Гудмен был признан безусловной звездой джаза, а сам концерт стал считаться началом «Эры свинга».
*****************
Свинг, как стиль отличался профессионализмом, красивыми мелодиями, четкостью, в то же время ему была присуща развлекательно-эстрадная и танцевальная направленность. Все это в полной мере блестяще продемонстрировано постоянным конкурентом Гудмена оркестром Глена Миллера в культовом для поколений советских джазменов послевоенных лет, фильме «Серенада Солнечной долины». Свинг давал возможность демонстрировать слушателям филигранный стиль и отточенное мастерство музыкантов.
Как правило свинговый оркестр 1930-х годов включал в себя около 15 музыкантов и состоял из секции труб и тромбонов, секции саксофонов и ритм-секции (рояль, бас, ударные, иногда ритм-гитара). Аранжировка строилась на противопоставлении секции труб секции саксофонов, а рояль, бас, ударные держали четкий ритм. Саксофонная секция вела мелодию, в то время как трубы шли в такт сильным долям. Эффект создавался потрясающий. Усидеть на месте, и не пойти танцевать под эту музыку, было невозмжно.
*******************
В начале 1936 года Гудмен переезжает из Нью Йорка в родной Чикаго, где в с большим успехом выступал в Конгресс-Отеле до весны 1936 года. Там же с певицей Хелен Уорд Гудмен создаёт ряд произведений, которые становятся настоящими шлягерами и неоднократно попадают на первые строчки хит-парадов.
Вскоре Гудмен возвращается в Нью-Йорк, где, не в последнюю очередь благодаря Элле Фицджеральд, исполнившей «Поцелуй этого года», его имя становится чрезвычайно популярно. Слава об оркестре Гудмена распространяется на всю страну. Бенни Гудмен заключает контракт с радио «Си-Би-Эс» на ведение передачи «Караван верблюдов», которая затем будет выходить в эфир более двух лет. А в октябре 1936 года его оркестр впервые появляется на телевидении. В 1937 году состоялась серия триумфальных концертов оркестра Гудмена в театре «Парамаунт», во время которых Гудмена неофициально провозгласили «Королем свинга». В декабре 1937 года его оркестр снимается в фильме «Отель Голливуд»
**************************
В те годы в Гарлеме в танцевальном зале «Савой», который посещали зрители различных национальностей, проводили «Битвы джаз-бэндов». В «Савойе» оркестр афроамериканского виртуоза-барабанщика Чика Уэбба соперничал с другими оркестрами Нью Йорка и часто одерживал над победу. В оркестре Чика Уэбба начинала свою карьеру Элла Фитцджеральд. После смерти Уэбба в 1939 году она будет возглавлять этот оректр до 1942 года, когда оркестр прекратил своё существование. Гудмен, понимая свою возросшую значимость, решил бросить вызов Чику Уэббу.
Весь город был украшен афишами о предстоящей музыкальной «дуэли столетия». Танцзал «Савойи» вмещал 4000 желающих, еще 5000 остались на улице, но не расходились. Никогда публике не приходилось видеть и слышать что-либо подобное. Оба оркестра были великолепны. Музыканты настолько старались, что, кажется, и воздух был заряжён этой мощной энергией, но когда музыканты Уэбба начинали игру, участники оркестра Бенни Гудмена просто махали рукой. Они понимали, что победу одержит Чик Уэбб. Бенни тогда проиграл дуэль.
**************************
В 1938 году концерты полностью сформированного биг-бэнда проходили на очень высоком профессиональном уровне. В состав оркестра Гудмена входили известные джазмены, в т.ч. барабанщик Джини Крупа – родоначальник неподражаемого барабанного соло. Но при этом музыканты в оркестре очень часто менялись, причиной этому было непрерывное стремление руководителя к совершенному исполнению и его нетерпимость к ошибкам. Если кто-нибудь из музыкантов не устраивал Гудмена, то он одаривал человека своим «рыбьим взглядом», то есть смотрел сквозь человека. Не многие могли выдерживать такое пренебрежение и уходили из оркестра.
В 1938 году композиции Гудмена четырнадцать раз входили в десятку лучших. Пик карьеры Гудмена за все тридцатые годы пришелся на 16 января 1938 года. В этот день он дал концерт в Нью-Йорке в Карнеги-холле в зале филармонии. Впервые за всю историю этого зала в нем прозвучала джазовая музыка. После этого концерта Бенни Гудмен - сын еврейских иммигрантов из Чикагских трущоб - заработал свой первый миллион долларов. Заработал за тираж пластинок с «живой» записью своего выступления в Карнеги-холле.
