Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада приглянулась одной деятельной женщине, Аделаиде Симонович, которая в 1863 году вместе с мужем открыла платный детский сад, правда, платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. В связи с этим уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашёл своё воплощение в книге «Детский сад».
В последующие годы частными лицами было открыто ещё несколько платных детских садов в крупных городах Империи, но огромного потока детей в них так и не было.
Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешёвых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь было открыто несколько дневных детских комнат, где все желающие матери-работницы могли оставить детей под присмотром нянечек на полном обеспечении.
В 1868 году в Петербурге открылся так называемый «народный» детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоёв. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно.
«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой и т.д. В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.
Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.
«Детские сады давно уже стали устраиваться за границей в чужих странах, и у нас в России в больших городах, на фабриках, где много живёт рабочих людей, где матерям приходится уходить из дома на работу, - писал А.И.Шингарёв в 1906 году. - По примеру городских и фабричных садов, стали устраиваться сады и ясли и в деревнях, но только на рабочую пору, когда матери уходят в поле. Все знают, как плохо приходится в крестьянском быту маленьким детям в рабочую пору. Ни ухода за ними в это время, ни надзора; хорошо ещё, если будут кое - как накормлены. Не до них матерям, когда поспеет хлеб в поле. Много так погибает детей в деревне, много сотен, тысяч и даже сотен тысяч детей умирает в рабочее время на Руси. Вот почему, особенно земские доктора, стали заботиться об устройстве в деревнях яслей и для грудных детей... За детьми здесь смотрят, их кормят, моют, устраивают им игры, забавляют. Целый день, с раннего утра, дети находятся все в сборе, и только к ночи за ними приходят матери и разбирают их по домам; если же матери не возвращаются домой, а ночуют в поле, то и дети остаются на ночевку там же, где были собраны весь день».
Но если в крупных городах условия содержания детей в детских садах было ещё более-менее приемлемым, то дошкольные учреждения, создававшиеся местным самоуправлением, больше напоминали французские приюты, чем детские сады. Один из таких и посетила педагог Е. Иорданская в 1906 году. «Часто заведывание ими находится в руках людей неопытных, стоящих далеко от педагогики, но местное население всё-таки довольно и этими яслями, хотя бы потому, что дети не предоставлены сами себе», - написала она.
Комментарии 3