**************
Среди композиций Гудмена, прозвучаших втот день в Карнеги-холл, была и знаменитая «Sing, Sing, Sin, With a Swing» (Пой, пой, пой под свинг), ставшая музыкальным гимном эпохи свинга. Впоследствии она была включена в Зал славы премии «Грэмми». Эта песня была написана итало-американским певцом и композитором Луи Примой. Но знаменитой и символизирующей времена свинга она стала, благодаря инструментальному варианту её мелодии, в исполнении оркестра Гудмена. При этом гудменовская версия этой мелодии была длиннее оригинала: вместо 3 минут она звучала 8, а иногда и 12-ти минут.
******************
В 1939 году у Бенни Гудмена начались проблемы со здоровьем: невыносимая боль в ногах заставила его лечь в больницу, а затем даже сделать операцию. При этом трудности не сломили Гудмена и, немного окрепнув, он вновь усердно приступает к работе. Он записывает новые композиции, которые несколько раз попадают в десятку лучших. В ноябре 1939 года Гудмен принял участие в постановке бродвейского мюзикла «Swingin’ the Dream» (Свинг мечты). Джазмен стал популярен не только в США, но и в Европе. Так в 1938 году венгерский композитор Бела Барток посвятил ему своё трио «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано.
Вторая Мировая война внесла свои коррективы в работу оркестра: многие солисты ушли в армию, а молодежь, занявшая их место, не отвечала всем творческим требованиям руководителя. В 1943 году Гудмен, не задумываясь, меняет молодежь на ветеранов, которых ранее приглашал посезонно. Оркестр в таком составе играл хорошо, но исполнял он легкие композиции прошлых лет. В 1942-1943-ем годах Гудмен снялся в 4-х фильмах, в т.ч. в картине с символическим названием «Синкопа». Бенни отлично вживался в роли и талантливо передал состояние своих героев.
В 1944 году вместе со своим квинтетом он участвует в очередном бродвейском мюзикле - «Семь искусств», который у зрителей пользовался огромной популярностью и выдержал 182 представления. В апреле 1944 года вышел сборник композиций Гудмена - «Hot Jazz», который мгновенно попал в топ-10 лучших пластинок.
******************
Со середины 40-х годов свинг сменил бибоп, для которого не требовались большие по количеству музыкантов свинговые оркестры. Гудмен еще в 1944-м начинает подумывать о роспуске музыкантов, но окончательно решается на это позднее. В декабре 1949 года он распускает свой джаз–бэнд, чтобы полностью посвятить себя сольной исполнительской деятельности и записям. В последующие годы Гудмен периодически собирал ансамбли на временной основе только на время концертов, гастролей и записей. В основном это были квинтеты или секстеты, реже — биг-бэнды полного состава.
Являясь признанным авторитетным профессионалом, Гудмен постоянно стремился к ещё большему совершенству и с 1951 года он начал брать уроки исполнительского мастерства у известного английского кларнетиста Реджинальда Келла.
**********************
В ноябре 1950 года в продажу поступает двойной альбом «Джаз-концерт в Карнеги-Холле», представлявший собой «живую» запись знаменитого выступления Гудмена 16 января 1938 года. В течение года этот альбом оставался на вершинах хит-парадов и стал самым продаваемым джазовым альбомом на тот момент времени. Впоследствии «Джаз-концерт в Карнеги-Холле» был включён в Зал славы «Грэмми». Последовавший за ним альбом «Джазовый концерт № 2», основанный на записях 1937—38 годов, также был очень популярен у публики в конце 1952 года. С появлением высококачественного формата записи (Hi-Fi) Гудмен перезаписал многие свои хиты на студии «Capitol», создав из них альбом «B.G.», ставший хитом в марте 1955 года. Спустя год Гудмен записал ещё один альбом, в котором звучала музыка из автобиографического фильма «The Benny Goodman Story» (История Бенни Гудмена, 1956). Главную роль в этом фильме сыграл Стив Аллен, однако музыку исполнял сам Гудмен.
В 1963 состоялось воссоединение легендарного квартета Бенни Гудмена образца середины 1930-х, а записанный ими альбом «Снова вместе!» стал одной из популярнейших пластинок. В последующие годы Гудмен почти не записывался, одной из последних его крупных работ стал альбом «Бенни Гудмен сегодня», записанный в 1971 году в Стокгольме.
Незадолго до своей смерти получил премию «Грэмми» за альбом «Потанцуем!» (на основе музыки к одноимённой радиопередаче в начале его карьеры в 1934-35 гг.).
**********************
С 1956 года Гудмен в качестве Музыкальнго посла доброй воли Соединенных Штатов совершил большие гатсроли по странм Европы, Дальнего Востока, Южной Америки. Во время гастролей музыкант прославился не только как непревзойденный джазмен, но и как прекрасный исполнитель музыкального классического репертуара. Он играл Брамса, Дебюсси, Моцарта, из произведений которого он записал два альбома. В 1958 году Гудмен выступил в американском павильоне на Всемирной выставке в Брюсселе.
********************
В 1962 году Бенни Гудмен стал первым всемирно известным джазовым музыкантом, который после войны побывал с гастролями в Советском Союзе. Сборный оркестр Гудмена состоял из «звёзд джаза». Гастроли были распланированы на целых полтора месяца с посещением шести крупных городов: Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Тбилиси и Сочи. В общей же сложности состоялось 32 выступления, которые посетили около 200 тысяч человек
Уже после Гудмена в СССР побывали с краткосрочными гастролями Дюк Эллингтон (1971 год) и Дэйв Брубек (1987 год).
Гудмен неоднократно предпринимал попытки совершить гастроли в Советском Союзе, так так надеялся осуществить свою мечту, с которой он не расставался с самого детства: побывать на родине своих родителей. Музыкант встречался с послом Советского Союза в Америке, был спонсором культурной программы по обмену музыкантов, но советские чиновники в гастролях ему отказывали под предлогом, что «советские люди не интересуются джазом».
Осенью 1959 года Дмитрий Шостакович и Тихон Хренников с группой ведущих советских музыкантов посетили Соединенные Штаты Америки. Среди тех, кто принимал гостей, был Бенни Гудмен. Советские музыканты были в восторге от его игры, они сказали в интервью ведущим советским газетам, что никогда не слышали столь прекрасного звучания джаза. При встрече с Бенни Гудменом Тихон Хренников, тогдашний председатель Союза композиторов СССР сказал: «Ваше творчество очень любят у нас в стране, хорошо его знают». Тогда Гудмен простодушно спросил: «Если вы меня так любите, почему же вы меня к себе не пускаете?»
**********************
И вот 8 марта 1962 года было подписано двухгодичное соглашение по культурному обмену Америки и СССР, и Бенни Гудмену дали разрешение взять с собой полный состав его оркестра и отправиться в шестинедельный тур по Советскому Союзу. В Америку же с ответными гастролями отправился Украинский фольклорный танцевальный ансамбль.
Первый концерт американских джазменов состоялся в Москве 30 мая 1962 года. На это выступление, состоявшееся во Дворце спорта в Лужниках, вмещавшем 15 тысяч зрителей, прибыло все советское руководство, включая главу партийного руководства Хрущева с супругой, Микояна, Косыгина и министра культуры Фурцеву. При этом в те годы джаз в СССР был фактически запрещен и в ходу была поговорка: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!».
Успех первого выступления Гудмена был ошеломляющий. Почти после каждой композиции была буря оваций, «бисовки». Аудитория была в восторге.
Правда, после первого отделения Хрущев покинул зал, заявив, что у него от «джазов» начинает болеть голова. Тем не менее на следующий день в газете «Советская культура» Гудмена назвали «истинным поэтом кларнета, который играет так, как до него никто не играл».
Также на следующий день Хрущев неофициально посетил посольство США, где непринужденно пообщался с Гудменом и музыкантами. В беседе Хрущев признался: «Я люблю хорошую музыку, но не понимаю джаз, я не имею в виду только ваш, я не понимаю и советский джаз». Сошлись на том, что обоим нравится Моцарт, а в завершении все вместе спели «Катюшу».
При посещении Красной площади Гудмен был так заворожен ритмом, в котором шли часовые при смене караула у мавзолея, что достал кларнет и стал им подыгрывать. На следующий день в заголовках газет было написано: «Король свинга под аккомпанемент солдатских сапог исполняет джаз в сердце коммунизма!»
Особенно Бенни Гудмен ждал концертов в Киеве, поскольку его отец был родом из города Белая Церковь в 80-ти километрах от столицы Украины. Неслыханный успех выступлений Гудмена в Москве насторожил местные партийные власти. Слишком бурные аплодисменты и овации могли трактоваться, как восторженное отношение к американскому образу жизни, который демонстировал джазмен к тому же с еврейскими корнями. Несмотря на попытку властей распределять билеты только по заводам и фабрикам, ажиотаж был такой, что для выступлений гостям предоставили самый большой зал в Киеве - Дворец спорта, вмещавший 8000 зрителей. Успех и восторг на концертах в Киеве был не меньший, чем в Москве.
При этом, несмотря на желание Гудмена побывать на родине отца в Белой Церкви, киевские власти не пошли на это, хотя музыкант предложил дать дополнительный бесплатный концерт. В утешение Гудмену, который был страстным рыбаком, устроили прогулку на катере по Днепру и рыбалку на одной из проток Днепра в живописном районе Киева – Дарница. Речная рыбалка всю жизнь была главным и хобби Гудмена. Свой немалый днепровский улов музыкант отдал на кухню ресторана и устроил в ресторане для своих музыкантов обед с ухой из пойманной им рыбы. Для этого столы в зале были сдвинуты в один и приглашена киногруппа для съемки этого застолья.
В Сочи оркестр поселили в гостинице «Приморская» на берегу Черного моря. Обстановка в городе была свободнее, концерты проходили в Летнем парке под открытым небом. Амфитеатр вмещал 1700 человек, но люди сидели и на деревьях. После первого концерта в Сочи Гудмен закатил в гостинице вечеринку с шампанским, во время которой, сославшись на напряженную обстановку при подготовке тура, извинился перед оркестрантами за то, что был с ними порою груб.
В Ташкенте концерт особого успеха не имел, зато плов после выступления пришелся гостям по вкусу.
Очень теплый и сердечный приём был оказан Бенни Гудмену в Тбилиси. Оркестру Гудмена было устроено живописнейшее выступление Ансамбля народного танца Грузии. Красивые национальные костюмы и великолепное исполнение танцоров так поразили гостей, что Гудмен со своими музыкантами сыграли для грузинского ансамбля несколько своих вещей. А еще накануне отъезда из Тбилиси Гудмен посетил тбилисскую синагогу.
В Ленинград оркестр Гудмена прибыл 18 июня, в сезон белых ночей. Длившиеся два с половиной часа концерты проходили на Зимнем стадионе, вмещавшем 6000 человек. Зрители были без ума: овации и вызовы на бис продолжались еще долго после того, как все музыканты уходили со сцены. На последнем концерте в заключении Гудмен вместе с барабанщиком сыграл знаменитую и неувядаемую «Bei Mir Bist Du Schein».
Также американские оркестранты встретились с ленинградскими джазовыми музыкантами. После этого все вместе пришли к единому мнению, что Ленинград – это лучший для джаза город в СССР. Также Гудмен был в восторге и от своей рыбалки на набережной Невы.
Как позже признались музыканты оркестра, такого прекрасного приема во время гастролей в СССР никто из них не ожидал, напротив они боялись унижений и общественного порицания. Гудман был восхищен и от исполинских размеров залов, и тем, что у советских людей оказалось «все в порядке чувством свинга».
Последняя неделя гастролей прошла в Москве. Для музыкантов было устроено несколько вечеринок и даже пикник с настоящими хот-догами в American House и джем-сейшн в молодежном клубе.
Гудмен и его музыканты были также приглашены в Союз композиторов СССР, где он встретился с музыкантами, в том числе с теми, с кем вполне мог бы поговорить на идише: Эдди Рознером, Леонидом Утесовым, Оскаром Фельцманом.
Гастроли Гудмена, прошедшие с небывалым триумфом помогли в немалой степени вывести из тени джаз в Советском Союзе. Вместе с тем они помогли раскрыть свой талант многим советским джазовым музыкантам.
Под впечатлением от поездки Бенни Гудмен в том же 1962 году выпускает альбом «Benny Goodman in Moscow» с живыми записями с концертов на стадионе «Лужники». А на следующем году в СССР был выпущен документальный фильм, рассказывающий об этих гастролях.
***********************
17 января 1978 года Бенни Гудмен блестяще выступил на концерте в Карнеги-холл в честь 40-летия того первого незабываемого выступления здесь в 1938 году.
В начале 1980-х годов музыкант собрал свой последний оркестр и появлялся с ним на телевидении, участвовал в различных шоу-программах. Запись концерта с гитаристом обладателем десяти премий «Грэмми» Джорджем Бенсоном, выпущенная в 1982 г., продемонстрировала, что творческая энергия и технические возможности Бенни ничуть не уменьшились с годами. Он мог перевести любую мысль, пришедшую ему в голову, на язык кларнета.
Умер Бенни Гудмен 13 июня 1986 года в Нью-Йорке после репетиции в Линкольн-Центрe во сне от сердечного приступа. Он похоронен в городе Стэмфорде, штат Коннектикут.
*****************************
Как джазовый кларнетист Бенни Гудмен не имел себе равных. Его безупречная игра установила стандарты качества для джазового исполнения, выведя его на новый уровень.
Он был выдающийся музыкант-новатор:
- Он первый из руководителей джазовых оркестров еще середине 1930-х годов стал объединять в своих коллективах музыкантов, имевших разный цвет кожи, из-за чего имел прозвище «расовый дальтоник».
- Он первый из музыкантов объединил в своём репертуаре джазовые композиции и музыкальную классику. Леонард Бернстайн создал цикл «Прелюдия, фуга и рифф», где Гудмен солировал. В 1948 г. Аарон Копленд написал посвященный «выдающемуся джазовому кларнетисту» концерт для кларнета с оркестром, который 6 февраля 1951 г. был исполнен в Карнеги-Холле Симфоническим оркестром NBC.
- Бенни Гудмен был первым, кто в своём ансамбле использовал вибрафон и электрогитару в качестве солирующего инструмента.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1